Силами Казахстана отреставрированы крупнейшие культурные центры Дамаска и Каира
25.07.2014 1467
РГП «Казреставрация» с 2007 по 2012 гг. занималась воссозданием известнейших историко-культурных центров Сирии и Дамаска: мемориального центра Аль-Фараби и мечети Султана Бейбарса.

РГП «Казреставрация» с 2007 по 2012 гг. занималась воссозданием известнейших историко-культурных центров Сирии и Дамаска: мемориального центра Аль-Фараби и мечети Султана Бейбарса.

«Казреставрация» обязана своим рождением мавзолею Ходжа Ахмеда Яссави. «В 1956 году было принято постановление Совета министров КазССР о создании мастерской, которая занималась бы только проблемами памятника Ходжа Ахмеда Яссави. Позже мастерская расширила свои границы и стала республиканской организацией», – рассказывает заместитель гендиректора РГП Токмагамбетов Еркебулат.

Организация работает в рамках государственной программы «Мәдени Мұра», которая с 2002 по 2013 год провела реставрацию 83 исторических памятников по всему Казахстану. Как оказалось, в копилке работ казахстанских реставраторов есть воссоздание и благоустройство двух уникальных историко-культурных памятников мусульманского мира. Такой труд сделал честь казахстанским зодчим, но и одновременно привнес некоторые сложности в нелегкое дело реставраторов.

«Сейчас мы работаем над 32 историко-культурными объектами Казахстана, а в 2008-2013 гг. мы работали в Каире, Дамаске, – вспоминает директор РГП «Казреставрация» Туякбаев Канат.

В 2007 году я был в составе делегации, возглавляемой Н.А. Назарбаевым, в столице Сирии Дамаске. Там находится могила великого ученого и мыслителя Аль-Фараби. В Дамаске есть кладбище, на котором похоронены потомки пророка Мухаммеда. Сохранились могилы его жен. Склепы жен пророка опоясаны горизонтальными черно-белыми полосами – это стиль Бейбарса. Где бы он ни строил: в Ливане, Иордании, Сирии, Египте, все историко-архитектурные и духовные сооружения, построенные им, имеют такие полосы. Другим опознавательным знаком его работ является изображение барса и пиалы – чашки с ножкой – над главными дверями монументального сооружения. Барс был своего рода его логотипом – брендом, говоря современным языком».

Во время той исторической поездки в 2007 году казахстанская и сирийская стороны договорились о том, что Казахстан будет создавать Историко-культурный Центр Аль-Фараби в Дамаске. С тех пор была проделана колоссальная работа по строительству культурного мемориала, целью которой стало сохранение могилы гения всего мусульманского мира.

Историко-культурный Центр Аль-Фараби, Дамаск. На фотографии заметен мазар Хафса аны - одной из жен пророка Мухаммеда

Казахстанские реставраторы достойно справились с ответственностью, которая легла на их плечи: Центр Аль-Фараби получился очень современным и красивым. Привлекает богатая отделка мемориала, продуманная инфраструктура. 

«Книжные полки заказывались специально в Великобритании, потому что помещение небольшое, а они очень компактные. Сам проект состоит из четырех залов. Один мы подарили губернатору, который хотел разместить в нем экспозицию о Дамаске, в остальных трех залах мы развернули экспозицию об Астане, Независимости Казахстана, а также жизни и творчестве Аль-Фараби. Также есть четыре гостиничных номера, апартаменты Президента Казахстана для приема высоких гостей, комнаты для обслуживающего персонала, ресторан на 100 мест, есть помещения для переводчиков, для проведения курсов, есть подземный паркинг, – подробно рассказывает о культурном центре Канат Кымызович. – В 2011 году мы закончили строительство комплекса, в 2012 году мы планировали сдать его госкомиссии, а после проверки отдать на пользование МИД РК, посольству Казахстана в Сирии или какому-нибудь сирийскому учреждению. Но вопрос остался нерешенным, мы ждем уже два года, до сих пор мы платим за сохранность комплекса».

Шестиэтажный Центр Аль-Фараби располагается на площади в 6 тысяч кв. м. Под своеобразной пирамидой (на фото) находится могила великого мыслителя

Несмотря на трудности по эксплуатации мемориального сооружения, Центр Аль-Фараби посещают паломники и туристы?

– Мы передали этот этно-культурный центр Академии арабского языка, кураторством и меценатством которого занимается супруга самого Башара Асада. Мы отдали ей ключи, а она передала этот комплекс в пользование Академии арабского языка», – отмечает главный реставратор Казахстана.  

При строительстве историко-культурного комплекса, посвященного Аль-Фараби, казахстанская сторона построила 48 многоквартирных домов и переселила в них жителей, чьи дома пришлось снести. «Жителей 48 многоквартирных домов мы переселили в новые квартиры. Люди плакали, ведь они не мечтали, что и спустя 300 лет когда-нибудь появится такая возможность пожить в нормальных бытовых условиях. Новые квартиры получили простые люди, у каждого из них по 7-8 детей. Нам нужно было освободить территорию под строительство. Они жили, мягко говоря, в трущобах: в одной квартире ютились три-четыре семьи», – вспоминает Канат Кымызович.

Строительство Историко-культурного Центра Аль-Фараби, Дамаск

Трудились казахстанские реставраторы и над восстановлением мечети Султана Бейбарса в Каире, которая была разрушена до основания. «Спустя почти 800 лет мы восстановили половину сооружения, другую половину должны были восстанавливать египтяне. Но уже два года прошло с того момента, как остановилось строительство с их стороны», – сетует Канат Туякбаев.

Каир, реконструкционные работы, мечеть султана Бейбарса 

Так мечеть Бейбарса будет выглядеть после завершения реконструкции

В отреставрированной казахстанскими мастерами части мечети располагается сегодня склеп, где покоятся отец с сыном – великие правители Египта – Бейбарс и Аль-Малик ас-Саид Берке-хан, и библиотека из 75 тысяч спасенных книг.

В мраморной усыпальнице покоятся султан Бейбарс и его сын 

Болеет душой Канат Туякбаев не только за судьбу уникальных мусульманских центров, созданных силами Казахстана, еще больше беспокойства вызывает у него сохранение исторических культурных памятников внутри страны.

Какие еще работы по сохранению исторических памятников сегодня проводятся, помимо реставрации?

«Мы также занимаемся консервацией памятников. Археологи раскрывают памятники, это могут быть и 20, и 30 соток. Если памятник вскоре не подвергнуть консервации, то после 2-3 дождей его можно потерять. Если археологи не засыплют памятник или не законсервируют его, он исключается из-под охраны государства. Мы должны работать в унисон с археологами: они раскрыли, мы должны идти следом и консервировать его, закреплять и закрывать навесами, превращая в музей под открытым небом. Но мы не всегда успеваем, потому что многие из них копают не системно. В последнее время мы ставим вопрос о том, чтобы археологи создавали списки памятников, над раскопками которых они будут работать, а мы, согласно этим спискам, будем их закрывать. Мы просим всех археологов, если мы не успеваем, пожалуйста, самостоятельно закрывайте памятники пленкой, камышом».

Работы «Казреставрации». Мавзолей Бабаджи Хатун, X-XI вв. и Мавзолей Айша Биби XI-XII вв. 

Работы «Казреставрации». Медресе Шаян, XIX век

Очень часто в СМИ появляется информация о том, что такой-то памятник пришел в упадочное состояние. Как вы реагируете на такие сообщения?

«Я хочу сказать, что только на одном республиканском бюджете невозможно сохранить наши памятники истории и культуры. Имеется перечень памятников каждой области, они утверждены акимами и взяты под охрану. Каждая область тоже должна заботиться о своем культурном наследии, но все ждут помощи от республиканского бюджета. В республике взято под охрану 11,5 тысяч памятников, в каждой области находится от 800 до 1000 памятников. Многие акимы занимают свою должность по 2-3 года, а потом уходят, конечно, они даже не успевают со списками ознакомиться.

Я работаю в «Казреставрации» более 35 лет, меня еще молодым привлек к работе Узбекали Жанибеков, занимавший тогда должность заместителя министра культуры Казахстана. Он один из первых основателей возрождения традиций и культуры казахов. С 1974 года он взялся за эту работу. В 1976 году была создана группа проектирования, в 1977 году ее объединили с «Казреставрацией». За это время мы сохранили больше 500 памятников. Конечно, 500 памятников против имеющихся почти 12 тысяч – это капля в море. Однако ни одна республика не имеет системный подход к сохранению памятников, который есть у нас. Все организации бывшего СССР после 1991 года перешли в частные руки. Только в Казахстане есть такая организация как РГКП «Казреставрация».

Как туризм мог бы помогать в вашей работе?

«Только через туризм мы и можем улучшить ситуацию, но туристические организации с нами не работают. Без нашего разрешения они возят людей, ничего не платят ни нам, ни в областную казну. Компании, развивающие туризм по историческим местам, должны или платить налоги, или оказывать помощь по сохранению памятников истории», считает директор республиканской организации «Казреставрация».


Людмила Выходченко