Любой гость столицы побывавший на улице Бараева, обязан увидеть огромную скульптуру сакской принцессы Тумар, победившей персидского царя Кира
Монумент был открыт в 2008 году в парке «Времена года». Размах рогов быка, на котором стоит принцесса Томирис, достигает 7 метров.
Портал Qazaqstan tarihy начинает рубрику #Елордаескерткіштері (Памятникистолицы), и открывает ее с памятника «Жер-ана» (Мать-земля).
Автора монумента «Жер-Ана» знает весь мир. Это российский художник и скульптор Даши Намдаков. Его скульптуры хранятся в частных коллекциях В. В. Путина, Ю. М. Лужкова, Р. А. Абрамовича, а также в частных собраниях голливудской звезды Умы Турман. Работы его выставлены в Эрмитаже, нью-йоркском «Тибет-Хаусе», Китайском городе Гуанчжоу.
Его монумент «Жер - Ана» был торжественно открыт в 2008 году в Нур-Султане. Позже, в Старом свете был открыт монументальный памятник Чингизхана.
Чингизхан
По словам искусствоведа Ю.Москалюка его работы понятны публике и он – один из востребованных скульпторов в мире.
Через созданные им мистические образы ты как будто устанавливаешь связь с древней цивилизацией.
«Наиболее убедительным и ярким примером инновационного подхода к творчеству можно назвать искусство Даши Намдакова. В его скульптурах запечатлены, на наш взгляд, способы ориентации восточного человека в окружающей среде, способы общения с ней. Даже гротескное видение мира, которое и придаёт необычайную новизну работам художника, в какой-то мере воссоздаёт стереотипы, удовлетворяющие своей формой и содержанием сегодняшнее зрение. Сама манера в работе с материалом — бронзой вполне двойственна: повторяя в пластике, цвете, фактуре знакомые, когда-то созданные и смутно появляющиеся в сознании современного зрителя образы, художник изображает во многом новые, непривычные, неожиданные фигуры, изменяющие наши повседневные ориентиры (Ритуал, Улыбающийся, Великий чемпион)», – говорит искусствовед Т. Боронева.
«Я люблю скульптуру «Чингизхан» Даши Намдакова. Будто бы вся натура памятника говорит: «Успокойся, все будет хорошо! Я контролирую ситуацию». Я выражаю благодарность скульптуру», - говорит единственная казашка в мировом рейтинге «Самых влиятельных женщин» Гульжан Молдажанова.
Детство
Даши Намдаков родился в 1967 году в селе Укукрик в Забайкалье. Полное его имя – Дашинима. В переводе с бурятского означает «Удачливое солнце». Родился он в многодетной семье. Его отец Бальжан Намдаков был известным в крае мастером.
В 1985 году Даши поступает на архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института, но не окончил. В 1988 году он поступает в Красноярский государственный художественный институт.
Первые победы
Первая персональная выставка состоялась 16 февраля 2000 года в Иркутске. Выставка была тепло принята публикой, и он получает приглашение в Москву. В российской столице интеллигенция заговорила о его работах. После той самой первой персональной выставки Даши Намдаков провел более 80 выставок. Его выставки прошли в Нью-Йорке, Пекине, Токио.
Если говорить о наградах, то Даши Намдаков награжден около 26-ю орденами разных стран.
О нем...
В его произведениях отразилось мировоззрение бурятского народа и собственно автора, свойственное философии шаманизма о том, что все во Вселенной имеет душу, все связано и взаимоподчинено. Эти идеи можно увидеть в его творчестве. Я думаю, что его работы в действительности очень таинственные, однако эту тайну мы можем понять, обратившись в прошлое, почувствовать дух и настроение, которые автор хотел выразить в своих работах... в его произведениях мы видим своеобразный синтез двух культур».
Госпожа Ван Лимей,
директор Пекинского музея мирового искусства
Даши, я думаю, это такой азиатский Дали, потому что это вызов, это сумасшедшая энергетика, огромное знание этнических своих собственных корней, но переработка в современных западных ценностях. Он - уникальный художник...
Ирина Хакамада, политик
«Жер-Ана» (Земля- мать)
Язык скульптурных форм информативен и часто он дает срез властной проекции. Все монументы создаются властью и для власти. Но данная скульптурная и практически ювелирная по своей точности работа, несмотря на очень большие размеры самого постамента, быка, трона, на котором стоит женщина, дает удивительное ощущение, что это памятник для народа.
Что отличает этот монумент от иных, так это ясная и четкая работа, выдержанный сюжет, здесь нет натужного мифотворчества, каждая деталь этой гигантской скульптурной группы поражает своей проработанностью. На спине быка попона, которая закреплена, именно как это полагается, веревками, жгутами, перетяжками – нет ощущения, что зрителя обманывают видимостью.
Д.Намдаков – мастер формы. Наверно нужно быть бурятом и россиянином, чтобы сделать такой памятник, который идеально отражает степную ментальность. Ошибка монументов классического типа, созданных в европоцентристкой матрице, в стремление к высоте.
Понятно, в тесных пространствах европейских городов монументы развивались в высоту, место им было в некропольных альковах, в барочных парковых складках, в центре радиального пересечения. В степном городе такие «вертикализированные» проекты смотрятся негармонично.
У Намдакова же все получилось идеально: это тоже очень большой монумент, но он расположен таким образом, что массивность быка параллельна самой земле, степи, ее ровности, и только женщина с ее четким и рельефным монголоидным лицом возвышается над пространством.
Автору несомненно удалось вырваться из порочного круга старой советской монументальной школы и найти формулу выражения номадической ментальности, эту формулу можно выразить так: форма не должна стесняться пространства. Именно чувство свободы, простора, вольности не покидают вас в Нур-Султане, такова матрица этого города, и Намдакову удалось это уловить.
Монумент был возведен в 2008 году. Сегодня он является одним из видных памятников столицы.
«Жер-Ана»
В интервью казахстанским СМИ Даши Намдаков сказал, что его опыт возведения объемных скульптур начался именно с этой скульптуры «Жер-Ана».
Отливали его в Алматы. Президент дал мне возможность реализоваться, я показал ему эскиз, он в одну минуту его одобрил и решил ставить. После этого было много монументальных проектов, но до сих пор «Жер-Ана» является самой важной для меня, так как была первой.