«В истории начиная с античного времени и до сегодняшнего дня я не встречал ни одного факта о том, что казахи специально для борцов шили одежду», - рассказывает заслуженный тренер РК Елемес Алимханов.
Мы продолжаем цикл статей о традиционных видах спорта и боевом искусстве казахского народа.
Состязание палуанов было неотъемлемой частью жизни народа, населявшего
территорию современного Казахстанаеще
в середине II тысячелетия до нашей эры. Разновидности традиционного спортивного состязания тюркских
народов имеют один общий корень, о чем мы уже ранее писали. Главное же отличие казахской борьбы в том, что палуаны
состязаются только в стойке.
Имена прославленных
казахских борцов, таких как Балуан-Шолак, Хаджимукан, Боранкул, Молдабай,
Озаман-Шолак и другие, навсегда останутся в истории и сердцах казахского
народа.
Однако қазақ күресі
– это не только единоборство, определявшее сильнейшего борца, гордость народа,
не просто любимое зрелище, сопровождавшее каждый той. Этот вид национального
состязания еще в глубокой древности служил опорой для овладения военным
искусством. Казахские воины развивали силу и мужество, выносливость и ловкость,
занимаясь борьбой, а нередко состязание палуанов предопределяло и исход военного сражения.
Тем не менее, имея
глубокие традиции и долгую историю, главное единоборство казахского народа получило
официальное название только в Советское время, не раз оно претерпевало и изменения
правил,
а общепринятая одежда, в которой состязались борцы, и вовсе отсутствовала.
О том, каким образом в конце 90-х годов на борцах, занимающихся қазақ күресі, впервые появилась
специальная форма, в интервью для нашего портала вспоминает ее создатель
профессор, заслуженный тренер Казахстана Елемес Алимханов.
Елемес Алимханович, как известно, определенной одежды для
қазақ күресі никогда не было:
боролись то в сапогах, то в куртках, то с голым торсом. Расскажите,
пожалуйста, о своей работе над созданием формы для қазақ күресі, которая стала
узнаваемой во всем мире.
- В истории начиная с античного времени и до
сегодняшнего дня я не встречал ни одного факта о том, что казахи специально для
борца шили одежду. Возможно, таких фактов попросту нет. В эпосах нет ни одного
упоминания о том, что когда-то для палуана изготавливалась специальная одежда. Я
задался вопросом: «почему?».
В начале 90-х гг. из Японии в Алматы приехала большая
делегация: журналисты, операторы, историки. В то время Министерство спорта еще было
в Алматы. Они приехали специально, чтобы заснять борьбу қазақша күрес. Это было лето, все
происходило на лужайке рядом с цирком.
Студенты показывают приемы қазақ күресі японским журналистам (из личного архива профессора Е. Алимханова), 1992 год, Алматы
До 1990-х гг. палуаны боролись в куртках для самбо
или в кимоно для дзюдо. Так было принято. Мы одели спортсменов и начали показывать
технические приемы. Иностранные журналисты внимательно наблюдали.
Спустя 20-30 минут, когда мы уже устали показывать
им технические приемы, они задали нам вопрос: «Когда вы начнете показывать
национальную борьбу казахов? Это же наше дзюдо и самбо».
Только тогда мы
поняли, что одежда и атрибуты борьбы решают все. Я говорю: «Минутку, мы вас
поняли, это была разминка». Через дорогу от места проведения состязания стоит
театр драмы имени М. Ауэзова. Мы побежали туда, попросили чапаны, одели в них спортсменов,
завязали пояса. Увидев вновь наших борцов, японцы восторженно воскликнули: «Вот
это другое дело, теперь это действительно ваша национальная борьба». И мы
заново начали показывать все технические приемы.
Так и началась моя
научно-исследовательская работа. Для того чтобы прийти к каким-то выводам,
нужно было понять, в чем главные отличия қазақша күрес от самбо и дзюдо. В
куртках для дзюдо длина рукава 2/3, в самбо она достигает кисти спортсмена, а в
қазақша күрес – до локтя. Я начал исследовать национальную одежду казахов.
Заметил, что батыры облачались в одежду
с короткими рукавами. Оказывается, во время единоборства и боев за длинные
рукава мог легко хвататься соперник, в такие рукава можно было даже попасть копьем.
И если враг схватит за рукав, то все – пропал. Я понял, что батыры не случайно
носили одежду с коротким рукавом.
Современная одежда
борца один в один копия торғауыт –
так называлась одежда батыра. Это штанины до колен и куртка с короткими
рукавами. Прежде чем прийти к окончательному варианту формы, все варианты
одежды мы проверяли в технических приемах, и короткие рукава оказались очень
удобными для приемов в стойке. В 1996 году я защитил кандидатскую диссертацию
на тему: «Влияние одежды борца на его техническую подготовку». Я получил
хороший отзыв, имею международный патент, и эта спортивная форма постепенно
внедряется. Сейчас весь мир знает, видя наших спортсменов в форме, что это казахская
борьба.
Образцы кольчуг батыров, взятые за
основу для одежды қазақ күресі
У казахов есть
пословица, что борцы
перед выходом на состязание засучивают рукава и закатывают штаны. Это
естественная подготовка перед единоборством. Это также повлияло на форму борца.
У других народов, монголов, якутов, грузин, киргизов, узбеков, была специальная одежда для
борьбы. А казахи в чем приходили, в том и боролись, или договаривались:
давай в чапанах, с поясом или без.
Для того, чтобы
выйти на международную арену, у борцов должна быть своя национальная одежда и
правила. Прежде чем принять окончательный вариант формы, мы провели большое
количество чемпионатов и первенств в разных вариантах одежды. Мы опробовали 10
вариантов одежды борца, прежде чем остановиться на одном.
Утвержденный эскиз одежды борца
Борец испытывает форму, 1996 год (из личного архива профессора Е. Алимханова)
Мнение эксперта:
Президент Федерации казахской борьбы г. Москвы Владимир Резанов: «Когда я подавал на признание қазақша күрес в Спорткомитет России, я должен был обосновать отличия казахской борьбы от самбо и дзюдо. Я начал смотреть исторические изображения борцов, козлодрание, қыз қуу и проч. И у всех одежда была с короткими рукавами. Профессор прав, что не было профессиональных в современном понимании спортсменов и соответственно общей формы для них, была просто одежда с короткими руквами – чапан, а сейчас у нас есть официальное название – балуан торғауыт (балуан – борец, торғауыт – так называлась защитная одежда батыра). Короткие рукава не мешают быстро среагировать, захватить или дать отпор.
Составляли ли борцы особенную прослойку общества, как, например, батыры?
- Батыры
были особенной прослойкой общества. Они доказывали свое звание в боях, борцы, также
как акыны, зергеры, ткачи, и составляли отдельное сословие. В каждом ауле и
роду были свои палуаны. Если их не было, значит род был слабым, с ним не
считались, потому что некому было этих людей защитить. Палуаном, силачом, называли
не каждого, это звание нужно было доказать, его давал народ.
Елемес Алимханович, можно ли говорить о том, что сила палуана передавалась его
потомкам?
- Могу привести в
пример Хаджимукана. Он был всемирно известным борцом, завоевал 49 золотых
медалей на международных состязаниях. Сын его окончил институт физической
культуры, занимался борьбой, однако так и не состоялся как профессиональный
борец. Не всегда природа передает дар от отца к сыну, он может передасться и в
седьмом поколении. Телосложение Хаджимукана передалось сыну, а вот природная
сила нет.
А внук Хаджимукана
сегодня известный певец и музыкант. Возможно, его сын станет борцом, и тогда
вернется Хаджимукан.
Некоторое время я
занимался отбором детей и обоснованием пригодности ребенка к тому или иному
виду спорта. Оказывается, эта область очень тщательно была изучена немецкими
учеными, и сейчас ведутся исследования, но результаты не разглашаются. Задатки
и склонность к определенному виду спорта можно определить с ранних лет. Есть
специальная методика, физиологические исследования, позволяющие «читать» их.
Активное возрождение қазақ күресі как национального вида спорта
началось в 90-х гг. прошлого века. Какие еще значительные пробелы наблюдаются в
этом процессе?
- До
обретения независимости в правилах қазақша
күрес была бальная система оценок приемов, точно так же, как и в самбо. Потому
что когда мы жили в едином Союзе, Москва как бы диктовала, чтобы виды борьбы народов
всех союзных республик оценивались по единой бальной системе. До этого бальной
системы в қазақша күрес не было.
Впервые в 1929 году
правила қазақша күрес появились в письменном виде. Тогда только начали вводить
весовые категории, которых до этого момента тоже не было. Ввели ковер – место
для борьбы, судейство – это все пришло в советское время. До этого в қазақша
күрес не было деления на весовые категории, друг с другом могли состязаться борцы
весом как 50 кг, так и 100 кг.
Палуанами считались
те, кто имел огромный вес и при этом силу. Будь ты юрким, быстрым, внешнее
проявление силы обязательно должно было быть. Было всего три оценки – победа,
поражение и ничья. Интересно, что у японцев, борцов сумо, тоже есть ничья. Когда
не могут определить, кто победил, кто первым упал, тогда дается повторная возможность
сразиться. В нашей борьбе тоже такое правило было, это называется «ит шығыс».
Бывало и такое, что палуаны не могли перебороть друг друга – тогда это
считалось равной борьбой, победителя не было. На следующий день могли перенести
единоборство, и через месяц и даже год могли борцы вновь встретиться и
продолжить состязание.
Во времена Ивана Поддубного боролись и по шесть, и
по двенадцать часов. Это было обычным явлением, могли состязание продолжить и
на следующий день. Хаджимукан так же боролся. Конечно, применялись и цирковые
элементы для того, чтобы заинтересовать зрителей, собрать народ и на следующий
день. Народ приходил и на следующий день, снова платил деньги.
Возвращаясь к вопросу, я не согласен с последними нововведениями
в системе оценок, взятыми из дзюдо, считаю, что нельзя копировать. Я противлюсь
этому, потому что считаю, что каждое действие борца должно оцениваться – он трудится.
Упор руками не считается, упал борец на колени – считается. А ведь чтобы противник
упал на ковер, нужны силы и технические приемы. И не имеет значения, на руки он
упал или на колени, это надо оценивать, тогда спортсмен не будет падать. Почему
монгольская борьба такая массовая? Потому
что любое касание в ней – это поражение.
Пассивность – это не красота, борьба должна быть
красивой и философской, то есть одновременно должны присутствовать сила,
честность и техника. Борьба такая и была, но мы многие традиции растеряли. В
своей докторской я писал, что в советское время в школьной программе и программе
спортивных школ не было ни одного слова о национальных видах спорта. А сегодня
я насчитал 315 видов национальных игр, и это не считая того, сколько мы
потеряли. Каждая игра чем-то полезна, нужно понимать их психологическую и прикладную функции. В
игре асык я насчитал 40 составляющих, которые развивают ловкость, точность,
равновесие, математическую логику и т.д. Я даю своим магистрантам задания на
исследование биомеханических особенностей национальных игр.
Людмила Выходченко