Я сам был инициатором включения Бектау ата в число сакральных объектов республиканской важности, и теперь мне не остается иного выхода, кроме как написать об этой священной горе
Так как, хоть и устно мы говорим о Бектау ата – про него нет еще какой-либо значимой работы.
Мне кажется, что Бектау ата – это вулкан, появившийся на поверхности земли в эпоху мезозоя в виде расплавившегося гранита, но то, что он не извергался, видно даже невооруженным глазом, а его дальнейшее исследование остается уже за учеными-геологами.
Если вы выедете от Балхаша в сторону Караганды, то через 70 км, справа, на бескрайней степи увидите горы Бектау ата. Протяженность горы от юго-востока до северо-запада составляет семь километров, а в ширину около трех километров. Знающие люди говорят, что площадь горы занимает 4 тысячи гектаров – возможно, так оно и есть, но как бы там ни было, ее площадь не очень велика.
Самый высокий пик Бектау ата составляет 1215 метров. Раньше он, кажется, назывался «емел», а русские назвали – «седло». Северную сторону Бектау ата казахи называют Беттерек, по названию родника, который там течет. Далее есть местности – Сарыөлең, Шеттерек. В древности народ, зимовавший на Бектау, летом перекочевывал на джайляу вдоль Сарыөлең. Далее есть сопка Ұраңқай (Уранхай). Среди массивов Бектау ата особенно выделяются – Қоңырқұлжа (Коричневый архар) и Сарықұлжа (Желтый архар); перевал находящийся между ними называется – Апар асу (Перевал Апар).
Названия казахских местностей очень интересны, иногда здесь неожиданно встречаются герои шежире. Апар – имя младшей жены-токал знаменитого Кожаназар батыра, выходца из рода Алтеке, мачехи Жидебай батыра. Даст Бог, мы еще вернемся к разговору о Жидебай батыре, чье имя прославилось в эпоху правления хана Аблая. Знаменитый Дос батыр из Арка, родившийся от него Кожаназар, а от него Жидебай – крупные личности, чьи истории стали основой для многих преданий. В шежире говорится, что Апар была маленького роста, не раз она здесь проезжала во главе кочевья, восседая на своем красном верблюде-наре. Другие же массивы Бектау ата и Сарықұлжа разделяют ущелье балки Кубылтай.
Склоны Бектау ата – отвесные, гладкие, голубоватые камни, вершина остроконечная. Внутри горы увидите красивейшее явление, похожее то на летающую тарелку, то на героев сказок. Похоже, что Бектау ата долго пробыла под водой, а иначе не объяснишь такие горные разрушения, причудливые сказочные гранитные фигуры, созданные самой природой.
И природа Бектау ата прекрасна – ее можно назвать оазисом в пустыне. В горных ущельях много лесов и рощ, родников с целебной водой. На каменной глади увидите маленькие озерца. Биологи говорят, что здесь встречаются более сорока видов редких растении, а восемь видов занесены в Красную книгу, среди них есть и те, которые названы именем Бектау ата. На меня особенно влияет можжевельник.
Бектау ата словно символ святости. В горах кое-где обитают косули, джейраны, архары, но, к сожалению, после нескольких пожаров имевших место в последнее время, стало меньше и растений, и животных. Надо бы людям заботиться о столь щедром даре природы.
Аулие тас – Святой камень
Самым таинственным в Бектау ата является пещера Аулие тас. В связи с этой пещерой казахи и саму гору тоже называют «Аулие», и вместо Бектау ата чаще употребляют слово «Аулие».
Остановимся на пещере Аулие тас, расположенной на западной стороне горы Бектау ата. На основной пик Бектау ата будете подниматься с юго-западной стороны. В первую очередь, у подножия горы, в начале тропы ведущей к пещере, рядом с рощей вы придете к священному камню треугольной формы «Қыз әулие» – «Святая Дева». Если ваше здоровье не позволяет подняться в пещеру, то можете остановиться у этого камня, и совершить паломничество. Обычно, люди, собравшиеся посетить пещеру, делают перевал на «Қыз әулие», оставляют монеты, завязывают белую материю на ветках, читают молитву.
Если пойдете по склону горы на высоте 600 метров от уровня моря, то подойдете ко входу в пещеру. Ровная площадка у входа в пещеру составляет в длину 7 метров, в ширину – 5 метров. Высота входа в пещеру около 3-х метров, но далее она чуть понижается. Ширина пещеры, которая изначально составляет 1,5 метра, затем тоже сужается до 1-го метра. После входа в пещеру около 15-и метров пройдете по каменному коридору, по ровной земле, затем чуть ниже по наклону. Через 30 метров перед собой увидите озерце. Вода в нем прозрачная, ледяная, пресная. Уровень воды всегда неизменен: не поднимается и не опускается. Общая длина пещеры составит около 50-и метров. Если выйдите с противоположной стороны Аулие, то там увидите второй вход в пещеру. Его казахи называют «Үндемес әулие» – «Безмолвный святой». Үндемес әулие – маленькая комната, с каменными нарами, похожая на кухню. Сегодня, знающие Бектау ата, осведомленные о втором входе в пещеру люди, в большинстве своем туристы, принимают там пищу.
Справа от входа в большую пещеру Әулие тас стоит большой гребенчатый камень “шокпар тас” – «дубинчатый камень». Русскоязычные отдыхающие называют его «Гриб». В целом все святые места Бектау ата поменяли свои названия на русский – «Сундук», «Черепаха», «Трёхзубка». Если мы хотим возродить святость Бектау ата, то необходимо восстановить прежние названия такие, как «Каработа», «Шанырак», перевал «Қалмақ қашқан», то есть необходимо срочно сделать карту этой местности.
В 250-и метрах ниже пещеры лежат руины, фундамент какого-то строения. Местные жители называют это место «Әулиенің шошаласы» (Чулан Святого). По словам наших информаторов, чулан работал до 60-х годов ХХ века. Люди приехавшие к Святому, останавливаются здесь, режут жертвенную скотину, отдыхают. Раньше к пещере Бектау ата приходили страждущие люди, женщины желающие забеременеть, они здесь ночевали, совершали жертвоприношение. До недавнего времени здесь была сохранена и посуда. Заходить в пещеру разрешается только с заходом солнца, держа в руках самодельную лучину, изготовленную из жира жертвенного барана. Зайдя в пещеру, преклоняются пред Святым, посвящают ему молитвы, совершают действия, будто очищаются огнем. Шошала (чулан) похожа на древнюю постройку, руины которого показывают, что он простоял немало веков. Чулан был разрушен, когда здесь, на Бектау ата, стали строить пионерские лагеря, посуда была разбита, и вконец утеряна. То, что пещеру Аулие тас называли и «Пещерой Амангельды» – тоже плоды советской идеологии, проводимой в то время. Амангельды Иманов, один из предводителей Торгайского восстания 1916 года против царского указа, к Бектау ата не имеет никакого отношения. Вот по таким причинам Святая пещера была лишена своего основного статуса, как сакрального места с тысячелетней историей, сегодня она превратилась в место для ищущих приключений путешественников или для случайно забредших сюда людей.
Легенды касательно истории Аулие
Выше мы сказали, что советские легенды, связывающие Аулие тас с Амангельды Имановым, – лишь разговоры. Похоже, что эти легенды были придуманы воспитателями пионерских лагерей на Бектау ата. Им не разрешалось рассказывать о святых местах, потому и возникновение таких сказок вполне закономерно.
В другой легенде говорится, что в стародавние времена на народ, обитавший в здешних местах, нападает враг, и, чтобы спастись, народ пускается в бега. Затем якобы путь беглого народа преграждает огромная река с сильным течением. И тогда мудрец по имени Бек взмахнул руками, и река остановилась, разомкнулась и пропустила людей, а после вновь слилась в единый поток. Таким образом они спаслись от врага. Бектау ата взобрался на гору и стал жить в пещере. И вершина стала зваться Бектау ата. Мудрый старец запретил людям подниматься на вершину горы. Якобы, если человек взберется на вершину горы, то с ним непременно случится беда. Бек лечил приходившим в его пещеру людей, готовил снадобья из растений, давал умные советы и потому народ прозвал его Святым. Из слез женщин приходивших к Бектау ата за помощью будто бы в пещере образовалось озерцо. И эти предания не имеют прямого отношения к Бектау ата, но все-таки в рассказах про святого есть какая-та истина.
О появлении этого названия почти нет точных научных данных. Мы считаем, что настоящая легенда о Бектау ата связана с Бегазы. До сих пор в народе говорится: «Были два святых старца – Бектау ата и Бегазы. Убегая от врагов, они обосновались в этих горах».
«В древние времена в этой местности жили два святых старца по имени Бектау ата и Бегазы. В смутные времена, во время набега врагов они, спасаясь от них в пещере в горах, не выходят оттуда в течение десяти дней. Тогда, враги посчитав, что старцы умерли, возвращаются назад».
Еще в одной легенде говорится, что человек по имени Атабек, убегая от врагов, прячется в этой пещере. Враги, осмотрев здесь все, и не найдя его, уходят обратно. По желанию Всемогущего Бога внутри пещеры появляется прозрачный родник. Утоляя жажду из этого родника, Атабек выживает. Эту местность называют также и Аулие ата. Наверное, так назвали, потому что это место является сакральным. Еще в одной легенде рассказывается, что в далекие смутные времена у Святого Атабека, защищавшего родные земли были два сына – Сарыкулжа, Коныркулжа, также сражавшиеся за родные земли, и в одной из битв они остались в окружении. Видя безвыходность положения, святой превращает сыновей в камни. И с тех пор их дух живет в этих горах. Существует предание, что в определенные годы они прогуливаются со своими архаренками у подножия горы.
Название горы Бектау связывают еще и с именем Асана Кайгы – якобы он во время путешествия на рассвете увидил два растущих тополя, и место, где они росли, назвал «Бектау ата».
Лично я сам среди всех легенд, более состоятельной считаю одну легенду, в которой чувствуется какая-та тайна сокровенной истории, пережившей несколько тысячелетий.
«В давние времена в этих местах жил хан по имени Бектау ата. Он был влюблен в Бегазы – дочь хана соседнего народа. Несмотря на то, что Бегазы – девушка, она была знаменитым батыром того времени. Однажды враги совершают набег на страну Бектау ата, убивают всех мужчин, и тогда бегазы одна сражается с врагом».
Безусловно, Бектау ата имеет красивую природу, но кроме того, это сакральная земля с таинственными явлениями. Местные жители считают, что люди, пришедшие сюда в поисках злата-серебра, или же пьяные, не соблюдавшие гигиену (без омовения), обязательно попадают в трагические истории, непременно случается беда.
Основа сакральности
Святость Бектау ата в том, что он является оазисом среди пустыни. То, что это место с давних времен было соблазнительным местом для проживания людей, свидетельствуют наскальные рисунки, которые мы здесь встретили. Рисунок быка, дошедший до нас сквозь тысячелетия, как бы говорит: «я был хозяином здешних мест еще до времен коневодства». Это рисунок принадлежит художнику, народ которого занимался крупнорогатым скотом, жившего приблизительно в эпоху неолита. Пещера Бектау ата начала называться «святой» в ту пору, когда человек стал задумываться о своей природе. Это тоже восходит к эпохе неолита, или даже к еще более ранним эпохам. Это то время, когда мы начали признавать святым создателем-отцом – Всемогущее небо, а матерью – Землю и воду. Пещеры на склонах гор – лоно Богини Земли, где зарождается человечество. И действительно, эти пещеры – первые укрытия, где обитали и спасались от врагов и диких зверей наши прародители. И потому есть основание называть их святыми. Если вы внимательно посмотрите на знак у входа пещеру святого Бектау ата, то заметите знак материнства. Точно такой же знак есть и на пещере Коныр аулие в Баянауле. Я не берусь сказать точно, чьи руки это создали – руки человека, или же по велению Аллаха, но они оба – один рисунок, одно содержание.
Человек растет, развивается, осваивает природу, приручает диких животных, выходит из пещер. И даже после этого в Бектау ата некоторое время жили знахари, то есть жрецы того времени. Вот где кроется сокровенный смысл легенд о Бектау ата. К.Саденов пишет: «На 43-й странице книги «Казахские знахари», вышедшей в свет в 1993 году, есть такая песня баксы (знахаря): «...Бектау-ата Бек ата, Бекіш-ата, қолдай көр...» (Бектау-ата Бек ата, Бекиш-ата, поддержи, помоги)». Вполне возможно, что «Бектау-ата Бек ата» является именно этим святым. Но это сторона еще не исследована».
В эпоху бронзы в степях Сарыарки начался индустриальный период. Добытые из богатой земли разные металлы вывозились за рубеж в нескольких направлениях. Одни караваны шли в Туркестан и Мавераннахр, оттуда в Иран, Ирак и Египет, а другие караваны обходили Балхаш и через Семиречье шли в Индию и Китай. И вот, вовремя такой великой торговли Бектау ата был своеобразным «маяком» караванного пути, который связывал юг и север. Исследовавший Прибалхашье ученый П.Сарычев писал так: «Бектау ата. Самый высокий его пик виден с правого берега озера Балхаш. Он как будто вырос из-под озера и словно манит к себе, подзывая «иди сюда»», причина этого – торговля, не утихавшая вплоть до конца ХІХ века, она и побудила его так писать.
Стремительное развитие хозяйства в эпоху бронзы, горная промышленность, торговля и получаемые от нее прибыли, привели к образованию больших племенных объединений. Их вожди потихоньку начали подниматься до уровня царей. Институт власти сначала возник в горах Бегазы, затем в эпоху железа доходит и до Бектау ата. Свидетелями этого являются усатые курганы эпохи раннего железа. Курганы – непростые, крупные царские курганы каждый ус которого достигает почти ста-двух ста метров. Усатые курганы Бектау ата, расположенные у подножия горы Корпетай, напоминают кладбище 37-и батыров. Удивительные памятники древности!
В эту эпоху очень высоко почиталась святость пещеры Аулие тас, которая нашла свое продолжение в эпоху гуннов. «Китайские летописцы пишут: «Гуннские шаньюи три раза в год поднимаются на гору Лунци, и там, в священной пещере, духу Неба приносят в жертву светло-сивого коня, а также правители и вожди делятся мнениями о государственных делах, смотрят конные и верблюжьи скачки» (Н.Бичурин).
Бектау ата – свидетель этих удивительных событий, след империалистической эпохи в нашей истории, оставленный на камнях. Исследование Бектау ата поможет найти ответы на многие вопросы в изучении истории. Он является ключом ранней и средневековой истории. Бектау ата очень удобен в плане развития сакрального туризма; священная территория расположенная на главной трассе, соединяющей крупные мегаполисы – Астана и Алматы. На сегодняшний день статус Бектау ата непонятен. Он, с одной стороны, относится к Актогайскому лесному хозяйству, а с другой стороны, вся его инфраструктура находится в компетенции города Балхаш. Из-за такой неопределенности священная местность, исторические памятники, особо значимые не только для истории Казахстана, но и для истории всего человечества, остаются без должного ухода, буквально разрушаются под ногами.
Я надеюсь и верю, что город Балхаш возьмет Бектау ата под свою опеку и создаст условия для проведения разносторонних и глубоких историко-этнографических работ.