Об истории и человеке, похороненном в мавзолее, расположенном в древнем Таразе, существуют разного рода легенды
Первым памятником, который посетила съемочная группа документального фильма «Сакральный Казахстан» во время поездки в Жамбыльскую область, был памятник святого Тектурмаса. Мавзолей Тектурмас, памятник архитектуры XIV века, расположен в юго-восточной части Тараза, на правом берегу реки Талас. Один из религиозных памятников региона. Имена зодчих и строителей ушли в небытие. Мавзолей представляет собой купольное, четырехугольное сооружение, построенное из жженного кирпича. Вход в виде стрельчатой арки обращен на запад, к Таразу. Углы мавзолея завершаются пилястрами, на стенах имеются следы штукатурки. Известный археолог Г.А. Пугаченкова датирует мавзолей XIV веком.
«Тектурмас» в переводе с казахского означает «гора, которая стоит не просто так». Мавзолей считается местом захоронения Султан Махмуд хана. По одной из легенд он был местным святым, по другой – главнокомандующим войсками Караханидов. Он внес большой вклад в дело развития ислама. В конце ХІХ века мавзолей исследовал В.А. Каллаур. Сохранилась единственная фотография мавзолея 80-х годов ХІХ века. В 1935 году Мавзолей был разрушен. В 1939-1940 годы его руины исследовал Г.И. Пацевич. К 2000-летию Тараза в 2002 году после реконструкции мавзолея по инициативе Амангельды Момышева исторический памятник был открыт. Реконструкцию провел молодой архитектор Нурлыбек Баекеев. Мавзолей был восстановлен по старой фотографии.
Теперь немного о легендах. По преданиям, Тектурмас жил Х-ХІ веках, был военачальником, батыром и исламским миссионером. Говорят, он глубоко владел азами шариата и был религиозно образованным человеком своего времени. Его настоящее имя – Султанмахмут Шах, а Тектурмасом его прозвал народ. Есть своеобразная история возникновения имени «Тектурмас». В пору своего правления Султанмахмут был человеком очень беспокойным, все держал под контролем, часто устраивал проверки. Все было под его контролем, от маленьких поселений до больших городов. Народ говорил: «Смотрите, снова идет беспокойный Тектурмас». С годами за ним закрепилось это прозвище.
Согласно второй легенде, дошедшей до нас, святой предок похоронен на перекрестке Великого Шелкового пути. В древние времена эта местность была перекрестком девяти дорог, где проходили торговые караваны. Интересно, что когда здесь проходил караван, появлялась колдовская сила и караван останавливался. И только после прочтения Корана, посвящения молитв, караван мог продолжить свой путь.
Еще одна причина возникновения названия Тектурмас связана с тем, что местность это не простая, а священная. Как показали исследования – над этой возвышенностью проходит меридиан. Во время утреннего намаза здесь слышны какие-то особенные мелодии. Кроме того, у основания мавзолея есть грот, на входе которого спокойно вмещались две лошади, а пройдя далее – увидите площадку, в которую вмещаются 300 лошадей, в свою очередь площадка переходит в длинный коридор, который переходя через реку Талас, ведет к бане на окраине города. По одним источникам этот подземный ход ведет до комплекса Акыртас, который находится в местности Акшолак по дороге в Алматы, а другие источники гласят, что ходы ведут в населенный пункт Шаян Южно-Казахстанской области.
Ниже мавзолея Тектурмас находится мавзолей Мамбет батыра Умбасулы, он происходит от Дулата, внука Байдибек баба и Домалак ана. Мамбет батыр жил в XVIII веке, был сподвижником Абылай хана, его военачальником. Мамбет ата скончался в возрасте 104-х лет на киргизской земле, и после смерти приснился потомкам и завещал захоронить его рядом с Тектурмас баба.
О том, что земля эта является священной, доказывает поток людей, съезжающихся со всех концов Казахстана на паломничество. Это сакральное место можно считать и историческим мавзолеем, и местом паломничества.