Планета Улытау
12.05.2019 1775
В переводе с древнетюркского «Улытау» означает Великая гора. Давайте на несколько минут оставим мирскую суету и отправимся к историческому центру Казахстана - Улытау.

 

Когда взберетесь на вершину горы –

продолжайте взбираться дальше.

Поговорка тибетских лам.

 

Начало. Нет человека, который не задумывался над вопросами: Кто я? Чего я хочу и куда я иду? В поиске ответов мы возвращаемся к истокам, традициям, колыбели наших предков, к сакральным местам — неиссякаемому источнику силы, месту приобщения к святости.

В 2018 году, побывав в Японии, я открыл для себя гору Фудзияме - священную гору японцев. Японцы связывают ее с такими фундаментальными понятиями, как нация, честь, гармония, чистота. Гора неразрывно связана с восприятием Родины. В прежние времена каждый самурай считал своим долгом взойти на Фудзияму. Это традиция продолжается и сегодня. В сознании каждого жителя Японии понятия отчего дома, родины, земли предков ассоциируются с этой горой, вокруг которой сосредоточен весь остальной мир.

Таким домом предков, к которому восходят истоки национальной истории, культуры, обычаев и традиций родного народа для казахов являются горы Улытау. Центр духовного мира, сердце Улытау – Акмешит-аулие (Аулиетау).

По поверью, Аулиетау находится ближе всего к небу, именно там встречаются Небо и Земля, поэтому издревле гора считалась сакральным местом, обиталищем Всевышнего и его духов, священным, ритуальным местом. Потому не прекращается паломничество в Улытау. Как для японских сторонников синтоизма, так и для казахов, Гора является мостом, связывающим Небо и Землю. С древнейших времен наши предки верили, что, поднявшись на Аулиетау, можно приблизиться к Создателю. Поэтому этот горный массив получил название Улытау, где в переводе с древнетюркского «Улы» - Великий, Всевышний, Тенгри, Бог. На эту гору я поднимаюсь каждый год. Как и многие люди, я верю в то, что это гора очищает, лечит и оберегает. Это, своего рода, ежегодный медицинский осмотр. Давайте на несколько минут оставим мирскую суету, проблемы, которые нас окружают, и отправимся к историческому центру Казахстана - Улытау.

 

 

Отправной точкой является город Жезказган в Карагандинской области и в 130 км к северу от него находится районный центр Улытау. Это путь восхождения к древнему храму, в котором принимали судьбоносные решения. Путешествие на Аулиетау - это путешествие к своему сердцу.

Путешественники подтвердят, что высокая энергетика Аулиетау не всех пускала на гору. Уверенные в себе молодые люди и даже спортсмены, с мыслью «сейчас сбегаю» по различным причинам в недоумении проходили лишь полпути.

Подножье. С окраины села Улытау начинается путь к одной из священных гор, которая является «центром мира». На подходе к горе ощущается особая энергетика. Наступает необъяснимое внутреннее волнение, мысленно убеждаю себя, что иду в гору с чистым сердцем, с чистыми помыслами. Большинство паломников во время восхождения, независимо от веры, ощущают на себе явное воздействие горы.

Подъем. Старожилы говорят, что в старину паломники поднимались на гору босиком, а гранит, из которого состоит гора, через подошву ног забирает болезни, а с неба идет поток энергии, который очищает тело от сглаза, порчи и болезней. Как будто сама природа готовит путника на пути к горе.

 

 

Бакберген ага – шыракшы горы (хранитель). Бакберген Аяшев - житель села Улытау, местный шаман. В 2013 году Аяшев был удостоен медали Тлеугабыла Утебайулы, учрежденной Ассоциацией народных целителей Республики Казахстан, имеет соответствующие сертификаты, дипломы, удостоверения. Целитель лечит, снимает порчу, ставит защиту, призывает духов предков: «Не я лечу вас, это делают ваши предки, местные духи, святые, Всевышний. Моя задача установить контакт между вами и духами».

Лечебной практикой Бакберген ага занимается более двадцати лет. Люди едут в Улытау со всех концов Казахстана, соседней России и Узбекистана. Истории исцелившихся людей составили бы несколько томов. К нему приходят люди безнадежные, с онкологией, с психическими расстройствами, без точно установленных диагнозов. «Залог успеха лечения – это вера в Бога и духов предков», – говорит Бакберген ага. Он утверждает, что силы и знания получает от бессмертной энергии священной горы Аулиетау.

Подъем на гору проходит определенные этапы, которые соответствуют этапам жизни человека. Восхождение начинается с родника Ембулак, еще его называют Гульсара ана, в честь целительницы, хранительницы священного источника. Родник Ембулак, начало маршрута - источник жизни. Отсюда путь идет пологим участком, это время нахождения в материнской утробе. Переход реки – это момент рождения. Затем, как и в жизни, путь усложняется, изгибается, проходит через заросли кустарников и деревьев.

От подножия горы начинается подъем, как юношеский период жизни. Подъем все усложняется. Ноги тяжелеют, каждый шаг дается с трудом. Порой, кажется, гора непреступна. Но тропа – путь жизни, и ее надо пройти. Некоторые  путники часто останавливаются, подолгу сидят, а некоторые возвращаются. Все как в жизни.

 

 

Преодолев трудный участок пути, начинается пологий участок, соответствующий 35 – 45-летнему периоду жизни. Наконец, тропинка поворачивает в сторону вершины горного массива Улытау – Аулиетау. С этого участка до вершины расположены могилы 7-ми святых. Достигая вершины, оглянувшись вокруг, понимаешь, как удивителен мир. И он весь вокруг вас, как на ладони. «Когда взберетесь на вершину горы - продолжайте взбираться дальше», - говорили тибетские ламы. Вершина – это не конец пути, надо продолжать путь духовного развития.

В Японии восхождение на гору Фудзи считается уделом сильных духом. Нельзя подняться просто так. Надо принять, что это особая тропа, тайный путь к сакральной вершине. Вершина Аулиетау уходящая все выше в небо, наконец-то достигнута. Ощущение свершения, невероятного облегчения! Но это еще не конец священного пути. Впереди ночь, рассвет и спуск, который имеет значение, не менее важное чем подъем.

 

 

Вершина Аулиетау. В этом месте царит гармония. Чувство ночного страха уступает место созерцательному настроению. Будто вся Вселенная застыла в ожидании чуда. Здесь за несколько часов можно пережить то, что люди не могли бы испытывать годами. Вершина горы вызывает чувство изумления у туристов и благоговейный трепет у паломников. Где-то здесь проходит тонкая грань между реальным и параллельным миром.

Однажды, один из паломников кавказцев, увидев небольшую высоту горы Улытау, возмутился: «Разве это горы, да еще великие?! Это небольшая возвышенность. Горы у нас, на Кавказе!». На что Бакберген ага ответил: «Все возвышенности, что приближают к Богу, для нас Великие горы».

 

 

Пещера. На обратном пути, недалеко от вершины, путешественники посещают пещеру Зердеш баба (Зарастустра). Если бы это пещера могла перечислить, какие только мудрецы е не посещали! Наши предки верили, что горы и пустыни, созданные Богом, в том числе и пещера на Аулиетау, служили для для уединения от мирской суеты, для познания тайны мироздания.

Зердеш баба (Зарастустра) - основатель зороастризма, оказал сильное влияние на мировые религии. Степной пророк – так назвали его современники, первым в истории человечества, проповедовал единобожие. Это не случайно, так как он был из Великой Степи, воспитанный в духе тенгрианства. «Самая древняя религия, которую на родине они культивировали под названием тенгрианство», в Персии, с учетом менталитета аборигенов, стали называть зорастризмом», - рассуждает британский ученый Мэри Бойс. Признанный научный авторитет в области религии из Великобритании, в своих работах она пишет: «Восточнее Волги в казахских степях надо искать истоки зороастризма».

Особенность учения Зарастустры в том, что путь к Богу лежит не столько через обряды и жертвоприношения, сколько через добрые мысли и праведное поведение. Человечество благодарно ему за то, что он донес людям завет Бога: «добрые помыслы, добрые речи, добрые дела».

По преданию, в двадцатилетнем возрасте будущий Пророк оставил мирские желания и вступил на путь праведности, скитаясь в поисках истины, а в тридцать лет получил божественное откровение. Согласно «улытауской» легенде первое откровение от Всевышнего и призыв к служению Зердеш баба получил именно в пещере на вершине Аулиетау.

 

 

В 2011 году известный казахстанский археолог Виктор Федорович Зайберт, после исследования горы Аулиетау, пришел к выводу, что Улытау был сакральным местом еще в эпоху бронзы, то есть во II тысячелетии до н.э. Горы Улытау были священным местом во времена тюрков и в последующие периоды.

Во время поездки в Иран в 2014 году я посетил несколько зорастрийских центров. На мои вопросы о происхождении пророка иранцы подтвердили, что Пророк Зарастустра пришел с Турана. Древние персы всегда считали территорию Южной Сибири и Казахстана своей северной территорией. Если учесть, что племена арийцев, заселивших Иран во II тысячелетии до н.э., пришли с уральских гор, и в последующем продолжали посещать прародину – Приуралье, Южную Сибирь, то путь Зердеш бабы, в который он намеревался отправиться был «протоптанной тропой». После получения откровения он отправился в район, где ныне находится Иран, там и получил поддержку местных правителей. Возможно, назвали его Зарастустрой, потому что он пропагандировал единого Бога - «жаратушы», что в переводе с казахского означает Творец.

 

 

Путешествие на Улытау может многое изменить в духовном мире человека, но сидя в офисе этого не почувствуешь. Все зависит от самого человека. И, конечно, в следующем году, я вновь вернусь на планету Улытау, чтобы еще раз пройти вечную гору.

Бактияр КОЖАХМЕТОВ,

краевед

 

Читайте также:

Улытау в контексте исторических символов