Группа исследователей под руководством профессора С.Е. Ажигали побывала в Монголии для того, чтобы изучить жизнь проживающих там казахов в условиях неизбежных процессов межэтнической интеграции.
Уже на протяжении более десяти лет отдел этнологии и
антропологии Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова занимается
изучением казахских этнических групп за рубежом, руководит перспективной
программой зав. отделом, профессор С.Е. Ажигали. Для этой цели в последнее время
регулярно организуются научные командировки в страны дальнего и ближнего
зарубежья.
Так, в 2013 году состоялась комплексная и довольно продолжительная экспедиция
в Монголию и Китай. Во время экспедиции в Монголию, которая проходила с 24 июля по 5
сентября 2013 г., группа исследователей-этнологов обследовала населенные пункты в центральной, северо-восточной и юго-западной части
Монголии, – то есть районы проживания казахов вне «казахского» Баян-Ольгийского
аймака: Тов аймак (сомоны Угтаалцайдам, Эрдэнэ, г. Налайх), Сэлэнгэ аймак
(Шарынгол, Хонгор, Дархан), Хэнтий аймак (Шандыгын, Бэрх), Ховд аймак (Уенч,
Булгын) и др. Возможно, читательской аудитории будет интересно ознакомиться с
некоторыми наблюдениями, полученными в ходе этой комплексной научной
экспедиции.
На улицах Уланбатора
Монголия –
страна с небольшим населением, его численность не достигает и трех миллионов.
Казахи – единственное этническое меньшинство в этой стране не
монгольского происхождения. Захчины, дэрбэты, буряты, урянхаи, торгоуты имеют
другой язык, а также некоторые культурные отличия по отношению к халха-монголам,
поэтому также причисляются к этой категории.
Как говорят
местные казахи, Монголия – благодатная, Богом хранимая земля. Монголы сумели
сохранить свою землю и себя как народ, находясь между двумя крупными державами:
Россией и Китаем. Благодаря мудрости и дальновидности руководителей
социалистического периода, перестроечного и постперестроечного времени,в стране был сохранен кочевой уклад. До сих пор нет
никаких препятствий со стороны правительства Монголии для всемерного развития
скотоводства – свободного выпаса скота, хозяйственного обустройства и т.д.
Поэтому, благодаря сохранившемуся кочевому и полукочевому скотоводству,
монгольский народ никогда не нуждался.
Казахские школы
в Монголии работают только в Баян-Ольгие – ее казахском аймаке. Здесь повсеместно
слышится казахская речь, казахская музыка. Вне Баян-Ольгия в других монгольских
аймаках казахские школы отсутствуют, поэтому казахская молодежь знает порой
монгольский язык лучше, чем казахский. Намекая также на наше частое обращение к
русской лексике, один из наших собеседников Онерхан, 53-летний водитель из Уланбатора,
не без оснований заметил: «Скоро понадобится переводчик для общения между
казахами из разных стран». Такую картину вполне возможно встретить и на
практике. Чтобы понять друг друга, в беседах с молодыми казахами в Монголии нам
приходилось прибегать иногда даже к английскому языку.
Местные казахи
имеют тесную связь с Казахстаном. У многих проживают там близкие родственники. Поэтому
наши соотечественники из Монголии, оказавшись впервые на своей исторической
родине, стремятся проехать по всем крупным городам. Местные казахи хотят
участвовать в общественной жизни Казахстана. Так, 66-летний Санак Кошпанулы из
Булгына (аймак Ховд), что на западе страны, сетовал на то, что на Всемирные
курултаи казахов приглашаются в основном казахи из Баян-Ольгия. Наши же
соплеменники из других районов Монголии, оказывается, остаются вне этого
важного как для зарубежных казахских диаспор, так и для казахстанского общества
мероприятия.
Встреча с казахами Монголии
На вопрос «Хотели
бы вы переехать в Казахстан?» нам отвечали по-разному: люди с устойчивым,
неплохим материальным положением говорили, что пока не торопятся уезжать.
57-летний Батолзий из сомона (т.е. района) Угтаалцайдам в
1991 г. пытался уехать в Казахстан. Тогда приезжали люди, которые агитировали
уехать, обещали отвезти в любое место по желанию, просили написать, куда
именно. Батолзий записался в Семей, собрал необходимые документы. Через
какое-то время приехала машина, но из Актюбинска. «Возможно, я зря не поехал тогда.
Но некоторые оттуда возвратились, не выдержав трудностей на новом месте», –
задумчиво и устало рассуждает он. Многим известно, что около года назад
довольно большая группа казахов, когда-то переехавших на свою историческую
родину из Монголии, обратилась к руководству этой страны с просьбой вернуться
обратно. В Монголии об этом факте нам говорили с явным порицанием: «Везде же
есть трудности, часто бываем в Казахстане, не думаем, чтобы там было все так
плохо».
Қыз ұзату на джайлау близ Шарынгола
Как и в Казахстане, казахи в Монголии в последнее время
ощущают на себе сильное влияние ислама. Зулкарнай Бекбайулы, 75-летний житель
сомона Хонгор, говорит, что современная молодежь стала религиозной, а старики
поголовно читают намаз. В Налайхе, городе, расположенном вблизи Уланбатора,
недавно была открыта большая мечеть с общежитием для учеников медресе. Она была
построена и профинансирована турецкой стороной – религиозной организацией под
названием «Дос». 12 апреля прошлого года состоялась церемония открытия мечети,
в которой принял участие премьер-министр Турции Р.Т. Эрдоган. Здание мечети
двухэтажное, на первом этаже располагается налайхо-конийский культурный центр и
местный офис Объединения мусульман Монголии, на втором – собственно молельный
зал.
Мусульманская литература в мечети в
основном на монгольском языке. Проповеди также здесь в основном ведутся на
монгольском. Служители мечети поделились с нами своими планами: привезти в
ближайшее время религиозную литературу на казахском языке из Баян-Ольгия, а
также договориться с Верховным муфтием Казахстана о приезде в налайхскую новую
мечеть наставников, которые бы проводили занятия религиозного характера, а заодно
обучали бы казахскому языку. На сегодняшний день в Налайхе один буддистский
храм, две мечети и семь христианских приходов неортодоксальных направлений. То
есть идет невидимая серьезная конкуренция в борьбе за умы. Стремясь привлечь
людей в мечеть, в первую очередь, конечно же, казахов, ее служители уделяют
внимание каждому прихожанину, каждому жителю казахского района Налайха.
Участники экспедиции во дворе дома жителя Шарынгола
Глобализационные процессы все активней проникают в местную
среду. Толеген Сатыбас, 38-летний житель Налайха, серьезно занимается
пауэр-лифтингом, ездит на международные соревнования. Он часто бывал в
Казахстане, поэтому говор у него уже казахстанский: с добавлением русских слов,
без характерного для казахов Монголии и Китая повышения интонации в конце
предложения и т.д. Толеген – местный предприниматель, с группой товарищей
копает шахту, добывает уголь. Добыча минералов в Монголии доступна и для рядовых
граждан, при условии уплаты соответствующих взносов и получения разрешения.
Кроме того, он имеет свой бизнес в Дубае – возит
новичков-отдыхающих, помогает с обустройством, шопингом. Этот курорт монгольские
туристы в отличие от казахстанских только осваивают. Речь Толегена – микс казахского, русского и английского языков. Поездки за
границу наложили отпечаток на его внешний вид, он выделяется из толпы не только
благодаря своей атлетической фигуре, но и экстравагантной одежде.
Выяснилось, что
у Монголии многому можно поучиться. Например, каждый из встреченных там казахов
утверждал, что ни один монгол ни разу на его памяти не позволил себе задеть
этнические чувства казаха. Каждый из них с уверенностью говорил, что «они так
не поступают», «с их стороны такого не было никогда», «они на такое не
способны». Появляется чувство благодарности к этому народу за его природное
миролюбие и доброе отношение к нашим единоплеменникам. Наверное, не всегда
представители диаспоры в какой-либо стране так тепло отзываются о коренном
народе. То есть бытовой национализм в Монголии практически отсутствует.
Государство не проводит здесь ассимиляторскую политику – ни явную, ни скрытую,
но доверительные отношения между этносами в итоге ведут к естественному
смешению культур и в итоге к монголизации казахов как малочисленного этноса.
Можно утверждать
о схожести менталитета казахов и монголов как наследников кочевой цивилизации.
Соседство с народом, имеющим, как известно, героическую историю, но при этом
добрый и открытый нрав, наложило свой отпечаток и на менталитет казахов
Монголии. Хотя в развитии своем страна пока заметно отстает, но темпы роста
экономики Монголии последних лет настраивают на вполне позитивный результат.
Орынбаева
Гульмира,кандидат
исторических наук,старший научный
сотрудникИнститута
истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова
Главное фото:
alex-traveler.livejournal.com