История музея берет свое начало с 1999 года, когда
он был основан на личной коллекции Бейсена Шормакова – ветерана и почетного железнодорожника Казахстана. Сейчас
же это экспозиции, которые отображают всю историю становления и развития
железнодорожного транспорта РК.
В фойе при в ходе в музей посетителей встречает столетний ветеран железной дороги –
станционный колокол , чугунный, выкрашенный золотой краской .Который и до сей
поры не потерял силу голоса: дергаем за веревку и помещение наполняется густым,
звенящим звуком.
Когда-то он стоял на станции Уштобе и реально
работал, оповещая о прибытии и отбытии поездов, оттуда его и привезли…
Экспозиции музея
начинаются с зала «Шелковый Путь», рассказывающего о быте казахского народа до
появления первых «стальных» коней и предтечи железнодорожного сообщения -
караванных торговых путях. Кстати, большинство современных участков железной
дороги проходят по трассам древнего шелкового пути. В зале выставлены
археологические находки: детали облицовки зданий, черепки бытовой утвари,
ювелирные изделия из серебра и картины.
И вот начало всех начал…
Один из уникальных
предметов в экспозиции музея - это подлинная
карта “Железнодорожных, почтовых и пароходных сообщений Российской империи” 1894
года. На ней отдельно выделен первый появившийся на территории Казахстана
участок железной дороги - от Покровской слободы до Уральска. Его строительство
началось в 1892 году.
Первая железная дорога
в Казахстане начала строиться в 1901 году на западе Казахстана, а с января 1904
года пошел первый поезд от Оренбурга до ст. Кубек (Казалинск).
Не удивительно, что значительная
часть экспонатов музея связана с легендарным Турксибом. Построенная в период с
1926 по 1931 годы, Туркестано-Сибирская железная дорога стала одним из самых
масштабных проектов молодого Советского государства.
В музее хранятся настоящие инструменты рабочих,
строивших Турксиб: кирки, лопаты, масляные лампы, прессы для уплотнения грунта,
внушительные пилы для резки рельсов. Смотря на все это, понимаешь, каких
нечеловеческих усилий стоила работа подобными примитивными инструментами, в
дикой степи и при любой погоде. Строители Турксиба совершили настоящий подвиг и
сдали дорогу в эксплуатацию на год раньше запланированного срока.
Значительная часть коллекции – модели локомотивов и
вагонов. Здесь можно увидеть эволюцию техники - от первых паровозов до
современных сверхскоростных поездов.
Отдельный уголок музея
отведен под средства связи между станциями. Тут можно увидеть прекрасно
сохранившийся образец печатающего устройства от телеграфного аппарата Морзе, а
также использовавшиеся после Великой Отечественной войны аппараты Бодо.
Одной из самых
интересных экспозиций музея является двигающийся макет работы железной дороги. По
рельсам которой едут поезда, все это
сопровождается звуковыми сигналами – гудками локомотивов, перестуками колес,
подсветкой.
На втором этаже музея
представлены личные вещи выдающихся путейцев и архивные документы, касающиеся
строительства железных дорог. Привлекает внимание массивный рабочий стол – стол первых
руководителей Казахстанских железных дорог.
Китель Кабжана Мухамеджанова - почетного железнодорожника, проработавшего на железной дороге с 1935 по 1979 годы.
Совершить поход и услышать гудок из прошлого Вы сможете по адресу: г. Алматы ул. Фурманова 127, с понедельника по пятницу с 10.00 до 17.00.
Алена ДЕМЧЕНКО