… В современной действительности на постоянной основе ведется диалог, происходят дебаты на всех уровнях по вопросам следования международным стандартам и качеству оказания услуг.
В современной действительности
на постоянной основе ведется диалог, происходят дебаты на всех уровнях по вопросам
следования международным стандартам и качеству оказания услуг, эффективности
работы международных организаций и НПО, бизнеса и культурно-образовательных
учреждений, что в итоге должно изменять общества к лучшему. При этом понятие
качества рассматривается как абстрактная неличностная категория, в то время как
оно зависит от всех граждан общества и определяется, прежде всего, человеческой
моралью, профессионализмом и гражданской позицией людей. При этом образование
является фундаментом качества жизни во всех сферах жизни общества, оно уже стало важной составляющей внутренней
политики: ведь оно влияет на развитие радиуса доверия и социальной
справедливости в обществе, на равные стартовые возможности и благосостояние для
всех граждан, на умение человека сохранять человеческое и гражданское
достоинство. Образование и культура – взаимозависимые и взаимосвязанные
составляющие развития общества, когда духовно-нравственные устои и чистота
помыслов становятся сутью сохранения любого народа.
Именно об этих непреходящих ценностях писал великий
поэт-мыслитель Абай. Глубокое и вдумчивое изучение поэтического слова
поэта-мыслителя, его мудрость, думы о судьбе народа должны стать духовной
опорой современного общества.
Изучение судеб достойных
исторических личностей приводит к пониманию и осмыслению значимости их
культурного наследия: так создается и сохраняется социальная память и правдивая
история, без чего не может существовать никакой народ. Национальная
идентичность и гордость любого народа основана на знании творчества
исторических личностей, внесших существенный вклад и оставивших неизгладимый
след в культурно-духовном развитии
народа. Это мудрецы-мыслители, интеллектуальные лидеры, мужественные
граждане-патриоты, смотревшие далеко вперед своего времени и предостерегавшие
свой народ от духовного и морального падения.
Абай родился в 1845 году 10
августа по старому стилю, а по новому стилю – это 23 августа. День рождения Пушкина Россия
отмечает не 26 мая по старому стилю, а 6
июня по новому стилю. Это логично и понятно и здесь неуместны
беспочвенные споры.
Уникальный феномен личности Абая –
поэта-мыслителя и мудреца еще предстоит изучать не одному поколению, ведь Абай
- неиссякаемый и вечный источник
духовности казахского народа и он всегда будет современником для любого
поколения в любой точке мира.
Огромное непреходящее значение
и ценность творчества Абая заключается в емкой фразе: «Я время выправить
хотел». Сурово осуждая отсталые и реакционные нравы феодально-родового
строя,Абай писал: “Настанет же день, когда среди казахов исчезнут воровство,
сплетни, клевета, вражда, и мы будем добывать добро и знание верным путем”. К, сожалению, эти пороки в обществе не
перевелись до сих пор, а некоторые даже расцвели пышным цветом. Мы много
говорим о необходимости преодоления моральной деградации общества, о коррупции,
отбрасывающей общество на много десятилетий назад, о качественном образовании –
основе качества жизни, но, многое так и остается на словах, а «а воз и ныне
там». И в этом смысле Абай актуален, он – современник поколений: его мудрость и
прозорливость помогают человеку остаться человеком. Проблемы, поднимаемые им,
остаются острыми и актуальными, и он не только задает нам вопросы, но и
помогает найти ответы. Изучение и популяризация духовно-нравственных ориентиров
творчества исторической личности Абая является непреходящей ценностью, в
котором наше общество остро нуждается сегодня.
«Тому человеку, кто познал
Абая, и каждый свой шаг сверяет по нему, гораздо легче будет преодолевать
жизненные невзгоды. И ему не надо никаких других моральных кодексов. Только
побольше бы таких людей», - писал ученый-гражданин Каюм Мухамедханов. Ценность
творчества Абая – в призыве к сохранению человека, народа, а это, прежде всего
– сохранение человеческой морали и человеческого достоинства – тех качеств,
которые отличают человека от остального материального мира.
Все созданное Абаем удивительно созвучно нашему времени. К,
сожалению, и сейчас не все осознают, что имя великого сына казахского народа
стоит в ряду тех, что подарили миру «Божественную комедию», «Гамлета»,
«Фауста», «Евгения Онегина».
Через творчество Абая
Кунанбаева мир узнает Казахстан. Мы должны знать и достойно беречь его
творчество. Его произведения неизменно вызывают отклик в душе любого человека,
открывающего книгу Абая в разных концах света. Нам нужна мудрость поэта для
достойного ведения культурного диалога на равных на любой мировой арене. Нам представляется,
что в понятие гражданственности и патриотизма должно войти такое умение беречь
слово поэта и гордиться им.
Абай – духовно-нравственная опора в жизни и
поступках современников.
Открытие Абая происходит каждый
день, год за годом. Он велик, неисчерпаем, мудрость его простирается на века. И
мы всегда в начале пути.
К, сожалению, эти бесспорные истины вспоминаются раз в
году, но до сих пор их ценность для общества не осмыслена должным образом.
Изучение творчества поэта в
учреждениях образования происходит поверхностно. Мероприятия по случаю дня его
рождения и юбилейных дат отличают помпезность, за которой теряется смысл
творчества поэта, душой болевшего за свой народ, за родную землю. А главное, не
происходит должного духовного и
морального осмысления слова поэта для очищения общества от пороков, для сохранения чистоты помыслов
поколений.
Для понимания слова поэта нужна
определенная жизненная позиция, опыт и умение анализа и самостоятельных
моральных выводов. Абая читаешь и познаешь всю жизнь. В этом ценность этой
великой личности казахского народа. «Слова назидания», «Стихи и поэмы»,
«Несколько слов о происхождении казахов», письма Абая должны помочь обществу не
потерять истинные ценности, к которым призывал поэт-мыслитель, которые легко потерять, но трудно сохранить в
современном сложном мире.
Обществу необходимы новые
модели проведения культурно-духовных мероприятий памяти исторических личностей,
поэтов-композиторов и достойной их высот популяризации их творчества. Не нужно
забывать, что у Абая была своя школа последователей и учеников. Это талантливые
молодые поэты и сказители, композиторы и импровизаторы. Они учились у учителя,
следовали его советам в творчестве, а главное - восприняли широту и глубину его
миропонимания, вняли мудрости и гуманизму его творчества. Это Кокбай, Турагул,
Асет, Арип, Магавья и многие другие.
Нам представляется, что в
настоящее время образование не в достаточной мере выполняет миссию
духовно-нравственного развития общества. Цель – «главное - получить документ об
образовании» порой снижает ценность самого знания и умения его добывать,
анализировать, вырабатывать свою позицию и отстаивать ее. С этого и начинается
позиция гражданина, которая в значительной мере определяется наличием таких
качеств, как мужество и человеческое достоинство, профессиональная этика и ответственность
человека перед обществом.
Общеизвестно, что «Культура, а
не политика является определяющим показателем экономического развития
стран» по определению Харисона и
Хантингтона.
Сегодня мы оказались в
ситуации, когда высшее образование стоит дорого, а ценность самого образования
потеряна. С точки зрения политики образования, образование – это не
коммерческий товар. Студенты должны ценить истинные знания, стремление к их
научному поиску.
Возникает логический вопрос:
при всех существующих в области образования достижениях, что же все-таки
тормозит развитие высшего образования? И почему именно высшего? Потому что
именно здесь закладываются основы качества для многих областей жизни, а значит
– новое качество жизни.
Высшее образование, наверное,
потому и высшее, что оно на высоком качественном уровне должно передать
молодежи непреходящие общечеловеческие ценности, мудрость наших предков, бесценное слово Абая, примеры жизни и стойкости алашевцев. А это требует иного
уровня осмысления содержания применительно к экономическим, бизнес,
гуманитарным дисциплинам, что не сообразуется с узкофункциональным подходом в
образовании, одним из признаков которого является использование шаблонов и
готового материала из зарубежных учебников без применения к нашей
ситуации. «Университет должен осознать
себя как основную духовную силу, противостоящую глупости, невежеству и
фривольности», писал Ортега де Гассет в 30-е годы 20 века. Актуальность этой
идеи не исчерпала себя и сегодня.
Думается, что настала пора не только ссылаться
на «международные стандарты», но и вникать в их суть для пользы нашего
общества, а главное – необходимо вносить свою лепту в разработку взаимосвязи
понятия качества жизни как результата качества образования, эффективности
работы НПО и международных организаций, всех организаций общества. К, примеру,
кредитная система обучения в вузах основана, прежде всего, на таких
основополагающих духовных принципах, как академическая честность, академическая
свобода, доверие, возможность выбора и доступ. И эти принципы должны
соблюдаться всеми участниками образования: администраторами, преподавателями,
студентами. В такой ситуации вузы станут островками, моделями культуры для
общества. В этом контексте роль Абая как Учителя казахского общества – вечная
ценность.
Происходящая сейчас ликвидация
Педагогических институтов (или их слияние с другими вузами) повлияет на
духовно-нравственное воспитание молодежи не лучшим образом. Ведь роль и
значимость Учителя как проводника общечеловеческих и демократических ценностей
для общества никто не отменял. Она особенно должна быть усилена в современной
ситуации падения морали общества.
В современной
действительности образование и
культура должны, с нашей точки зрения,
рассматриваться как интегрированные, взаимозависимые понятия. Одно немыслимо
без другого. Образование – это культура
человека в действии, культура в движении, изменяющая мир к лучшему. Такой
подход необходим для понимания миссии и роли учреждений образования, НПО,
международных организаций, бизнеса в улучшении жизни нашего общества. И при
этом главным двигателем являются наши человеческие и моральные качества:
«…Глубже в душу вглядись,
Жемчуга там найдешь.
Береги, не теряй их…» (Абай).
Дина Мухамедхан, профессор,
PhD,
директор Общественного фонда
«Центр образования и культуры имени Каюма
Мухамедханова»
Источник: Литер