Погребальная архитектура у казахского народа символизирует культ предков, идеал вечности и бессмертия духа предков – аруахов и каждый подобный памятник для казаха является символом родины, веры.
В Костанайской области сохранены мавзолеи середины XIX века. Об этом корреспонденту BNews.kz рассказал заместитель директора Аркалыкского музея «Истории степного края» Асхат Касенов.
Погребальная архитектура у казахского народа символизирует культ предков, идеал вечности и бессмертия духа предков – аруахов и каждый подобный памятник для казаха является символом родины, веры. В Костанайской области таких памятников немало. Особенно много их в Тургае. Мавзолеи сохранены в основном только потому, что находятся в сотнях километрах от населенных пунктах, добраться до них без сопровождающих очень трудно.
«Второй половиной XIX века датируется памятник «Кыз-Тама» («Девичья могила»). По преданиям, это могила девушки, которая славилась своей мудростью и красноречием. Но в мавзолее она похоронена не одна, а со своей сестрой, поэтому он и носит такое название. девичья могила. Если верить историческим данным, в то время красавицу Батиму сосватали сыну одного богатого и известного бия. Но Батима от внезапной болезни умирает. По обычаям тех времен, вместо нее должны были выдать замуж ее сестру. И отец принимает решение отдать свою младшую дочь вместо Батимы. А она в свою очередь ставит 2 условия. Первое условие – чтобы возвели на месте захоронения ее сестры большой курган-могильник. А второе условие – собрав население, даже позвав давних врагов, дать поминальный обед в честь ее умершей сестры», - рассказывает он.
По его словам, о мастерах строивших этот мавзолей ничего историкам не известно. Сам мавзолей построен из жженого кирпича – местного сырца – крепкого, монолитного.
«Древние мастера использовали для укрепления кирпича молоко и конский волос. Хотя для большинства районов Костанайской области традиционно для строительства мавзолеев использовалась глиносоломенная смесь, но в Тургайском регионе практиковался более древний метод с добавлением костей животных и каркасом из тальника», - поясняет А.Касенов.
Не менее известен мавзолей двух братьев Айгожи и Байгожи был построен в конце 18 века. Оба они были из рода Нияз.
«Братья Айгожа и Байгожа были видными деятелями в казахской степи. Были уважаемыми и справедливыми биями. Правили они этими местами много лет и самое главное призывали народ к единству. Потомки этих людей возвели мазары в честь своих предков. Мазар, возведенный для Байгожа, выше, чем Айгожи. Высота мазара Айгожи – 6 метров, а высота мазара Байгожи – 7 метров», - пояснил заместитель директора музея.
Но больше всего и местных жителей и приезжих привлекает мавзолей Сахана Маката, датируемый началом ХХ века. Здесь покоятся останки потомков Маката из рода тулеков племени аргынов.
«Это был богатый и очень ученый человек. Со своими детьми он построил мавзолей, который прекрасно сохранился до наших дней. Войти в мавзолей можно только по одному, так как вход очень узкий. В стенах мавзолея потомки Маката укладывали тела умерших родственников. Хоронили здесь по древним казахским обычаям. Когда человек умирал, его тело не закапывали, а укладывали в подземную комнату. Белым занавесом комнату делили на две части: в одной помещали тела мужчин, в другой – женщин. Там же и общая открытая могила в виде вырытой ямы. Когда умирал очередной родственник, тело того, кто находился в подвальной комнате, опускали в эту могилу, а на его место укладывали следующего покойника», - добавил он.
В мавзолее покоятся сейчас останки более 20 родственников Маката. Кстати, в подземной комнате поддерживается определенная температура и отсутствует запах тления. По словам местных жителей, место, где построен мавзолей, издавна считалось священным, и тела хорошо сохраняются потому, что рядом течет река Сары-Торгай, а в земле находятся родники. Строители мавзолея знали, что это место будет идеально служить времени.
Источник: bnews.kz