РГП «Казреставрация» с 2007 по 2012 гг. занималась воссозданием известнейших историко-культурных центров Сирии и Дамаска: мемориального центра Аль-Фараби и мечети Султана Бейбарса.
РГП «Казреставрация» с 2007 по 2012 гг. занималась
воссозданием известнейших историко-культурных центров Сирии и Дамаска: мемориального
центра Аль-Фараби и мечети Султана Бейбарса.
«Казреставрация» обязана своим рождением мавзолею Ходжа
Ахмеда Яссави. «В 1956 году было принято постановление Совета министров КазССР
о создании мастерской, которая занималась бы только проблемами памятника Ходжа Ахмеда
Яссави. Позже мастерская расширила свои границы и стала республиканской
организацией», – рассказывает заместитель гендиректора РГП Токмагамбетов
Еркебулат.
Организация работает в рамках государственной
программы «Мәдени Мұра», которая с 2002 по 2013 год провела реставрацию 83
исторических памятников по всему Казахстану. Как оказалось, в копилке работ
казахстанских реставраторов есть воссоздание и благоустройство двух уникальных
историко-культурных памятников мусульманского мира. Такой труд сделал честь
казахстанским зодчим, но и одновременно привнес некоторые сложности в нелегкое дело реставраторов.
«Сейчас мы работаем над 32 историко-культурными
объектами Казахстана, а в 2008-2013 гг. мы работали в Каире, Дамаске, –
вспоминает директор РГП «Казреставрация» Туякбаев Канат.
В 2007 году я был в составе делегации, возглавляемой
Н.А. Назарбаевым, в столице Сирии Дамаске. Там находится могила великого
ученого и мыслителя Аль-Фараби. В Дамаске есть кладбище, на котором похоронены
потомки пророка Мухаммеда. Сохранились могилы его жен. Склепы жен пророка опоясаны горизонтальными черно-белыми полосами – это
стиль Бейбарса. Где бы он ни строил: в Ливане, Иордании, Сирии, Египте, все историко-архитектурные
и духовные сооружения, построенные им, имеют такие полосы. Другим
опознавательным знаком его работ является изображение барса и пиалы – чашки с
ножкой – над главными дверями монументального сооружения. Барс был своего рода
его логотипом – брендом, говоря современным языком».
Во время той исторической поездки в 2007 году казахстанская
и сирийская стороны договорились о том, что Казахстан будет создавать
Историко-культурный Центр Аль-Фараби в Дамаске. С тех пор была проделана
колоссальная работа по строительству культурного мемориала, целью которой стало
сохранение могилы гения всего мусульманского мира.
Историко-культурный Центр Аль-Фараби, Дамаск. На фотографии заметен мазар Хафса аны - одной из жен пророка Мухаммеда
Казахстанские реставраторы
достойно справились с ответственностью, которая легла на их плечи: Центр
Аль-Фараби получился очень современным и красивым. Привлекает богатая отделка
мемориала, продуманная инфраструктура.
«Книжные полки заказывались специально в Великобритании, потому
что помещение небольшое, а они очень компактные. Сам проект состоит из четырех
залов. Один мы подарили губернатору, который хотел разместить в нем
экспозицию о Дамаске, в остальных трех залах мы развернули экспозицию об Астане,
Независимости Казахстана, а также жизни и творчестве Аль-Фараби. Также есть
четыре гостиничных номера, апартаменты Президента Казахстана для приема высоких
гостей, комнаты для обслуживающего персонала, ресторан на 100 мест, есть
помещения для переводчиков, для проведения курсов, есть подземный паркинг, –
подробно рассказывает о культурном центре Канат Кымызович. – В 2011 году мы
закончили строительство комплекса, в 2012 году мы планировали сдать его
госкомиссии, а после проверки отдать на пользование МИД РК, посольству
Казахстана в Сирии или какому-нибудь сирийскому учреждению. Но вопрос остался
нерешенным, мы ждем уже два года, до сих пор мы платим за сохранность
комплекса».
Шестиэтажный Центр Аль-Фараби располагается на площади в 6 тысяч кв. м. Под своеобразной пирамидой (на фото) находится могила великого мыслителя
Несмотря
на трудности по эксплуатации мемориального сооружения, Центр Аль-Фараби
посещают паломники и туристы?
– Мы передали этот этно-культурный центр Академии
арабского языка, кураторством и меценатством которого занимается супруга самого
Башара Асада. Мы отдали ей ключи, а она передала этот комплекс в пользование
Академии арабского языка», – отмечает главный реставратор Казахстана.
При строительстве историко-культурного комплекса,
посвященного Аль-Фараби, казахстанская сторона построила 48 многоквартирных
домов и переселила в них жителей, чьи дома пришлось снести. «Жителей 48 многоквартирных
домов мы переселили в новые квартиры. Люди плакали, ведь они не мечтали, что и спустя 300 лет когда-нибудь появится такая возможность пожить в нормальных бытовых
условиях. Новые квартиры получили простые люди, у каждого из них по 7-8 детей.
Нам нужно было освободить территорию под строительство. Они жили, мягко говоря,
в трущобах: в одной квартире ютились три-четыре семьи», – вспоминает Канат
Кымызович.
Строительство Историко-культурного Центра Аль-Фараби,
Дамаск
Трудились казахстанские реставраторы и над
восстановлением мечети Султана Бейбарса в Каире, которая была разрушена до
основания. «Спустя почти 800 лет мы восстановили половину сооружения, другую
половину должны были восстанавливать египтяне. Но уже два года прошло с того
момента, как остановилось строительство с их стороны», – сетует Канат Туякбаев.
Каир, реконструкционные работы, мечеть султана
Бейбарса
Так мечеть Бейбарса будет выглядеть после завершения реконструкции
В отреставрированной казахстанскими мастерами части
мечети располагается сегодня склеп, где покоятся отец с сыном – великие правители
Египта – Бейбарс и Аль-Малик ас-Саид Берке-хан, и библиотека из 75 тысяч
спасенных книг.
В мраморной усыпальнице покоятся султан Бейбарс и его сын
Болеет душой Канат Туякбаев не
только за судьбу уникальных мусульманских центров, созданных силами Казахстана,
еще больше беспокойства вызывает у него сохранение исторических культурных
памятников внутри страны.
Какие еще работы по сохранению исторических памятников сегодня
проводятся, помимо реставрации?
«Мы также занимаемся консервацией памятников. Археологи
раскрывают памятники, это могут быть и 20, и 30 соток. Если памятник вскоре не
подвергнуть консервации, то после 2-3 дождей его можно потерять. Если археологи
не засыплют памятник или не законсервируют его, он исключается из-под охраны
государства. Мы должны работать в унисон с археологами: они раскрыли, мы должны
идти следом и консервировать его, закреплять и закрывать навесами, превращая в
музей под открытым небом. Но мы не всегда успеваем, потому что многие из них
копают не системно. В последнее время мы ставим вопрос о том, чтобы археологи
создавали списки памятников, над раскопками которых они будут работать, а мы,
согласно этим спискам, будем их закрывать. Мы просим всех археологов, если мы
не успеваем, пожалуйста, самостоятельно закрывайте памятники пленкой, камышом».
Работы «Казреставрации». Мавзолей Бабаджи Хатун, X-XI вв. и Мавзолей Айша Биби XI-XII вв.
Работы «Казреставрации». Медресе Шаян, XIX век
Очень
часто в СМИ появляется информация о том, что такой-то памятник пришел в упадочное
состояние. Как вы реагируете на такие сообщения?
«Я хочу сказать, что только на одном
республиканском бюджете невозможно сохранить наши памятники истории и культуры.
Имеется перечень памятников каждой области, они утверждены акимами и взяты под
охрану. Каждая область тоже должна заботиться о своем культурном наследии, но
все ждут помощи от республиканского бюджета. В республике взято под охрану 11,5
тысяч памятников, в каждой области находится от 800 до 1000 памятников. Многие
акимы занимают свою должность по 2-3 года, а потом уходят, конечно, они даже не
успевают со списками ознакомиться.
Я работаю в «Казреставрации» более 35 лет, меня еще молодым
привлек к работе Узбекали Жанибеков, занимавший тогда должность заместителя министра
культуры Казахстана. Он один из первых основателей возрождения традиций и культуры
казахов. С 1974 года он взялся за эту работу. В 1976 году была создана группа
проектирования, в 1977 году ее объединили с «Казреставрацией». За это время мы
сохранили больше 500 памятников. Конечно, 500 памятников против имеющихся почти
12 тысяч – это капля в море. Однако ни одна республика не имеет системный
подход к сохранению памятников, который есть у нас. Все организации бывшего
СССР после 1991 года перешли в частные руки. Только в Казахстане есть такая
организация как РГКП «Казреставрация».
Как
туризм мог бы помогать в вашей работе?
«Только через туризм мы и можем улучшить ситуацию,
но туристические организации с нами не работают. Без нашего разрешения они
возят людей, ничего не платят ни нам, ни в областную казну. Компании, развивающие
туризм по историческим местам, должны или платить налоги, или оказывать помощь
по сохранению памятников истории», считает директор республиканской организации
«Казреставрация».
Людмила Выходченко