Забытые страницы из истории закрытия Семипалатинского полигона
28.08.2014 1252
История одной докладной записки в судьбе человека

По результатам медицинского обследования населения на территориях, прилегающих к полигону, проведенного в 1957-1959 годах Саимом Балмухановым и Бахией Атчабаровым, был составлен отчет о губительном влиянии ядерных испытаний на экологию всего региона, на основе которого в Кремль пошла докладная записка за подписью 1-го секретаря Семипалатинского обкома КП Казахстана М.А. Сужикова. В ней впервые была представлена систематизированная картина увеличения заболеваний неведомой раннее симптоматики, а также лучевого воздействия на наследственный код казахов. Как впоследствии вспоминал академик Балмуханов, после выполнения этой миссии секретарь обкома "слетел со своего поста как шапка с головы" [1]. 

Нарушение режима секретности в отношении полигона в данном случае не играло существенной роли при достаточно развитых средствах технической разведки. Основанием для беспокойства явился сам поступок, когда демарш представителей казахской интеллигенции против брутальных методов, какими реализовывалась стратегия ядерного превосходства СССР, мог возбудить общественное мнение. Норберт Винер говорил о тоталитарном государстве, что в ответ на сигналы обратной связи оно реагирует уничтожением их носителя.  

Пример Сужикова примечателен и с точки зрения того, какой метод применила коммунистическая политтехология для дезавуирования своих строптивых периферийных руководителей. Прецедент с докладной запиской по поводу смертоносного влияния Семипалатинского полигона на местное население, являясь истинной причиной недовольства Москвы и Алма-Аты, тем не менее, не могла выступить в качестве повода для смещения областного руководителя. События должны были развиваться уже по отлаженному номенклатурному сценарию. В качестве традиционного предлога для аутодафе выдвигалось обвинение в срыве обязательств по производству сельскохозяйственной продукции. Сначала рупор ЦК КПСС "Правда" дала жесткую критику положению дел в сельском хозяйстве в области [2].  Затем был проведен III-й пленум Семипалатинского обкома КП Казахстана, где Сужиков критиковался за то, что "урожайность сельскохозяйственных культур не повышается, а в ряде хозяйств собирают низкие урожаи" (Д.А. Кунаев)[3].  3 сентября 1960 года Сужиков был снят с поста 1-го секретаря Семипалатинского обкома партии за срыв мероприятий по зернодобывающим отраслям. 

Однако парадокс заключался в том, что лишь неделю спустя новое руководство области торжественно объявило о том, что "труженики сельского хозяйства Семипалатинской области досрочно к 10 сентября выполнили план продажи хлеба государству" [4].  Тут был очевиден как политический подлог в проведенной акции, так и её скрытый смысл: зона имперских интересов в Казахстане была вне компетенции республики.

Как бы там ни было, но с конца 1958 года по январь 1961 года испытательных взрывов ядерного оружия на полигоне не производилось за исключением гидроядерных экспериментов. Докладная записка все-таки возымела свое действие: Министерство среднего машиностроения СССР произвело отселение аулов из опасной зоны и частично компенсировало местному населению вывод земель полигона из хозяйственного оборота, на систематической основе начали проводиться медицинские освидетельствования.

Литература и источники

 Ұлылардың суретiн ұлтарағына жасырған. // Дала мен Қала. № 39 (№ 116), Жұма, 30 қыркүйек 2005 ж. 
Слова расходятся с делом. // Правда. 1960, 21 августа.
Третий пленум обкома КП Казахстана. // Прииртышская правда. 1960, 6 сентября.
Хлеб – Родине. // Казахстанская правда. 1960, 13 сентября.