Салман Героев, председатель Чечено-Ингушского этнокультурного центра «Вайнах» г. Астаны, член Ассамблеи народа Казахстана, рассказывает о переселении чеченцев и ингушей на казахскую землю.
Шел
1944 год. Война перевалила через Днепр и упорно двигалась к государственным
границам. Все чаще шли пассажирские поезда, переполненные людьми,
возвращающимися из эвакуации к родным. Казалось, все находилось в движении. Но
все двигалось на запад. Однако с конца 1943 – начала 1944 года тем же
нескончаемым потоком потянулись поезда с товарными вагонами, заполненными
людьми, на восток. Где-нибудь на захолустных полустанках останавливался этот
загадочный поезд, и из пассажирских вагонов, находящихся в голове состава,
выскакивали автоматчики, открывали тяжелые двери теплушек. У открытых дверей,
облокотившись на преграждающие перекладины, толпились старики, женщины, дети. Бывало,
подходили местные жители и издали молча разглядывали странных пассажиров,
сопровождаемых охраной, одетых в непривычную для местных жителей своеобразную
не по-зимнему легкую одежду. Кто они, откуда? Что за преступление совершили? Да
и куда их везут?
Никто
ничего не знал. И знать никому не полагалось. А это были люди, подвергшиеся
неслыханным по своей жестокости репрессиям по сталинско-бериевскому плану по
уничтожению истории, культуры, языка и литературы целых народов. В том числе и
вайнахского народа.
В
5 часов утра 23 февраля 1944 года, в День Красной Армии в дома ингушей и
чеченцев стали ломиться солдаты и офицеры с автоматами, винтовками и
пистолетами в руках. Они грубыми окриками, а бывало, и с применением физической
силы поднимали с постель детей, женщин, стариков и гнали всех на улицу. Людей
сгоняли к мечетям, школам, в огороды, вокруг устанавливалась охрана с
автоматами и пулеметами, при малейшем возмущении готовая открыть огонь. Офицеры
объявили горцам, что они отныне становятся изменниками и врагами народа и
поэтому по решению Советского правительства выселяются на вечное поселение в
среднеазиатские республики: в Казахстан и Киргизию.
Все
они были загнаны в товарные вагоны, совершенно неприспособленные для перевозки
людей. По данным НКВД СССР, было отправлено 180 эшелонов, в которых было
перевезено 493269 граждан ингушской и чеченской национальности. Жители селений,
расположенных в труднодоступных горных районах Хайбах, Таргим, Цори, Гулим,
Монкара, были сожжены или расстреляны.
В
вагонах, куда плотно загрузили людей, почти не было нар, печек, в щели задувал
ветер. Там, где были нары, уложили стариков, больных. Женщины и дети сидели на полу.
Молодежь ехала стоя, спали, поддерживая друг друга, остановки использовались в
основном для очищения вагонов от покойников. Трупы можно было видеть и возле
дорог, и на сельских околицах.
А в это время в городах и селах шел массовый
грабеж. Воровали все: скот, ковры, одежду, кинжалы, книги, исторические и
семейные реликвии, картины. Были ограблены памятники XIVи XVIIIвеков: жилые и боевые башни, храмы,
склепы.
Трудно
объяснить столь дикое решение. Прежде всего, не соответствует действительности утверждение
будто «чеченцы, ингуши вступали в добровольческие отряды, помогали фашистам».
Никаких отрядов, состоявших из чеченцев, ингушей, не было. Тем более что
Чечено-Ингушетия вообще не подвергалась оккупации. Были, наверное, и здесь
какие-то преступные элементы. Но у какого народа и когда их не было, и нет? И
они действовали не по воле своего народа, а на горе и вопреки ему.
Основная
же масса здоровых, сильных мужчин-вайнахов была на фронте, сражалась с врагом.
Тысячи и тысячи погибли, защищая Родину. Тысячи награждены орденами и медалями.
А наиболее достойные удостоены высшей государственной награды – Героя
Советского Союза. Это Ханпаша Нурадилова, Ирбайхан Бейбулатов, Абухаджи
Идрисов, Хасолт Дачиев и другие. Есть различные мнения ученых и общественных
деятелей по поводу численности Героев Советского Союза из числа чеченцев и
ингушей. И.П. Рыбкин, будучи Секретарем Совета безопасности Российской
Федерации, отмечал, что «к концу войны было 56 героев Советского союза». Это
только среди тех, кто говорил: «Я – чеченец, я – ингуш». Но были чеченцы и
ингуши, которые, чтобы получить высокое звание Героя, приписывали себе другую
национальность, зная о секретном указе №6362 Сталина, вышедшем в марте 1942
года о запрете на награждение ингушей и чеченцев высокими боевыми наградами за
совершаемые подвиги. Десятки воинов-вайнахов, представленные к званию Героя
Советского союза, так и не получили его: дважды были представлены к присвоению
этого звания Джабраил Кортоев, Японец Абадиев, Ахмет Албаков, Балто Амиров. Не
присвоили этого звания Абдулле Цороеву, Али Ибрагимову, Маташу Мазаеву, Зайнди
Халидову, Абдул-Кахиру Шабуеву, Дуде Энгиноеву, Жамалдину Гайрбекову и другим.
Лишь в мае 1990 года Героем Советского союза стал Мовлид Висаитов, Героями
России – Мурад Оздоев, Руслан Гудантов, Ахмет Мальсагов, Ширвани Костоев,
Магомед Узуев, Даша Акаев, Канта Абдурахманов, Мовлади Умаров. Уже в наше время
Героями Советского союза стали Руслан Аушев, Суламбек Осканов, Героем России
стал и нынешний Глава Республики Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, Чеченской
Республики Рамзан Кадыров.
В
то время, когда сыны и дочери вайнахского народа храбро сражались на всех
фронтах Великой Отечественной войны, стариков, женщин, инвалидов войны, детей,
оплакивавших погибших в боях за освобождение Родины отцов, мужей, братьев,
сыновей, с надеждой ожидавших возвращения оставшихся в живых, везли под
конвоем, как арестантов.
В
первые годы ссылки, не приспособленные к новым климатическим условиям, без
средств к существованию, вайнахи тысячами умирали от голода и болезней. Нависла
угроза полного исчезновения этноса с его культурой и языком.
Местное население на первых порах принимало
вайнахов сдержанно, но незлобно. Ведь нас власть представляла как изменников
Родины, предателей. Чтобы произошло бы, если двери домов оказались закрытыми
перед нами? Наши печаль и горе делили вместе с нами представители многих
народов: местные казахи, русские, украинцы, немцы и другие народности дали
обогреться, напоили чаем, ребятишкам дали молока и хлеба. Большего и предложить
не могли: все в ту пору жили в нужде. И самое главное – предложили жилье. Сами
потеснились, для нас место отвели. Нынешнее поколение вайнахов не помнит ни
одного случая скандала или ссоры. Жили, надо сказать, дружно.
Памятник к 70-летию насильственной депортации вайнахов (установлен в Астане на территории мечети имени шейха Кунта хаджи)
Эта
готовность поделиться последним куском хлеба, душевная участливость к судьбе была
для вайнахов самой большой и самой дорогой наградой. А сколько благородных
поступков было совершено представителями казахского, русского, украинского и
других народов в защите вайнахов от надругательств и произвола со стороны
сталинско-бериевских бессердечных служак. Я по сию пору с величайшим почтением
вспоминаю семьи Ахметовых, Сарсеновых, Шахмановых, Гафаровых, Ахметжановых,
Левиных, Селиверстовых, Тоскиных, Вакенгут, Гешевых и других, проживавших в
селе Журавлевка Акмолинской области, как своих родных, с любовью и нежностью. Таких
заботливых семей и людей были тысячи. Они относились как братья к своим незаслуженно
обиженным, обездоленным братьям. Несправедливость власти не разделила, а
напротив, сблизила, сроднила людей разных национальностей, веры, разной судьбы.
В результате выселения было унижено чувство национальной гордости, чувство
патриотизма нашего народа. Несправедливость и ярлык «враг народа» оставили след
на психологии людей. Мы прошли длинную дорогу печали через ад земной.
Исторически сложилось так, что Казахстан стал родным домом
для представителей более 130 национальностей: кто-то прибыл добровольно, кто-то
насильственно сослан, кто-то был раскулачен, сотни тысяч приехали осваивать
новые земли. Таким образом доминирующая часть истории Казахстана XX века – это история
этнического и культурного взаимодействия населяющих его этносов. Казахская
земля оказалось ареной сосуществования различных национальных групп, образов
жизни.
Мы отдаем
должное национальному менталитету казахского народа, его характерной черте,
вобравшей в себя доброту, благожелательность к народам, которые в пронизанные
морозами и буранами степях согрели, накормили, потеснившись, дали угол своего
жилья, в частности, вайнахам. Такое отношение спасла половину вайнахского
народа от гибели.