В преддверии дня журналистики портал e-history.kz направился в редакцию старейшей республиканской русскоязычной газеты Казахстана – «Казахстанская правда».
«Газеты – секундные стрелки истории»
Артур Шопенгауэр
Прародительницей «Казахстанской правды» является газета «Известия Киргизского края», первый русскоязычный номер которой вышел 1 января 1920 года.
В редакции мы встретились с Тараковым Александром Юрьевичем, председателем правления газеты. Он работает в ней с 1994 года.
Александр Юрьевич, расскажите немного об истории «Казахстанской правды».
- Первого января будущего года «Казахстанской правде» исполнится 95 лет. Среди республиканских русскоязычных газет она является старейшей. «Егемен Қазахстан» старше нас всего на две недели. Но есть и областные газеты , например, «Костанайские новости», возраст которых превышает сто лет.
У «Казахстанской правды» были разные исторические названия. Называлась она и «Известия Киргизского края», и «Степная правда», и «Советская степь». Выходила она и в 20-е годы, и в 40-е, т.е. имеет уже солидный имидж. В настоящее время тираж газеты составляет 110 тысяч. С 2000 года появилась Интернет-версия на английском языке, что оценили и ценят иностранные дипломаты.
«Казахстанская правда» выпуск от 11 апреля 1961 года
«Казахстанская правда» выпуск от 25 апреля 1990 годаА кто стоял у истоков «Казахстанской правды»? Кто был ее отцом?
- Самых первых редакторов трудно найти в истории, поскольку многих репрессировали в 20-30-х гг., также они очень часто менялись.
В свое время всем запомнился Федор Михайлов, который очень долгое время руководил «Казахстанской правдой». Возглавлял он ее в 60-70-х гг. Федор Прокопьевич был в хороших отношениях с самим Динмухамедом Кунаевым, который его очень уважал. В конце 90-х редактором стал сын – Валерий Михайлов.
В свое время в «Казправде» работал Михаил Полторанин, российский профессиональный журналист, который был министром печати России при Ельцине.
Когда в 40-е годы в Алма-Ату во время войны эвакуировали деятелей культуры и видных советских журналистов, то из них очень многие сотрудничали с «Казахстанской правдой». Это и Бертгольц, и Маршак, фактически все имена, которые тогда звучали, все они, находясь в Алма-Ате, публиковались в нашей газете. Сейчас ветеранов «Казахстанской правды» практически не осталось в живых.
А есть ли сейчас такие сильные журналисты, которые не боятся слова?
- Слова надо бояться, к слову надо бережно относиться. Сейчас молодежь мало читает классику, которая формирует культуру отношения к слову .
В настоящее время существует еще такая беда: журналисту приходится ежедневно писать большие объемы, когда нет времени на огранку слова. Журналистика в большой степени стала информативной, в отличие от советского времени, когда она была более публицистичной, когда писали очерки, зарисовки. Раньше считалось постыдным больше 2-3 материалов в месяц выдавать, но зато ты должен был его обтесать как следует.
Сейчас в журналистике много ремесленников, а очеркистов практически не осталось. Последние из них затухают в «Казахстанской правде» .
У нас есть очень крепкие представители старой советской школы, глядя на которых и современная молодежь чему-то учится.
В казахской же журналистике темпы осовременивания более замедленны, поэтому там очеркистика и публицистика находится в хорошем состоянии.
Что изменилось в газете после обретения Казахстаном Независимости?
- Многое изменилось. До Независимости «Казахстанская правда» состояла всего из четырех полос. Из них третья полоса заполнялась материалом ИТАР-ТАСС, кроме того, публиковались так называемые «шпеки», т.е. материалы, которые готовились в Москве для всеобщего опубликования, такие как решения политбюро, важные правительственные решения и т.д. Таким образом, журналистам оставалось заполнять всего лишь две с половиной полосы. А теперь у нас в стандартном номере 16 полос, и как правило, 12 из них журналистских. Газета значительно возросла в объеме. Также в настоящее время мы расширили Интернет-редакцию.
Александр Юрьевич, что бы вы пожелали молодым журналистам Казахстана?
- Ставить перед собой высокие цели и никогда не довольствоваться достигнутым.