СОТРУДНИЧЕСТВО СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
14.04.2018 1841
В последние годы политика развития стала приоритетным направлением во многих странах Центральной Азии. Центрально-Азиатский регион в силу своего геополитического положения имеет важнейшее значение

В условиях интеграции в мировое сообщество была выработана стратегия межгосударственного взаимодействия стран ЦАР и путем проведения государствами Центральной Азии согласованной экономической политики, сформировано Единое экономическое пространство. Основные приоритеты - вопросы формирования общего энергетического рынка, взаимодействия транспортных комплексов и развития транзитного потенциала, эффективного использования водных ресурсов, повышения продуктивности орошаемого земледелия и внедрения современных технологий в сельском хозяйстве.

В начале 2000-х гг. на развитие стран и секторов мирового хозяйства все большее влияние оказывал процесс глобализации, который втягивал в орбиту своего влияния страны Центрально-Азиатского региона. Однако преимущества глобализации реализуются именно на интеграционном и региональном уровнях. 18 февраля 2005 г. в своем ежегодном послании к народу Казахстана Президент Н.А. Назарбаев высказал предложение о создании Союза Центрально-Азиатских Государств, отметив что, «дальнейшая интеграция – это путь к стабильности, прогрессу региона, экономической и военно-политической независимости... Только так обеспечим безопасность и будем эффективно бороться с терроризмом и экстремизмом. Такое объединение, наконец, отвечает интересам простых людей, живущих в нашем регионе». Страны Центральной Азии имели все необходимые предпосылки региональной экономической интеграции, а это открывало широкое возможности для решения комплекса экономических, социальных и экологических проблем региона. Регион в 2000-2009 гг. активизировал интеграцию в глобальную экономику, осуществлял торгово-экономические связи со 192 странами мира.

Самыми востребованными товарами, поставляемыми из региона, являлся нефть, газ, уголь, металлы и другие ресурсы добывающей промышленности, а также пшеница, хлопок, кожа, овощи.

Например, Узбекистан настойчиво стремится диверсифицировать экономику. Казахстан намерен оказывать помощь странами Центральной Азии, в частности Кыргызстану и Таджикистану, и уделять особое внимание восстановлению экономики Афганистана. В то же время регион испытывает ряд сложностей. Наиболее болезненные – растущий оборот наркотиков, теневая экономика, значительные масштабы нищеты. Крупнейшим производителем наркотиков опийной группы в мире в настоящее время является Афганистан (93%).

Одним из путей выхода из кризиса является объединение возможностей государств по обеспечению стабильного развития экономики региона путем расширения и углубления взаимовыгодного сотрудничества. Именно в условиях экономического кризиса активизировались интеграционные связи на уровне предприятий. В 2000 г. в Казахстане действовало 144 СП, в том числе 53 казахско-киргизских, 91 – казахско-узбекское предприятие. А в 2008 г. с участием капитала стран ЦА в Казахстане функционировало 570 компаний. В течение с 2000 по 2007 гг. казахстанская экономика росла со средними темпами 10,2%.

Страны региона развиваются неравномерно, но тем не менее открывается путь к реальной интеграции.

В последние годы политика развития стала приоритетным направлением во многих странах Центральной Азии.

23 марта 2017 года в ходе переговоров с Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым в расширенном составе, стороны обменялись мнениями по актуальным вопросам, а также обсудили стратегические направления развития двустороннего сотрудничества. Президент Казахстана подчеркнул, что за четверть века сотрудничества было подписано 100 соглашений в различных сферах, ключевыми из которых являются Договор о вечной дружбе и Договор о стратегическом партнерстве. Глава государства отдельно отметил вклад первого президента Узбекистана И.Каримова в укрепление отношений между двумя странами. Общность истории, языка и традиций, соседство наших народов предопределили тесное казахстанско-узбекское взаимодействие в культурно-гуманитарной сфере. Особый характер нашим отношениям придают диаспоры, проживающие в Казахстане и Узбекистане. Они являются «живым мостом» между двумя странами. Торгово-экономическое сотрудничество между Астаной и Ташкентом стержнем двусторонних отношений. Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что, несмотря на снижение конъюнктуры рыночных цен в 2016 году на 9%, в физическом выражении торговля между странами выросла на 16%.

По итогам встречи Президентов Казахстана и Узбекистана были подписаны следующие документы:

- Совместная декларация о дальнейшем углублении стратегического партнерства и укреплении добрососедства между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан;

- Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Узбекистан о межрегиональном сотрудничестве;

- Стратегия экономического сотрудничества между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Узбекистан на 2017-2019 годы;

- Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Узбекистан об избежании двойного налогообложения доходов и имущества;

- Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Республики Казахстан о международном автомобильном сообщении от 20 марта 2006 года;

- Программа сотрудничества между Министерством иностранных дел Республики Казахстан и Министерством иностранных дел Республики Узбекистан на 2017-2018 годы;

- Соглашение между Министерством обороны Республики Казахстан и Министерством обороны Республики Узбекистан о военном сотрудничестве.

Перед началом рабочей (консультативной) встречи глав государств Центральной Азии, Президент Нурсултан Назарбаев провел двустороннюю встречу в Акорде с Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиеевым.

«На всех встречах Вы говорили, что мы должны интегрироваться, встречаться, обмениваться. Должны быть торгово-экономические взаимоотношения, гуманитарная составляющая. Это сдвигалось, потому что были объективные и субъективные причины», - подчеркнул Шавкат Мирзиёев.

Казахстан имеет возможности для углубления азиатского вектора интеграции и решения общих экономических проблем диверсификации структуры экономики, экспорта, инвестиционных и технологических потоков.

Кундызай ЕРИМБЕТОВА,

Институт истории государства КН МОН РК, г. Астана

Фото взято с официального сайта Президента Республики Казахстан www.akorda.kz