Не зная прошлого, не увидеть настоящего.
04.09.2013 918
Человек не может существовать в социуме, не зная истории развития своей страны.

Человек не может существовать в социуме, не зная истории развития своей страны. Абсолютная оторванность от мира и отсутствие знаний о других странах тоже не способствуют интеграции молодого гражданина в общество.

История тесно переплетается с другими общественными, со­циально-гуманитарными науками, изучающими со всех сторон и в различных аспектах человеческое общество. При этом ни философия, ни социология, ни политология, ни юриспруденция, ни экономика, как и другие науки, не в состоянии охватить развитие человеческого общества в целом.

Казалось бы, очевидные вещи, но между тем реформы в высшем образовании привели к тому, что некоторые вузы страны поспешили объединить кафедры истории с общественными кафедрами, сведя преподавание одной из самых важных дисциплин на нет. Сегодня в высшей школе все активнее внедряется предпринимательский подход, ставятся задачи по коммерциализации научных разработок ученых. Все это соответствует духу времени, но это ни в коем случае не должно касаться сокращения программ гуманитарных наук, в том числе истории. Ведь «экономия» на преподавании истории не может не сказаться на мировоззрении подрастающего поколения.

Я не одно десятилетие преподаю в вузе, и на собственном опыте убеждаюсь, что у нас хорошая молодежь, которой нужно помочь определиться с идеологическими установками. И преподавание подлинной истории имеет в этом плане определяющее значение. Она дает возможности изучить развитие человеческой цивилизации от самых истоков, узнать обычаи и традиции своего родного народа и различных национальностей всего мира. Именно благодаря истории у людей формируется чувство патриотизма, появляется понимание процессов, которые происходят в стране. Причем история родного края и своей страны не менее важна, чем всемирная история.

Именно поэтому Государственным секретарем Маратом Тажиным перед учеными-историками поставлена задача выработки общей концепции истории Казахстана, которая должна быть тесно увязана с всемирной историей и четко показывать место Казахстана в глобальных исторических процессах, системе их взаимосвязи и научной периодизации. И вузовским ученым в этом вопросе отведена особая роль – наставников молодых казахстанцев и проводников государственной политики.

Сегодня понадобилось вмешательство Президента, Правительства, чтобы придать истории Казахстана как вузовской дисциплине особый статус. Но только этот шаг не решает в одночасье проблем преподавания отечественной истории в вузах. Особенно важно увеличить количество времени, отводимого на освоение современной истории Казахстана. Правда, в вузовской среде звучат предложения создать кафедры современной истории Казахстана. Зачем? Я лично не вижу в этом смысла. Есть кафедры истории, и они вполне могут справиться с поставленной задачей, имея солидный кадровый потенциал и профессиональный опыт. Не лучше ли высвободившиеся средства направить на подготовку нового учебника по истории Казахстана, потребность в котором давно назрела.

В последнее время появилось много книг по истории, написанных компетентными авторами. Они ценны прежде всего тем, что исповедуют совсем иной подход к истории, имеют отличный взгляд на многие вещи от привычного нам. Но цена этих книг настолько высока, что не по карману даже преподавателям с их не очень большой зарплатой, не говоря уже о студентах. Многие молодые люди проявляют интерес к истории, но утолить этот научный голод не всегда в состоянии. Задача вузовского сообщества донести до подрастающего поколения историческую действительность без искажения, используя современные источники информации, в том числе и Интернет.

Говоря о кафедрах истории, хочу акцентировать внимание еще на одной, на мой взгляд, важной проблеме. Историей сегодня занимаются все, кому не лень. Идет поток литературы, порой не имеющей ничего общего с подлинной историей. Но ведь эти книги кто-то читает, кто-то над ними размышляет и – делает выводы. Считаю, что вся историческая литература должна рецензироваться известными и признанными учеными-историками.

Благодяря личным инициативам Президента Нурсултана Назарбаева в нашей стране накоплен огромный исторический материал, который позволяет отечественным историкам воссоздать истинную картину прошедших событий. Глава государства неоднократно призывает ученых-историков проводить фундаментальные исследования, пытаясь собрать по крупицам письменные источники, артефакты, полученные в результате археологических исследований, проанализировать все собранные материалы, чтобы более полно отобразить прошлое страны.

История Казахстана – это не просто часть всемирной истории. Это история Великой степи, которая оказала большое влияние на развитие всего Евразийского континента. Это то место, где, как в большом бурлящемй котле, вершилась не только история казахов, но формировалась жизнь и других народов Европы и Азии. Эта наука не терпит искажения фактов, подтасовок, лживых выводов. В конце концов, она расставит все на свои места и даст правильную оценку тому или иному факту и событию.

Являясь частью социально-гуманитарных наук, история изучает прошлое человеческого общества во всем его многообразии. Не познав его, мы не можем понять настоящего и перспектив в будущем. Давно известное выражение о том, что в мире есть только одна наука, и эта наука – история, актуально и в наши дни.