Главные ориентиры в историческом образовании – воспитание гражданственности и патриотизма через объективный анализ событий и фактов.
Вопрос о перспективах развития исторической науки в целом и кафедр истории
Казахстана в частности сегодня во многом актуализируется. Кафедра истории
Казахстана ВКГУ им. С. Аманжолова была открыта в 1991 году. Итогами ее
деятельности за минувшие десятилетия стали подготовка кадров по программам
бакалавриата и магистратуры, получение лицензии на открытие докторантуры по
специальности «История», функционирование диссертационного совета по защите
диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук. В 1994
году университет был инициатором открытия магистратуры по специальности
«История», и ныне более 150 выпускников магистерской школы работают в вузах,
министерствах и различных ведомствах нашей страны, а также в ведущих
университетах России, Чехии, Турции. Кафедра истории Казахстана вовлекает в
орбиту своей деятельности студентов и школьников региона. Студенты и
магистранты на протяжении многих лет участвуют в археологических раскопках,
выезжают на музейно-этнографическую практику, выигрывают конкурсы научных работ.
Между тем имеются проблемные вопросы по ряду направлений, характерные для
аналогичных кафедр других отечественных вузов. К примеру, уже через несколько
лет в региональных вузах может существенно снизиться остепененность кадров в
связи с небольшим количеством мест, выделяемых в докторантуру PhD. Решением
проблемы может стать создание Международного диссертационного совета на основе
договора о сотрудничестве между вузами в рамках академической мобильности,
двудипломного образования.
Теперь о содержании дисциплины «История Казахстана». Так, в вузовском курсе
(1 курс, неисторические специальности) необходимо предусмотреть углубленное
изучение археологии, этнологии, демографии, экономической истории Казахстана на
основе современных исследований, в том числе на иностранных языках. На
четвертом курсе всех специальностей был бы уместен спецкурс «Современная
история Казахстана», в ходе которого студенты изучали бы достижения страны за
годы независимости. Причем методики преподавания на уровнях школы – колледжа –
вуза, безусловно, должны различаться в части содержания анализируемого
материала.
Необходимо поднять качество современных учебников, что возможно только при
наличии серии экспертиз со стороны как представителей вузов, НИИ, так и
методистов, архивных работников, сотрудников музеев, социологов и филологов.
Нельзя умалчивать тот факт, что имеющийся перекос в государственной поддержке
различных отраслей науки, где явное предпочтение при распределении научных
грантов отводится естественным и техническим наукам, может привести к
принижению значения гуманитарных областей знания в сознании масс.
Оценивая состояние исторической науки, необходимо принять во внимание
несколько факторов, влияющих на ее развитие. К основным проблемам можно отнести
недоверие общества к прежним схемам и восприимчивость к сенсационным
«открытиям», поиски великих предков, далеких от исторической науки личностей.
Средства массовой информации начали формировать жанр продукции, где переплетены
художественный показ событий и документальное подтверждение фактов. Нельзя
допустить превращения истории в элемент «медийной культуры».
Современная историческая наука развивается в новом информационном
пространстве. На первый план выходит не просто написание исторических трудов, а
создание верифицированной истории, проверяемой надежными базами данных.
Необходим прочный союз истории, социологии, информатики, филологии, философии,
психологии и других наук. Предстоит сделать серьезный прорыв в проведении
междисциплинарных исследований, радикально обновить возможности исторического
моделирования и прогнозирования. Назову некоторые из них, в том числе внедрение
в процесс преподавания экспертных практикумов по актуальным вопросам
национальной истории, проведение системных научных исследований по проблемам
методологии, историографии и методики преподавания истории Казахстана, а также
увеличение количества специализаций по специальности «История» с учетом
современных требований. Основным критерием при этом становится формирование
научных школ и их продуктивность, признание мировым сообществом. Бессистемность
изучения истории, сокращение часов, поверхностно написанные учебники ведут к
историческому нигилизму и к невежеству. Стремление к исторической
объективности, добротность материала и способов его обработки – важнейшие
принципы работы историка. Необходимо разработать четкие критерии оценки
эффективности исследования, преподавания и усвоения истории, такими не могут
быть только индексы цитирования, публикации в зарубежных журналах с высоким
импакт-фактором. К сказанному осталось добавить, что коллектив кафедры истории
Казахстана нашего вуза нацелен на выполнение важной миссии гуманитарного центра
образования, науки и культуры на востоке страны.
Гульжан АХМЕТОВА, декан факультета истории,
международных отношений и права Восточно-Казахстанского государственного
университета им. С. Аманжолова, ассоциированный профессор.