Историки обнаружили новые документы в архивах Казани
15.10.2019 1740
С целью выявления ранее не известных архивных документов по истории Казахстана группа ученых работала в архивах Казани. Профессор Б. Аяган рассказал о результатах поездки и найденных новых документах

В сентябре 2019 года в целях исполнения программы «Архив 2025» группа ученых из Казахстана в составе Директора Института истории государства Аягана Б.Г., представителя Управления информатизации, оказания государственных услуг и архивов акимата Костанайской области Тащановой С.С., научного сотрудника Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова КН МОН РК Шотановой Г. проовела исследовательскую работу в архивах города Казань.  

Первый Президент – Елбасы Н.А. Назарбаев в статье «Семь граней Великой степи» озвучил 7 направлений глобальной по масштабу, уникальной по исполнению программы, которая не имеет аналогов в современной истории. Удачно подобраны и хронологические рамки поиска – с древнейших времен до наших дней.

Актуальность и необходимость научных изысканий, в широком аспекте предполагает восстановление (реконструкцию) историчекой памяти, значительно подорванной и исковерканной в советский период из за так называемой «коммунистической идеологии», сверхидеологизированности в области исторических изысканий. Причем, в 40-ые годы, принятием целого пакета постановлений и директивных документов ЦК ВКП(б) были запрещены и подверглись вульгаризации целые направления научного поиска. Этот диктат и огульное обвинение коснулись, прежде всего, изучения периода Золотой Орды и постмонгольских государств – Ак Орды, Кок Орды и, собственно, времени образования и становления Казахского ханства. Остались до конца не изученными проблемы нахождения казахских степей в составе Российской империи, взаимоотношения Казахского государства с Ногайской Ордой, Сибирским, Казанским и Касимовскими ханствами и Калмыцким кочевым государством. Дальнейших поисков требовали и торгово-экономические, культурные контакты, а также религиозная политика в пределах Российской империи.

Как известно, Казань в ХVII-ХІХ веках был крупнейшим образовательным и культурным центром края; значение и влияние образовательных и религиозных центров на казахские степи было огромным и глубоким. В качестве примера можно привести и создание школ (медресе), выпуск учебной и познавательной литературы, а также сбор и хранение документальных источников в архивах Казани. После составления подробного плана, группа приступила к работе в Государственном и Национальном архивах Татарстана и фондах архива социально-политической истории. Кроме того, исследователями были просмотрены фонды рукописей и редких книг им. Н.И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета.

 

 

В рамках исполнения проекта состоялись встречи и в стенах «Татарской энциклопедии», а также с учеными Института истории им. Ш. Марджани АН Республики Татарстан и Центра исследований Золотой Орды и Татарских ханств им. М.А. Усманова. Очень плодотворной была встреча и в редакции журнала «Золотоордынское обозрение». Встреча с учеными Казани была очень интересной. Обе стороны получили много полезной информации о развитии исторической науки, актуальных проблемах исследовании, научных контактах и совместных проектах. Были подписаны Договора о международном сотрудничестве между Институтом истории государства КН МОН РК и Институтом татарской энциклопедии и регионоведения АН Республики Татарстан, а также с Институтом истории им. Ш. Марджани. В подписанных Договорах сделан акцент на участии в фундаментальных и прикладных исследованиях, создании научных работ (монографии, сборников и других издании), участии в подготовке научных кадров, проведении научных конференций.

Кроме того, стороны договорились о приглашении научных работников для ознакомления с научными исследованиями, обмена опытом, для чтения лекций, проведения научных консультаций и осуществления экспертиз научных работ.

Отдельной графой были прописаны положения о пропаганде достижений друг друга в России и Казахстане. В фондах вышеназванных архивов были выявлены и скопированы документы, не известные в исторической науке или же введенные отдельными фрагментами. Так, например, найдена копия письма хана Золотой Орды Махмуда султану Османской империи Фатиху Мехмеду, в котором сообщается, что он занял трон в Золотой Орде и предлагает продолжить добрососедские отношения, наладив караванную торговлю. Особая ценность найденных документов состоит в том, что имелись лишь косвенные свидетельства переписки в работах татарского ученого Махмуда Сафаргалиева (Распад Золотой Орды, Саранск 1960 г.), немецкого ученого Бертольда Шпулера (Золотая Орда. Монголы в России. 1223-1502 гг., Казань, 2016 г.). Письмо написано арабской вязью, красивым каллиграфическим почерком. Оно проливает свет на некоторые слабо изученные места во внешней политики ханств Золотой Орды.

В фондах (969, Оп. 1, Д. 76) сохранились дневники известного востоковеда Н.Ф. Катанова, совершившего путешествие в 1860-ые годы по территории Казахстана (Жетысу), по Восточному Туркестану и Сибири. Н.Ф. Катанов отмечает идентичность казахского языка как в Ташкенте, так и Петропавловске. Он подчеркивает: «Русские крестьяне ... живущие по тракту, хорошо говорят по-киргизски (казахски), а казахов, говорящих по русски мало». (Л. 393)

В 10-ом фонде обнаружена большая рукопись (ф. 10, оп.5, дело 869) русского администратора Василия Бакунина «Описание калмыцких народов, и особенно из них торгаутских и поступков их ханов и владельцев, сочиненных статским советником Василием Бакуниным», 1761 год. Автор довольно подробно описывает обстоятельства перекочевки калмыков (торгоутов) в междуречье Волги и Яика (Урала) в 1620-1640 годы. Эта рукопись очень ценна исследователям по истории казахско-джунгарского и казахско-калмыцкого противостояния, как источник формирования Калмыцкого улуса и войн калмыков с ногайцами и казахами. Автор дал очень ценные сведения по внутреннему обустройству калмыцкого улуса, военной организации, отношений с соседними народами. Естественно, в рукописи много сведений о нападениях на соседние аулы; дана характеристика хану Аюке, его сыну Дундук Омбы и их притязаниям на власть. Подробно также дана информация о политике Москвы в этом регионе. Как известно, калмыки в этот период предприняли ряд походов на земли Западного Казахстана. Кстати, в отличие от казахско-джунгарских войн, противостояние казахов и калмыков, в научном плане исследованы слабо именно из-за нехватки архивных данных. По сообщению коллеги, ученого-ногайца, доктора исторических наук Данияла Кыдырниязова, данная рукопись была опубликована в Элисте в 1935 году. Осталось найти это издание и ввести в научный оборот. Нам же удалось скопировать только отдельные фрагменты.

В личных фондах А. Алекторова, Н.И. Ильминского (ф. 92, оп. 1, ед. хр. 1-6965) обнаружены оригиналы писем, которые затрагивают этапы жизни и деятельности Ибрая Алтынсарина и других казахских юношей, учившихся в высших и духовных заведениях Казани. Эти документы были скопированы и доставлены в архив, в том числе личные записи самого А. Алекторова.

В фонде № 199, оп. 1. д. 130 в специальной папке собраны материалы Казанского жандармского управления, деятельность так называемых «филеров», докладные полицейских, воззвания студентов, объяснительные, а также уголовные дела на студентов. Тщательный поиск показал, что среди лидеров студенческих движений 1900-1901 годов казахских студентов не наблюдалось.

В фондах Казанской учительской семинарии был обнаружен ряд оригинальных документов, касающихся обучения казахских детей в начале ХХ века. В частности, в анналах этого фонда (Ф.93, оп.1, д.755) в списках воспитанников Казанской семинарии найдены личные дела, заявления и свидетельства Ибрая Каратаева, уроженца аула №2 Атбасарского уезда. Он приехал в Казань вместе с родственником, который обучался в Казанском ветеринарном институте. Закончил он неплохо, так как до этого учился в Омске. Здоровье его было неважным. Он был ровесником (примерно) Жумабая Шаяхметова, и возможно они друг друга знали по Омску.

В анналах Отдела рукописей и редких книг Казанского Университета (дир. Амирханова Эльмира Искаковна) нами были просмотрены материалы 10-го фонда, где имеется отдельный формуляр по «казахской» литературе. Здесь имеются труды просветителей ХІХ – начала ХХ века, записанные как самими казахами, так и представителями татарской интеллигенции (список прилагается).

В фонде №22 «Татарской ратуши» были просмотрены дела казанских купцов, торговавших со степью. Но документы этих фондов размыты, найти специальных сведений по истории Казахстана не удалось. Там хранятся, в основном, дела купцов Казанской губернии: их тяжбы, раздел имущества, какие-то споры.

В фондах Архива социально-политической истории (ф. №8261) сосредоточены материалы социальной истории ХХ века. Сохранились письма писателя С. Шакира, секретаря Союза писателей Казахстана К. Найманбаева по вопросам издания своих книг.

В отдельных фондах хранятся архивные дела Сагита Джаксыбаева, Президента Ассоциации НКЦ Татарстана. С. Джаксыбеков - уроженец Карагандинской области. Он много лет возглавлял Казахский центр национальной культуры в Татарстане.

В целях более глубокого изучения темы были заказаны и просмотрены труды, воспоминания, монографии таких известных деятелей, как М.А. Машанов (профессор Казанской духовной академии, миссионер и исламовед), Александр Алекторов, Вельяминов-Зернов и другие. В этом фонде хранится личное дело известного политического деятеля Мирсаида Султангалиева. Его имя часто упоминается в связи с именем Турара Рыскулова. М.Султангалиев выдвигал идею о создании казахской союзной республики. Действительно, в своих письмах, а также во время допросов, М.Султангалиев говорит о делах Средней Азии, Туркестана. Неоднократно упоминая Т. Рыскулова, он ничего обличающего о нем не сообщил. Учитывая тот факт, что документы имеют отношение к вопросу образования Казахской автономии, они очень важны, так как проливают свет на «темные», неизвестные стороны политической жизни 20-40 годов ХХ века.

В этих документах упоминается и Вадим Лукашов, с которым имел конфликт А. Байтурсынов во время работы в Киробкоме.

В фонде 1186, оп.1, ед.хр. 28 извлечены материалы по известному ученому А. Казембеку. Приняв христианство, выходец из Дербента, стал ученым-востоковедом. В его трудах есть страницы, посвященные казахской истории.

Также были просмотрены и изучены ф.62, оп.1, д.420, затем ф.92, оп.1. по вопросу испытаний лиц, получивших аттестаты. Представителей Казахской степи среди них не обнаружено.

Не обнаружены и материалы в специальных фондах по Сибирскому ханству, Ногайской Орде, Касимовскому ханству, за исключением тех, где о них писали сами востоковеды (Машанов, Казембек и др.).

Буркитбай Аяган,

директор Института истории государства КН МОН РК, доктор исторических наук, профессор.