Уалихан Калижан. Историю создают личности
В рамках І Международного форума «Абу Наср Аль-Фараби: в диалоге времени» мы взяли интервью у директора Института языка и искусства имени М. Ауэзова, профессора Уалихана Калижана.
В рамках І Международного форума «Абу Наср Аль-Фараби: в
диалоге времени», приуроченного к 80-летию КазНУ, мы взяли интервью у директора
Института языка и искусства имени М. Ауэзова, члена-корреспондента ННА РК, заслуженного деятеля
РК, д.ф.н, профессора Уалихана Калижана.
«Историю создают
личности. Историю государств, оставивших след, создают личности. Через
столько веков аль-Фараби вновь вернулся к казахам. Среди великих личностей,
вышедших из Отрара, имя Фараби называется с особым почтением. После Аристотеля аль-Фараби
считается вторым учителем», – рассказывает Уалихан Калижан.
Среди выдающихся личностей Востока того времени
аль-Фараби занимает особое место. Его гражданская политика, путь к счастью, теология,
идеи о взамосвязи наук, книги о музыке – это не только бесценное наследие
народа. Сколько бы ни проходило времени, наследие великого мыслителя остается
современным и актуальным для всех нас.
В сегодняшней
науке аль-Фараби присвоено звание доктора философских наук. А философия, как известно, это совокупность всех наук.
«Если классифицировать
наследие аль-Фараби, то можно говорить о том, что он является основателем
теории литературы», – говорит Уалихан Калижан.В книге ученого «Классификация наук» есть
раздел о поэтике, в котором теория литературы делится на три направления. В
первом разделе описывается простой и сложный размер стихотворения, виды и
размеры стихотворения, на которые влияют, говоря арабскими терминами, «сабаб» и
«уатад», или греческими «слог», «стопа». Также аль-Фараби затрагивает стиховорения и
полустишия, количество их слогов и длину, описывает, в чем состоит их
кардинальное отличие. Во втором разделе им рассматривается рифма стихотворений.
Аль-Фараби бращает внимание на то, в каких стиховорениях рифма сохраняется от
начала и до конца, из скольких звуков она состоит. В третьем разделе своей
поэтики он осмысливает слова, из которых складываются стихотворения, однако так
называемые слова назидания он не анализирует.
Если
повториться, теорию литературы первым основал аль-Фараби. После его выводы использовали ученые Европы, а российский
ученый В.М. Жирмунский, опираясь на «Классификацию», написал теорию литературы.
Ученые-языковеды, такие как Кажым Жумалиев, Зейнолла Кабдолов, в своих трудах по
теории литературы взяли за основу наследие аль-Фараби.
Проведение Фарабиевских чтений в рамках празднования 80-летия
КазНУ – это начало национальной модернизации, считает У. Калижан.
«Мы собираемся строить «Вечную страну», а для этого нам
нужно знать историю, – размышляет профессор. Если не ошибаюсь, 14 лет назад Президент
написал книгу «В потоке истории». В книге написано: «Я глава государства,
поэтому я должен знать историю минимум пяти веков». Описывая историю народа, Нурсултан
Назарбаев высказал множество свежих весомых мыслей. Сегодня, по прошествии 14
лет, эти мысли модернизируются с программой «Народ в потоке истории». Чтения аль-Фараби
являются составной частью этой программы».
Олжас Беркинбаев