Журналисты портала e-history.kz отправились на раскопки поселения Ботай, чтобы познакомиться с историей и культурой древнего народа и его исследователем археологом Виктором Зайбертом.
Степной ветер, наполненный весенним разнотравьем,
треплет волосы и с каждым порывом уносит из головы все наносное, позволяя во
всех красках представить то, что рассказывает профессор. Сердце воодушевленно
стучит, пропуская через себя многовековую историю нашего народа и судьбу этого
удивительного человека.
Он Виктор Федорович Зайберт, ученый с мировым
именем, посвятивший археологии более 40 лет. К этой науке только так и нужно
относиться – горячо любить, иначе она не раскроет тайн прошлого. Мы в этом
убедились, проведя один из майских дней с археологом, открывшим Ботайскую культуру
и доказавшим, что на территории Казахстана впервые была одомашнена лошадь.
А началось все с нашего звонка с просьбой дать
интервью. Оказалось, что Виктор Федорович в Кокшетау и ранним утром следующего
дня собирается ехать на Ботай с проверкой лагеря перед открытием сезона
археологических раскопок. «Приезжайте, вам будет интересно», - пригласил нас профессор. И мы, не раздумывая, отправились знакомиться с историей и культурой
древних ботайцев.
В 7 часов утра мы выдвинулись из Кокшетау на Ботай.
По дороге к нам присоединилась молодой археолог Мария Качановская, специалист
по керамике. Она уже несколько лет работает с Виктором Федоровичем рука об руку
и так же, как и он, три месяца отдает раскопкам древней стоянки.
Ботайское поселение находится рядом с селом
Никольское, что в 135 км от города Кокшетау. Первым местом остановки на нашем
пути к Ботаю должно было стать озеро Челкар. На его берегу вот уже 12 лет стоит
сотворенное руками археолога Зайберта жилище ботайцев.
Мы ехали переполненные предвкушением того, что нам совсем
скоро предстоит увидеть. За окном автомобиля плавно менялся пейзаж: на нас
смотрела то весенняя степь, то дружно стоящие ели и березы, то небольшие сопки.
Разговаривали с археологом Марией о керамике, которую изготавливали жители
Ботая, как вдруг Виктор Федорович неожиданно резко остановил машину перед
появившимися всадниками. Пастухи следовали к оставленному неподалеку табуну
лошадей.
«Это жабе, многопородная лошадь, именно от нее
выведены все мировые породы лошадей», – поясняет профессор.
6 тысяч лет назад ботайцы впервые на планете приручили гордого скакуна и
почувствовали ни с чем не сравнимый вкус кумыса. За годы раскопок на месте
поселения обнаружены десятки тысяч костей лошади. На коне преодолевали большие
расстояния, ему, давшему такую сверхвозможность, поклонялись, одновременно его мясо употребляли в пищу, а его кости служили орудиями труда и материалом для
строительства. «По нашим подсчетам, люди, населявшие эти места, утилизовали до
360 тысяч лошадей», – рассказывает Виктор Федорович.
Машина свернула в лес. Вскоре мы выехали на берег
озера Челкар. Перед нами – широкая гладь голубой воды, сливающаяся с
горизонтом, позади – густая роща елей и берез. А там, где кончается лес и
начинается озеро, стоит воссозданное жилище ботайцев, похожее на громадный
улей.
«Это уникальное построение-макет, в Казахстане – это
единственный пример строительства древнего жилья», – говорит Виктор Федорович.
Уже 12 лет жилище впускает в свои стены всех желающих. Приезжали на него
посмотреть и зарубежные ученые. Было время, когда Виктор Федорович некоторое
время даже жил в нем, чтобы подтвердить правильность тех или иных своих научных
гипотез.
Перед тем, как прийти к конечному варианту постройки,
была проделана кропотливая экспериментальная работа. Правильность конструкции
подтвердило и время. Строение выполнено без единого гвоздя, огромные бревна как
будто сплетаются друг с другом. Виктор Федорович объясняет крепость жилища тем,
что тяжесть равномерно распределяется по всей конструкции, а не сконцентрирована
в центре, как, например, в русском срубе.
Вверху жилища отверстие, напоминающее шанырак юрты.
В центре жилища, конечно же, очаг. Причем ботайцы
еще 6 тысяч лет назад научились сохранять тепло, придумав прообраз тандыра. На
ночь они накрывали огонь глиняным «колпаком» без дна, тем самым еще и защищая
себя от пожаров. В стенах жилища много отверстий – ниш, где люди хранили мясо и
молоко. Профессор утверждает, что продукты долго оставались свежими, настолько
в строении продуман температурный баланс.
Когда образовывалась молодая семья, рядом с
центральным очагом ей отводилось место под собственный. «Мы находили до четырех
очагов в одном жилище», – говорит Виктор Федорович. То есть в большом жилище
могло жить сразу несколько семей, которые постепенно отселялись в боковые
жилища, построенные по принципу сот.
«На этом месте, где мы сейчас стоим, планировалось
создание этнографической карты: от неолита до современности, – рассказывает о
планах ученый. Мы хотели воссоздать ремесла, быт. Туристы ходили бы из одного
жилища в другое, увидели бы, как жили люди в неолит, как жили ботайцы-коневоды,
кочевники и другие. Они смогли бы прикоснуться к гончарному делу, наконечник
сделать для стрелы и многое другое».
На фотографии археологи Виктор Зайберт и Мария Качановская (справа)
Таким образом получился бы познавательный отдых. «Мы неоднократно
представляли этот проект руководству, чиновникам. У нас есть и другие
историко-туристические проекты, но пока все это бесполезно. Мы ни разу еще с
журналистами не говорили о проблемах: не хватает поддержки и интереса со
стороны государства», – делится Виктор Федорович.
Прощаемся с благодатным местом для отдыха и
отправляемся в путь. Мы все ближе к Ботаю. Однако по пути профессор делает еще
несколько остановок.
Это вид с холма. Ботайцы были дальновидным народом,
выбрав такое удачное место для проживания. Здесь и лес для охоты и
собирательства, и степь для разведения лошадей, и река для рыболовства и
ремесел.
Пока мы любовались пейзажем, наполняясь
непередаваемо свежим воздухом, под нашими ногами оказалась история. Здесь же на
возвышенности мы увидели порядка пяти могил. Это тюркские захоронения, как
пояснил ученый. Обрамленные камнями, они имеют овальную форму и хорошо различимы среди травы.
Проехав лес, в котором археолог Виктор Федорович
прожил в буквальном смысле 30 лет, каждое лето проводя раскопки, мы наконец
достигли своей цели. «Здравствуй, древний Ботай!»
Вот так Ботай выглядел несколько десятков лет назад.
«Так кто же такие ботайцы?» спрашиваем мы Виктора
Федоровича. «Процесс метисации начался очень рано. На Ботае перемешались средиземноморский,
монголоидный, экваториальный типы рас. Люди, населявшие эти места, были
скотоводами, кочевниками. Но базовая культура у них была оседлой. Именно
ботайцы стали культивировать отход на джаляу: перед половодьем они уходили на
песчаные почвы. Часть населения уходила, а часть оставалась. На джаляу молодые
люди весь сезон пасли скот, делали запасы, а осенью возвращались вместе с женами».
Почувствовать
себя археологом, здесь можно и без помощи лопаты. Много материала, а это кости
лошади, гранит, слюда, остается на поверхности.
«Точка ноль». Каждый раскоп начинается можно сказать с равнения на нее. «Считается,
что с этого места и пошла культура ботайцев», – посвящает нас в археологическую
кухню помощник профессора Валерий Шульга.
Такая деревянная пирамида используется археологами для
наблюдения и фотографирования сверху.
Ботайское
поселение близ Кокшетау – не единственное. Идентичные культурные памятники
обнаружены и под Атбасаром, и на Тоболе, что говорит о том, что за 600 лет
существования ботайская культура обогащалась и распространялась. Здесь, в кокчетавских
степях, самая крупная стоянка – около 168 жилищ. Ученые из Великобритании
провели электромагнитные съемки всей территории. На полученных снимках мы увидели,
что вся территория была приспособлена под специальные постройки. Мы нашли мастерскую
по производству кумыса, мастерские, загоны для лошадей – все это располагалось
ближе к воде. Отдельно, особняком от хозяйственных строений находились жилища
людей.
День
стремительно подходит к концу. Для нас многое остается неуслышанным, а для
Виктора Федоровича до конца не познанным. Впереди у археолога целый сезон
раскопок, возможно, удастся найти несколько недостающих ярких частей в пазле богатой
истории ботайцев. Профессор обещал нам сообщать новости с раскопок, а мы еще
вернуться.
Людмила
Выходченко, Алена Демченко
Фотогалерея
Читайте также:
«Сердце разрывалось!», или история открытия поселения Ботай
Ботайцы впервые на планете приручили гордого скакуна
Ботай. Истоки культурогенеза и степной цивилизации
Ботай - древнейшая культура коневодов Казахстана
Так где же был впервые одомашнен конь?
Особенности биологии лошади и ее место в экологических нишах региона
Истоки доместикации лошади
К проблеме доместикации лошади