На протяжении последних нескольких лет в Западно-Казахстанской области проводятся исследования уникального курганного комплекса сарматов, который не тронуло ни время, ни человек.
С
2012 года в Теректинском районе Западно-Казахстанской области специалистами Западно-Казахстанского
областного центра истории и археологии под руководством директора центра,
доктора исторических наук М.Н. Сдыкова и научного сотрудника центра Я.А. Лукпановой проводятся
исследования курганного комплекса Таксай I.
Комплекс
состоит из шести земляных насыпей. В кургане №6 было открыто уникальное по
составу находок полностью сохранившееся захоронение женщины-жрицы. Важным
знаком для археологических поисков этого памятника стали серебряный ритон и
перстень, которые были найдены в этом районе во время пахотных работ 60 лет
тому назад.
До
начала раскопок земляная насыпь этого кургана составляла в высоту всего один
метр, поскольку постоянно распахивалась, в первоначальном виде она была
значительно выше.
Предварительная
датировка, проведенная радиоуглеродным методом по остаткам дерева и кости, позволяет
говорить о возникновении памятника в период конца VI – начала V вв. до н.э.
Исследования сарматской
культуры в научной деятельности Западно-Казахстанского центра истории и
археологии основаны на результатах уральской археологической школы, которая
сформировалась в Уральске еще в 70-е годы ХХ века. Поэтому закономерно, что
сарматология сейчас является одним из основных, наряду с изучением средневековой
городской культуры, направлений в работе центра. В течение 10 лет, практически
с момента основания центра истории и археологии, было изучено более 50 сарматских
курганов, в том числе на комплексах Сегизсай, Кырык-Оба, Булдурта, Облавка и
др.
В 2012 году в ходе раскопок комплекса Таксай археологами Западно-Казахстанского
центра истории и археологии было обнаружено захоронение знатной женщины
раннесарматского времени. Материалы, найденные здесь, способ захоронения,
элементы погребальной конструкции, большое количество ритуальных предметов и
изделий из золота, а также великолепно сохранившийся слепок обугленного от огня
гребня с изображением батальной сцены вызвали широкий резонанс в научном
мире.
В истории Западно-Казахстанского
региона находка такого уровня исследуется впервые. Ранее обнаруженные здесь «золотая
женщина» из комплекса Сегизсай (Лебедевка) Западно-Казахстанской области и «золотой
воин-сармат» из Атырауской области значительно уступают по степени
информативной насыщенности убранству и предметам комплекса Таксай.
«Золотая женщина»
Выбор комплекса Таксай
в качестве объекта для раскопок был не случаен. В 1965 году при распашке пахотных
земель здесь были обнаружены предметы, которые, как показало заключение
специалистов, относились к сарматской эпохе. Среди находок был и серебряный
ритон, вскоре ставший широко известным в научных кругах. Только в 2012 году,
спустя 37 лет, было исследовано место случайных находок и определено четыре курганных
комплекса. С этого времени проводятся ежегодные археологические работы.
В течение полевого сезона здесь были раскопаны три кургана. В первых двух
курганах обнаружены рядовые погребения, которые дали интересные, но
малочисленные находки. И только последний, третий, курган принес во многом
уникальный материал.
Представляем читателям первые результаты изучения артефактов комплекса
Таксай. Все исследования проводились на базе Западно-Казахстанского центра истории
и археологии. К работе над археологическими находками были привлечены ученые и
специалисты из Астаны и Алматы, Токио (Япония), Бохума и Франкфурта-Дюссельдорфа
(Германия), Москвы, Санкт-Петербурга, Оренбурга, Челябинска, Пущино, Новосибирска.
Специалистами научно-реставрационной
мастерской, возглавляемой известным художником-реставратором Казахстана, совместно
с учеными центра подготовлена скульптурная реконструкция женщины, которая
сейчас выставлена в Национальном музее истории в Астане. Здесь же представлены
оригиналы всех находок. В Уральске экспонируется вторая скульптурная композиция
и копии основных артефактов.
Таксайский гребень Реконструкция гребня
По своим
параметрам и пышности погребального обряда захоронение Таксайского кургана
уступает таким известным скифским памятникам, как Иссык, Солоха, Чертомлык,
Огуз и др. Однако по количеству и разнообразию изделий из драгоценных металлов,
дерева, бронзы, найденных здесь, сложности погребальной конструкции он вполне
может соперничать с богатыми скифскими и сакскими захоронениями, а отдельные
предметы можно назвать уникальными и ранее неизвестными в научном мире.
Исследование памятника показало перспективность скурпулезного научного
исследования, позволяющего существенно дополнить имеющиеся сведения по изучению
материальной культуры ранних кочевников Южного Приуралья.
Незначительные
письменные данные о ранних кочевниках,
малочисленность иных источников – все это затрудняет возможность охарактеризовать
жизнь племен раннего железного века в полной мере. Поэтому основой для изучения
древней истории и культуры кочевников являются материалы раскопок
археологических памятников. Как правило, курганы в большинстве своем
разграблены еще в древности и археологам приходится буквально по крупицам реконструировать
погребальную конструкцию памятника, а из фрагментов собирать артефакты.
К
счастью, курган №6 комплекса Таксай I –
один из тех редких памятников, которого миновала судьба грабительского
вмешательства.
Остаются
актуальными вопросы происхождения и эволюции культуры ранних кочевников Южного
Приуралья.
Существуют
различные точки зрения о времени и этапах формирования культуры ранних кочевников региона. Они были высказаны
в трудах М.И. Ростовцева, Б.Н. Гракова,
К.Ф. Смирнова, Л.Т. Яблонского, Б.Ф. Железчикова, С.Ю. Гуцалова, Р.Б.
Исмагилова и других ученых. Резюмируя их предположения, мы склоняемся к идее совмещения двух
потоков мигрантов и автохтонного населения в конце VI-V вв. до н.э. на
территории Приуралья.
К середине VI
в. до н.э. процесс формирования культуры ранних
кочевников происходит под влиянием скифов Восточной Европы и саков Приаралья.
Кочевые и полукочевые племена Приаралья
появились в Западном Казахстане и на Южном Урале к концу VI в. до н.э.
Весьма вероятно, что их появление здесь связано с сильным военным нажимом ахеменидского Ирана на массагетов и переселением
последних в южно-уральские степи (Таиров, Боталов, 1996). В результате сложных
этнополитических процессов в регионе складывается культура приуральских
номадов, представляющая собой симбиоз нескольких крупных этнических групп,
который стал началом формирования прохоровской культуры. Сложившаяся культура
ранних кочевников Западного Казахстана, как и Южного Приуралья - это «сплав
исходно разнородных этнокультурных
формаций, имевших различное территориальное и генетическое происхождение»
(Яблонский, 2008).
Результаты многолетних археологических исследований в
Приуралье показали, что население этого региона в раннем железном веке создало
самостоятельную и неповторимую культуру. Говоря о культуре племен региона, Л.Т.
Яблонский отмечает, что, занимая
территории пограничные со скифами и савроматами на западе, саками на юге,
оседлым лесостепным населением на севере и на востоке (в Зауралье), родственные
им и близкие по языку приуральские
номады сыграли огромную роль в распространении
передовых достижений технологии и культуры того времени на огромных
пространствах Евразийской степи от Балкан до Северного Китая.
В эпоху раннего
железа здесь достигли значительного прогресса технические приемы металлообработки,
повышается профессиональный уровень мастеров, в особенности, ювелиров.
Найденные различные украшения из золота, серебра, бронзы свидетельствуют, что древние ювелиры овладели
различными способами изготовления изделий. Это методы ковки, гравировки, тиснения с низким
рельефом, инкрустации, плакировки золотом. Украшения, изготовленные ими, были
великолепными по исполнению, вместе с
тем отражали специфику и особенности мировосприятия кочевников. Наряду с
местными изделиями, существенную часть материальной культуры ранних кочевников
Западного Казахстана и Южного Приуралья составляли предметы импорта, которые
отражали направления экономических, политических и культурных связей
кочевников.
Ранние кочевники
не оставили поселений, но в казахстанской степи
сохранились многочисленные памятники той эпохи, безмолвные свидетели
существования здесь номадов – курганы. Они хранят в себе огромное
количество информации и являются источником знаний об истории региона в период раннего железного века.
Доктор исторических наук М.Н. Сдыков, научный сотрудник Западно-Казахстанского центра истории и археологии Я.А. Лукпанова