Не зная прошлого, не увидеть настоящего.
Человек не может существовать в социуме, не зная истории развития своей страны.
Человек не может существовать в социуме, не зная истории развития своей страны.
Абсолютная оторванность от мира и отсутствие знаний о других странах тоже не
способствуют интеграции молодого гражданина в общество.
История тесно переплетается с другими общественными,
социально-гуманитарными науками, изучающими со всех сторон и в различных
аспектах человеческое общество. При этом ни философия, ни социология, ни
политология, ни юриспруденция, ни экономика, как и другие науки, не в состоянии
охватить развитие человеческого общества в целом.
Казалось бы, очевидные вещи, но между тем реформы в высшем образовании
привели к тому, что некоторые вузы страны поспешили объединить кафедры истории
с общественными кафедрами, сведя преподавание одной из самых важных дисциплин
на нет. Сегодня в высшей школе все активнее внедряется предпринимательский
подход, ставятся задачи по коммерциализации научных разработок ученых. Все это
соответствует духу времени, но это ни в коем случае не должно касаться
сокращения программ гуманитарных наук, в том числе истории. Ведь «экономия» на
преподавании истории не может не сказаться на мировоззрении подрастающего
поколения.
Я не одно десятилетие преподаю в вузе, и на собственном опыте убеждаюсь,
что у нас хорошая молодежь, которой нужно помочь определиться с идеологическими
установками. И преподавание подлинной истории имеет в этом плане определяющее
значение. Она дает возможности изучить развитие человеческой цивилизации от
самых истоков, узнать обычаи и традиции своего родного народа и различных
национальностей всего мира. Именно благодаря истории у людей формируется
чувство патриотизма, появляется понимание процессов, которые происходят в
стране. Причем история родного края и своей страны не менее важна, чем
всемирная история.
Именно поэтому Государственным секретарем Маратом Тажиным перед
учеными-историками поставлена задача выработки общей концепции истории
Казахстана, которая должна быть тесно увязана с всемирной историей и четко
показывать место Казахстана в глобальных исторических процессах, системе их
взаимосвязи и научной периодизации. И вузовским ученым в этом вопросе отведена
особая роль – наставников молодых казахстанцев и проводников государственной
политики.
Сегодня понадобилось вмешательство Президента, Правительства, чтобы придать
истории Казахстана как вузовской дисциплине особый статус. Но только этот шаг
не решает в одночасье проблем преподавания отечественной истории в вузах.
Особенно важно увеличить количество времени, отводимого на освоение современной
истории Казахстана. Правда, в вузовской среде звучат предложения создать
кафедры современной истории Казахстана. Зачем? Я лично не вижу в этом смысла.
Есть кафедры истории, и они вполне могут справиться с поставленной задачей,
имея солидный кадровый потенциал и профессиональный опыт. Не лучше ли
высвободившиеся средства направить на подготовку нового учебника по истории
Казахстана, потребность в котором давно назрела.
В последнее время появилось много книг по истории, написанных компетентными
авторами. Они ценны прежде всего тем, что исповедуют совсем иной подход к истории,
имеют отличный взгляд на многие вещи от привычного нам. Но цена этих книг
настолько высока, что не по карману даже преподавателям с их не очень большой
зарплатой, не говоря уже о студентах. Многие молодые люди проявляют интерес к
истории, но утолить этот научный голод не всегда в состоянии. Задача вузовского
сообщества донести до подрастающего поколения историческую действительность без
искажения, используя современные источники информации, в том числе и Интернет.
Говоря о кафедрах истории, хочу акцентировать внимание еще на одной, на мой
взгляд, важной проблеме. Историей сегодня занимаются все, кому не лень. Идет
поток литературы, порой не имеющей ничего общего с подлинной историей. Но ведь
эти книги кто-то читает, кто-то над ними размышляет и – делает выводы. Считаю,
что вся историческая литература должна рецензироваться известными и признанными
учеными-историками.
Благодяря личным инициативам Президента Нурсултана Назарбаева в нашей
стране накоплен огромный исторический материал, который позволяет отечественным
историкам воссоздать истинную картину прошедших событий. Глава государства
неоднократно призывает ученых-историков проводить фундаментальные исследования,
пытаясь собрать по крупицам письменные источники, артефакты, полученные в
результате археологических исследований, проанализировать все собранные
материалы, чтобы более полно отобразить прошлое страны.
История Казахстана – это не просто часть всемирной истории. Это история
Великой степи, которая оказала большое влияние на развитие всего Евразийского
континента. Это то место, где, как в большом бурлящемй котле, вершилась не
только история казахов, но формировалась жизнь и других народов Европы и Азии.
Эта наука не терпит искажения фактов, подтасовок, лживых выводов. В конце
концов, она расставит все на свои места и даст правильную оценку тому или иному
факту и событию.
Являясь частью социально-гуманитарных наук, история изучает прошлое
человеческого общества во всем его многообразии. Не познав его, мы не можем
понять настоящего и перспектив в будущем. Давно известное выражение о том, что
в мире есть только одна наука, и эта наука – история, актуально и в наши дни.