Когда мы говорим о древней истории қазақ күресі, возникает вопрос: насколько справедливо использовать это название применительно к древнейшим видам борьбы на территории современного Казахстана?
Конечно, название могло изменяться на протяжении
тысячелетий, но основные принципы и особенности қазақ күресі можно проследить примерно с середины II тысячелетия до н.э. О
существовании особого вида борьбы уже в эпоху бронзы (середина II тысячелетия до н.э.)
свидетельствуют многочисленные наскальные изображения в Центральном Казахстане,
в горах Каратау, а также на территории Жетысу.
Борьба в наскальных изображениях
Изображение борьбы в наскальных рисунках XVI-IVX вв. до н.э.
Подобные изображения также встречаются на территории
Монголии, Кыргызстана и Южной Сибири.
Нами проведены многолетние исследования древних
воинских святилищ и наскальных изображений Казахстана. Мы изучили
этнографические материалы, немногочисленные письменные свидетельства древних
авторов и опыт исторической реконструкции древнего и средневекового боя с
оружием.
Древнейшие изображения поединков датируются VI-XIIвв.
до н.э., это период эпохи бронзы. Иногда это время называют «эпохой боевых
колесниц». На скалах в древних святилищах изображали многочисленные сцены
поединков. Выделяются три типа ведения боя: бой на оружии, кулачный бой и
борьба.
Изображение поединков: бой на оружии (1-4), кулачный бой (5-8), борьба (9-11)Бой на оружии
Кулачный бой, для которого кулаки обматывались
специальной тесьмой, редко можно встретить в святилищах, где сохранилось много
изображений поединков на оружии. Рядом со сценами вооруженного боя мы находим
изображения борцов, и это не случайно. Борьба неразрывно была связана с боевой
подготовкой.
Именно в эпоху бронзы в қазақ күресі наряду с общими принципами появляются особенности,
отличающие это древнее искусство от многочисленных национальных единоборств
других регионов. Во многом это определялось особенностями степной жизни и
необходимостью специальной подготовки колесничих воинов.
Практически во всех
древнейших видах борьбы встречаются общие для древних культур черты.
Во-первых, это
ограничение площадки для борьбы. Ограничение может быть в виде квадрата или
круга. Квадрат в данном случае символизирует мать-землю, а круг – отца-небо. В
древности борьба всегда посвящалась богам и добрым духам, поэтому все действия
борцов должны были совершаться на специально очищенной от зла и огороженной от
злых сил территории.
В случае қазақ
күресі, вероятно, использовалась площадка круглой формы. В древних святилищах
наряду со сценами поединка встречаются солярные знаки, изображающие колесо,
которое символизировало круговорот жизни и являлось своеобразной моделью мира.
Изображение колеса, Боралдай (Каратау)
Во-вторых, это
общие правила: необходимо положить соперника на лопатки или вытеснить за
ограничительную линию. В-третьих, это
равные условия борцов, то есть единое снаряжение, одежда и т.п. В-четвертых,
борьба позволяла выяснить, кто сильнее, и проводить подготовку к реальному бою,
не причиняя тяжелых повреждений сопернику.
Необходимость
специальной подготовки колесничих воинов и особые условия жизни в середине II тысячелетия до н.э. приводят к
появлению специфических отличительных особенностей қазақ күресі от других единоборств.
Судя по материалам
исследованных погребений и наскальных изображений в эпоху бронзы не было
наследственного принципа в распределении социального положения. Люди рождались
и умирали равными.
Юноши входили в
элиту, то есть становились колесничими воинами или общинниками, после обряда
инициации – посвящения во взрослые члены общества. Уже на этой ранней стадии
выделяется первая особенность қазақ күресі. Для колесничего воина требовалось
свободное владение любым оружием как правой, так и левой рукой. Во время
движения колесницы воину практически все время одной рукой приходилось держаться
за поручень, а другой держать попеременно то вожжи, то оружие.
Колесничий
В зависимости от
того, с какой стороны появлялся противник, колесничий должен был вести бой то
правой, то левой рукой. Отсюда и все приемы, начиная с основ борьбы,
обязательно отрабатывались как в правой, так и в левой стойке. Это было важно и
в связи с тем, что все смертельные поединки проводились исключительно на парном
оружии, которое занимало обе руки. Это могли быть топоры, специальные серпы,
дубины или палицы. На таком же парном оружии проходили и итоговые поединки,
завершающие обряд посвящения.
Бой на топорах во время обряда посвящения (Каракыр)
Из такой особенности
появилось правило, согласно которому разрешены все захваты до пояса, а ноги
могут действовать против ног соперника. Такое правило позволяло бойцу легко
использовать приемы борьбы в реальном сражении, когда в руках у него
оказывалось оружие.
Именно эти две
особенности қазақ күресі позволяют проследить развитие этой борьбы на
протяжении тысячелетий.
Древние авторы
пишут, что саки и скифы свободно владели стрельбой из лука правой и левой
рукой. В средние века многие тюркские воины владели редчайшей для других
регионов системой фехтования на парных мечах и топорах, что подтверждается
многочисленными находками парных боевых топоров IX-XII вв. в Талхизе (Талгар). И наконец,
тяжеловооруженный воин с мечом никогда не использовал захваты ног в бою, так
как с использованием оружия любые нижние захваты теряют смысл.
Благодаря сохранившимся в древних святилищах
наскальным изображениям, мы можем реконструировать некоторые методы подготовки
борцов и воинов в древности. На рисунках часто можно увидеть борцов,
действующих одной рукой, другая рука у них при этом зацеплена сзади за пояс.
Борьба одной рукой
Такая борьба позволяла развивать как правую, так и
левую руки и добиваться реального свободного владения приемами в любой стойке. Все
это подготавливало борца к ситуации, когда придется продолжать бой, будучи
раненым в руку. Для воина владение такими навыками было обязательным.
Борцов обучали ведению поединка на неудобной
дистанции: короткой, средней или длинной, используя связывание поясов веревкой.
В целом борьба являлась основой подготовки степного
воина. В степи даже простые общинники были воинами. Колесничих было немного, а
защищать небольшие поселения, рассредоточенные на большой территории,
приходилось часто.
С самого раннего возраста, едва научившись ходить,
дети начинали бороться. Это не только развивало их физически, но и становилось основой
системы обучения и воспитания. Ребенок учился слушать наставника – тот, не
слушал, не мог побеждать соперников. С детства борцы учились уважать и ценить
соперников, им не прививалось отношение к сопернику как к врагу. Каждый знал,
что в будущем придется вместе сражаться, чтобы защитить свой аул.
Поселение эпохи бронзы
Борьба позволяла отработать боевые стойки и развить
необходимое для боя на колеснице чувство равновесия. Одним из основных условий
победы как в борьбе, так и в боевом поединке было умение правильно использовать
свой вес и вынудить соперника потерять равновесие.
В дальнейшем в средние века такое умение станет еще
более весомым в связи с распространением тяжелых доспехов. На стадии выделения
воинского сословия у большинства народов единый вид древней борьбы разделяется
на элитарную боевую подготовку воинов-профессионалов и народную борьбу,
отрывающуюся от практичной боевой системы. Но как раз в этот период (I тысячелетие до н.э.) степная
цивилизация переходит к кочевому образу жизни. Военная подготовка становится
необходимой для каждого мужчины, а не только профессионального воина. Это
определило дальнейшее развитие қазақ
күресі. Уникальный вид древней борьбы не разделился на отдельные ветви, а
сохранился как основа боевой подготовки кочевника.
В древнетюркский
период қазақ күресі получает дальнейшее развитие. Применение средневековыми
всадниками тяжелой брони выдвинуло еще более высокие требования к умению
сохранять равновесие в бою, правильно распределять силы, предвидеть действия
противника. Необходимо учитывать, что средневековые турниры в Европе и Великой
степи существенно отличались. На территории Казахстана не было специального
турнирного оружия и доспехов. Не было ограничений и в применении оружия. В
поединке кочевники использовали весь набор вооружения начиная с лука, стрел и
заканчивая ножом. И если оружие не могло решить спор воинов, то они завершали
поединок борьбой. Описаний такого рода поединков множество в эпосах казахского
народа и произведениях средневековых авторов. Эта особенность позволила
сохранить значимость древней борьбы. Кочевник знал с детства, что воином
человека делает не оружие, а умение сражаться в любых условиях.
До наших дней дошли
некоторые методы подготовки, которые использовались в қазақ күресі в
средневековье. Борцы захватывали руку соперника в районе локтя, а его свободную
руку убирали за свой пояс. В таком захвате нужно было свалить соперника на
зеилю. Подобное упражнение применялось и в подготовке всадников. Также в этот
период добавилось упражнение на подсечки в ходе боя на тяжелом оружии без
захватов.
Нельзя не отметить,
что берущая начало в глубокой древности борьба қазақ күресі способствовала
распространению в Казахском ханстве некоторых общих гуманистических и морально-этических
принципов, редко встречающихся в средневековых обществах.
С.А. Потапов
археолог, научный
сотрудник Института археологии имени А.Х. Маргулана