«Я считаю, что қазақ күресі была всегда». Интервью с Сарсеном Куранбеком
29.06.2014 2394
Сегодня для казахстанских борцов большое событие – республиканский чемпионат по қазақ күресі.

Накануне мы встретились с генеральным секретарем Федерации қазақ күресі С. Куранбеком и поговорили о прошлом, настоящем и будущем национальной борьбы.

Борьба для казахов всегда была таким же искусством, как, к примеру, айтыс или байга. Народ очень любил и уважал палуанов. Борьба была неотъемлемой частью жизни казахского народа, национальным состязанием, где показывалась сила, превосходство, умения и тактика. Поэтому қазақ күресі как зрелище было атрибутом всех праздников и тоев. Одновременно искусство борьбы осваивали все джигиты, ведь она была частью подготовки казахских воинов.

Сарсен Абаевич, расскажите, пожалуйста, об истоках казахской борьбы.

- Я считаю, что сколько тысячелетий насчитывает кочевая культура, столько же лет и борьбе. Людям нужно было быть сильными и выносливыми, чтобы побеждать врагов. Воины должны были владеть оружием, приемами борьбы. Қазақ күресі тесно взаимосвязана с национальной боевой техникой.

В эпосах «Кобланды батыр», «Алпамыс батыр» подробно описываются все виды боевого искусства казахского народа: владение копьем (сайыс), қылыштасу, шоқпар, айбалта, аударыспақ (борьба на конях). Чтобы в мирное время этим заниматься, во время тоев обязательным атрибутом являлась бәйге, аударыспақ, қылыштасу, сайыс и борьба. К XIXостались только бәйге и борьба.

По мнению историков, национальная борьба сложилась в V-IV вв. до н.э. Я считаю, что қазақ күресі была всегда. А в эти исторические временные рамки сложились основные правила подготовки и проведения состязаниий.

С течением времени разительно поменялись правила қазақ күресі?

- Да, конечно. Қазақ күресі имело много разновидностей. Но основные правила борьбы были следующими: голый торс, поясная борьба (палуаны хватались за пояса друг друга), запрет на хватание за ноги соперника.

В XX веке на борцах появилась одежда – куртка, а в конце века была выработана общепринятая форма. Автором является профессор Елемес Алимханов. Он дал название новой форме борца – балуан торғауыт (торғауыт – это разновидность кольчуги).

Назовите, пожалуйста, главные отличия қазақ күресі от других видов борьбы?

- В нашей борьбе нет партера, т.е. борьбы лежа. Палуаны борются только стоя. Главная особенность казахской борьбы была в том, что если ты коснулся коленом или рукой земли, значит, ты побежден. Пусть и один только раз. Хотя бывали исключения, и борцам разрешалось касаться земли до трех раз.

С конца 1990-х годов действуют единые правила подготовки борцов и проведения состязаний.

Таким образом, возрождение института национальной борьбы казахского народа началось с обретением независимости?

- Нет, борьба была всегда. Однако не было названия қазақ күресі или қазақша күрес. Когда образовался Советский Союз, нашей борьбой заинтересовались многие. Начали приезжать, изучать. Например, А.А. Харлампиев, основатель самбо, изучал виды борьбы народов Средней Азии. Самбо как такового никогда не было, оно было придумано в противовес дзюдо. Самбо – это самооборона. Историки уверены, что в ее основе лежит борьба народов Средней Азии.

Соревнования по самбо


Существует туркменский, татарский, киргизский куреш, узбекский кураш, у казахов – курес. Чтобы различать эти виды борьбы разных народов СССР, начали называть қазақша, татарша, түркменше и т.д. Корень борьбы у народов Средней Азии один, о чем и свидетельствуют названия. Однако у каждой национальной борьбы есть особенности: киргизы, туркмены, татары используют фиксированный захват за пояс, а казахи и монголы нет.

Как правильнее говорить қазақша күрес или қазақ күресі?

- Я считаю, что оба названия неправильные. Это политическое название. Спорт – это мир, согласие, он не должен никого ущемлять. Нельзя развивать борьбу, потому что она, к примеру, русская, казахская или японская. Борьба – это средство привлечения людей к занятиям физической культуры и спорта, это выработка характера, подготовка к обороне. Пероначальное историческое название было күрес, его и нужно было оставить в 90-е годы. По ряду причин мы отошли от первоначального названия и закрепили за нашей национальной борьбой название қазақша күрес, затем қазақ күресі.

Соревнования по чидаоба

Монгольская борьба


В начале XX века была французская и американская борьба, сейчас их нет в помине. Есть греко-римская борьба, которая не имеет привязки к конкретной нации, она привязана к культуре, Античности. Только на постсоветском пространстве названия разновидностей борьбы имеют соотношение с той или иной нацией: украинская, белорусская, татарская, казахская, узбекская борьба и т.д. А мы ведь не называем дзюдо японской борьбой, хотя все знают, что это такое. У монголов осталось название борьбы на своем языке, у грузин тоже –шидаоба, у турков виды борьбы называютсямайлы курес, аба курес, пышак курес. Никто ведь не говорит турецкая борьба. 

Все-таки, какое название сегодня считается более употребительным?

- Пока официально принятое название – қазақ күресі. В то же время при переводе на другие языки это название вызывает некоторые сложности. Я предлагаю Федерации поменять название. Однако воспользоваться историческим названием күрес мы не сможем, потому что борьба кураш уже включена в Азиатские игры в закрытых помещениях. Во-первых, требуется долго объяснять, в чем различия, во-вторых, нашу борьбу в таком случае могут объединить с узбекской. А вы знаете, равный не терпит превосходства.

Мы, ставя перед собой амбициозные цели, хотим, чтобы наша национальная борьба попала в Азиатские игры, затем Олимпийские игры. Поэтому первое, с чего нужно начать,– это название.

В каких странах мира, кроме Казахстана, развивают қазақ күресі?

- На сегодняшний день мы провели 9 чемпионатов Азии, 4 чемпионата мира, чемпионат Европы, дважды Кубок мира. Во всех постсоветских странах, а также Китае, Турции, Германии, Польше, Франции, Дании, Америке, Индии, Пакистане, Афганистане, Африке наблюдается большой интерес к нашему виду борьбы. Борцы всех этих стран принимают участие в наших чемпионатах.

В чемпионатах мира по қазақ күресі приняли участие спортсмены из 40 стран мира. А чтобы попасть в Азиатские игры, нам нужно развивать нашу борьбу в не менее чем 25 странах Азии. Чтобы попасть в программу Олимпийских игр, необходимо, чтобы қазақ күресі занимались в 80 странах мира.

В Киргизии и Таджикистане работают Федерации қазақ күресі, чего, к сожалению, нет в Африке. Там қазақ күресі развивается в рамках собственной национальной борьбы, им интересна наша и они ее изучают. В Китае развивают борьбу, проживающие там казахи. В Монголии то же самое, в России вообще никаких проблем с развитием нашей борьбы нет.

Я где-то прочла, что тот, кто занимается қазақ күресі, может выступать в соревнованиях по борьбе разных народов. Это действительно так?

- Нам часто говорят: қазақ күресі стала похожа на самбо. Но мы не повторяем за самбо, и мы не стали похожи на дзюдо. Это самбо взяло многое от нашей борьбы. И дзюдо стало похоже на нашу борьбу, ведь оно появилось в XX веке. Дзигоро Кано взял за основу дзюдо древнюю японскую борьбу, однако создал новый современный вид спорта, чтобы включить его в Олимпийские игры.

Помните, в 30-е годы многих казахов репрессировали, обвиняя по статье «японский шпион». Кто его знает, но я считаю, что где-то соприкосновения все же были. Я читал, что в начале XX века в Казахстан приезжали японцы, ходили по нашей земле, изучали и многое записывали. А в самбо, действительно, имеются приемы борьбы народов Средней Азии, это доказали историки.

Поэтому наши борцы принимают участие в состязаниях по самбо и дзюдо. Жаксылык Ушкемпиров и Даулет Турлыханов, к примеру, начинали с қазақ күресі. То же самое Хаджимукан Мунайтпасов, ставший чемпионом мира по борьбе. В каждом казахе заложена предрасположенность к занятиям национальной борьбой. Ребят 15-16 лет, которые никогда не занимались борьбой, стоит привести в зал и показать несколько приемов, как они мгновенно схватывают все и начинают очень быстро развиваться.

Жаксылык Ушкемпиров (слева), Олимпийские игры в Москве 1980 года

Даулет Турлыханов, Олимпийские игры в Сеуле 1988 года


Дзюдо многое переняло от нашей борьбы. В 60-е годы этот вид был включен в Олимпийские игры. В дзюдо было не так уж много приемов та тот момент, и когда их тренеры увидели, как борются наши спортсмены, они начали снимать, записывать, изучать, как делаются наши приемы.

Я считаю, что борьба тюркских народов очень многое дала миру.

Расскажите, пожалуйста, о действующих чемпионах по қазақ күресі.

- Их очень много. Сегодня у нас проводятся соревнования по шести весовым категориям, а также абсолютной весовой категории. Народ знает своих чемпионов, на них равняются, на них хотят быть похожи дети. Это, например, Абзал Арыстанбеков, Бейбит Ыстыбаев, Ерсин Мухамеджанов, Улан Рыскул, Айбек Нугымаров и многие другие.

Айбек Нугымаров

Бейбит Ыстыбаев


Как тренеры распознают в ребятах, приходящих в зал, задатки будущего борца? Каким образом қазақ күресі сегодня развивается в регионах?

- Действительно, есть тренеры, которые могут определить склонность ребенка к занятиям борьбой.Например, про того же Айбека Нугымарова говорили, что он не может быть борцом, а его тренер был уверен в нем, воспитал его и сделал из него чемпиона.

Во всех регионах имеется областная Федерация қазақ күресі, работают свыше тысячи тренеров, более 97 тысяч человек регулярно занимаются национальной борьбой. В этом году открылись первые рай  онные федерации по қазақ күресі в Северо-Казахстанской области, в Западно-Казахстанской и Жамбылской. Мы делаем все, чтобы со следующего года федерации қазақ күресі появились во всех районах республики и чтобы на республиканские чемпионаты происходил набор спортсменов из районов и сел. Во всех регионах страны есть специализированные школы-интернаты для одаренных в спорте детей, мы хотим открыть в них секции национальной борьбы, во всех региональных ДЮСШ уже открыта подготовка борцов қазақ күресі. Если мы будем двигаться такими темпами, то қазақ күресі станет спортом номер один в Казахстане.

Это очень доступный вид спорта, не требующий строительства дорогих залов. Здесь достаточно ковра, который стоит сравнительно недорого, и формы – специальной куртки.

Что сегодня необходимо делать для развития не только қазақ күресі, но и таких национальных видов спорта, как қылыштасу, жекпе жек, алыпсоқ и других?

- В первую очередь возрождать. Для этого нужно готовить специалистов по национальным видам спорта. Надо пропагандировать и продвигать национальный спорт. Чтобы привлечь и заинтересовать людей, нужно еще, чтобы спорт был зрелищным. И конечно же, требуется финансирование.

Расскажите о деятельности Фонда «Қазақстан Барысы», созданного в 2011 году.

- Инициировал создание фонда Арман Шураев, идея турнира «Қазақстан Барысы»также принадлежит ему. Я помогаю ему в реализации этой идеи с первых дней. В прошлом году он был избран президентом Республиканской Федераци қазақ күресі.

Қазақ күресі сегодня – это социальный лифт для тех, кто связывает свою жизнь со спортом. В то же время мы возрождаем и поднимаем на новый уровен национальную борьбу. Мы видем в этом национальную идею, мы хотим, чтобы қазақ күресі объединила все народы, которые проживают в Казахстане. Вы помните, как в прошлом году боролся Виктор Демьяненко и как его поддерживали казахи.

Казахи всегда были толерантными. Сейчас у нас независимое государство, мудрый Президент, который делает все возможное, чтобы мы жили в мире и согласии. Мы считаем, чтобы сделать наше государство узнаваемым, нужно развивать спорт. Қазақ күресі могла бы это сделать, попав в программу Азиатских игр, Спорт-Аккорда, Международных олимпийских игр. Национальная борьба могла бы стать брендом Казахстана.

В прошлом году был проведен международный турнир «Евразия Барысы», который транслировался в более чем 120 странах мира. Смотреть 7-8 часов состязания в прямом эфире очень тяжело, поэтому мы включили в программу элементы шоу.

Наша цель – поднять на высокий уровень национальную борьбу внутри страны, и в то же время сделать ее популярной за рубежом.

Что вы ожидаете от предстоящего чемпионата?

- Ждем от турнира этого года нового чемпиона и зрелищной борьбы, но если кто-то победит из предыдущих чемпионов, возражений нет (смеется). Мы делаем все для того, чтобы борьба проходила честно. В прошлом году был неприятный момент, связанный с судейством, но мы провели за это время огромную работу. Этот турнир будут судить шесть судей, к которым мы применили жесткие требования.


Людмила Выходченко


Читайте также:

Корни қазақ күресі уходят в древнейшую историю