Выставка династии художников «Художественный треугольник»
07.12.2013 1005
Творчество художников охватывает разные периоды в истории развития современного изобразительного искусства Казахстана: социалистический реализм, новое казахское искусство середины 70-х и 80-х годов.

В Астане работает выставка «Художественный треугольник» карагандинских художников Раимкула, Куаныша и Мейрама Есиркеевых, организованная галереей современного искусства «Ару-АРТ», сообщает inform.kz.

На выставке экспонируются около 50 живописных работ, написанных в период с 1958 по 2012 годы. Экспозиция «Художественный треугольник» будет работать вплоть до 15 января 2014 года.

Три художника из одной семьи - казалось бы, этот «родственный» факт должен был определить их единый художественный стиль и жанр, а также - один временной отрезок. Однако, перед нами три разных художника, творчество которых охватывает разные периоды в истории развития современного изобразительного искусства Казахстана: социалистический реализм, новое казахское искусство середины 70-х и 80-х годов.

Отец - Есиркеев Раимкул (1921-1980) - член Союза художников СССР, заслуженный деятель КазССР. Р.Есиркеев - один из создателей Карагандинской областной организации Союза художников Казахстана. Живописные работы Раимкула, выполненные в реалистической манере, провозглашают торжество социалистического строя. Основная тема творчества главы династии - человек. Р.Есиркеев знаменит своими многочисленными портретами земляков. Работы художника наполнены теплотой, душевностью, на которых запечатлен «типаж» людей советского времени. Воспитал двух сыновей-художников: Куаныша и  Мейрама.

Старший сын - Куаныш (1947 г.р.) окончил Художественное училище им.Н.В. Гоголя в г.Алма-Ата, Государственный академический художественный институт им.В.И. Сурикова в Москве. Является членом Союза художников РК, номинант на Государственную премию СССР в области изобразительного искусства (1989 г.).

К.Есиркеев - один из первых художников, кто в 70-х годах пишет о трагедии казахского народа в период советской коллективизации («1916 год», «Звуки кобыза», «Аул»). Художник отходит от академических стереотипов и создает свой, «есиркеевский» стиль. Его работы не были признаны и поняты официальными советскими институтами. Художник замыкается в себе, и его внутренний протест находит выражение в работах с четким конструктивным рисунком, где нет «повествования», они статичны и безмолвны. Казалось, что он изображает действительность, но при внимательном рассмотрении - это утопический взгляд на обыденность («Индустриальный пейзаж», «Доярки», «Новая шахта»). Особое внимание заслуживают портреты, где художник дает волю своим чувствам, его модели наделяются душевными переживаниями, грузом прожитых лет, некой трагичностью самой жизни. Куаныш Есиркеев - один из талантливых художников Казахстана, его работы требуют изучения и определения его как знаковой фигуры современного казахстанского искусства.

Младший сын -  Мейрам (1950 г.р.) - окончил Карагандинский политехнический институт (1968 -1973), является членом Союза художников РК.

М. Есиркеев пишет пейзажи, его излюбленная тема - озеро Балхаш, где художник работал в составе бригады рыбаков. Герои Мейрама - простые рыбаки, нелегкий труд которых часто сопряжен с риском для жизни. Напряжение, суровость обстановки достигаются темными оттенками изумрудного цвета озера и нависшими над водой низкими и тяжелыми облаками («Рыбаки Балхаша», «Рыбаки. Путина», «Ночной лов»). Степные пейзажи Мейрама отличает удивительный осенний колорит, передающий ностальгическую грусть по прошедшим летним дням, по минувшему, утраченному времени.