СҰРАҒАН РАХМЕТҰЛЫ: «ВЕЛИКАЯ СТЕПЬ НЕ РАСКРЫЛА СВОИХ СЕКРЕТОВ»
28.11.2018 1734
Ведущий исследователь казахского этноса, глубоко проанализировавший хронологию истории народа, Сұраған Рахметұлы в канун своего юбилея снова пристально вглядывается в рассвет национальной истории.

Большинству Вы известны как поэт, но ведь вы – профессиональный историк. Мы знаем, что Вы занимались исследованиями касательно истории народа. Насколько важна это сфера в Вашем творчестве?

– Конечно, мой основной профиль – военная специальность. Позже учился политической и управленческой науке. Если говорить об истории, то интересной и наиболее актуальной на сегодняшний день является именно история казахов. Я ведь защищал кандидатскую диссертацию по национально-освободительному движению Восточного Туркестана на тему «История политической жизни казахов Монголии и Китая» в Институте истории и этнологии имени Ч.Валиханова в Алматы. Сама причина, побудившая меня защищаться именно по этой теме, довольно специфична. Национально-освободительное движение Восточного Туркестана – это история казахов проживавших на территории Монголии и Китая, и у меня ушло целых 15 лет на изучение этой неисследованной доныне темы и ввода его в современное научное пользование. Национально-освободительное движение Восточного Туркестана – новая страница нового периода казахской истории и его историческое продолжение. Мы ставили перед собой цель – в пору сегодняшнего возрождения систематизировать историю казахов, а также дать научную оценку судьбе казахов, проживающих зарубежом. С этой целью в рамках национально-освободительного движения Восточного Туркестана мы начали широкое исследование казахов, проживавших в Монголии и Китае. Было опубликовано очень много материала, обозначена актуальная тема. В этой связи, хочу поблагодарить читателей, исследователей истории, профессиональных историков, своих руководителей за то, что они искренне пишут историю казахов.

– Мы узнали историю Джа-Лама благодаря произведению Магауина и вашим исследованиям. Нелегко было писать трагический период казахской истории?

– Это был очень тяжелый период для казахов, а особенно - для казахов Монголии. Я публиковал большую статью про Джа-лама на вашем портале. Это была история Джа-лама, прибывшего в 1912-1914 годах в Западный Казахстан. Что он только не делал во вред казахам! Он подвергал казахов гонениям, гнал их в сторону русской границы, живьем сдирал кожу с человека на глазах всего народа, демонстрировал «чучело» и держал народ в ужасе! Одна из таких историй – смерть тойчи Токкылкажыулы Ахимбека в середине 1912-13 годы. Все, кто выступал против Джа-лама погибали такой мученической смертью: он сдирал кожу с человека, выворачивал ее и показывал матерям. Целью Джа-лама было создание нового государства на месте исчезнувшего государства ойратов в Западной Монголии. Этот случай в истории осталась под названием «Өріктікөл оқиғасы». Об этой истории сложены стихи и эпосы. Джа-лама – палач, устроивший «малый актабан шубырынды». Великий писатель своего времени, классик Мухтар Магауин об этой истории написал произведение «Кесік бас һәм тірі тұлып». В конце концов, Джа-лама был пойман в 1922 году монгольскими радикалами. Сейчас его череп хранится в музее Праги. Надеюсь, что такие трагические истории больше никогда не повторятся.

История – это глубокая наука. Президент Н.Назарбаев в своей новой статье сказал, что нужен правильный взгляд к истории. Как Вы думаете, восполнились ли пробелы казахской истории?

– В своей статье Глава Государства особое внимание уделяет истории. «Көш алған жердегі қазақ территориясы» – это история территории кочевников Великой Степи; территории, где существовали эпохи гуннов, саков, уйсунов, канглы, караханидов и кипчаков. Если присмотреться, то история казахов свершалась не только на своей территории, это история занявшая свое достойное место наравне с мировой историей. История казахов должна переводиться на разные языки мира.

Существует множество историй о наших братьях, проживающих зарубежом. Мы знаем как тяжело им пришлось на чужбине. Но все же просим у вас историю, которую еще никто не слышал.

– В 1723 году во время «Ақтабан шұбырынды, алқакөл сұлама» многие казахи откочевали зарубеж, и много историй о том, что они пережили еще не рассказаны. Первый вопрос это край, куда казахи откочевали после «Актабан шубырынды» - это Алтай. Далее, детали подготовки к джайляу, взаимоотношения с местными народами, проживающими по соседству... Нельзя сказать, что все было прекрасно. Там, где скот, пастбища и кочевая жизнь, существуют и проблемы. В архивах Китая и Тайваня хранятся эксклюзивные сведения о казахах. Мы должны учитывать труды людей, которые вносят в историю казахов доселе неизвестные материалы.

Вспомним казахов, участвовавших в народно-освободительном движении Восточного Туркестана на Алтае в период с 1940-1951 годы. За Оспан батыром последовало 15 тысяч войск. Они освободили весь Алтай, основали Восточный Туркестан. Потом уже, во главе Восточно-Туркестанский локальных боевых действий сумели превратить большие империи в свои боевые трофеи.

Еще покрыты тайной сведения касательно советской, сталинской, китайской истории. Особенно тщательной «сортировке» подвергаются сведения об Оспан батыре.  За те 11 лет, он единственный кто основал государство. Сложные были времена. Восточный Туркестан был лакомым куском, был богат на урановые залежи, но из-за предательства «неких лиц» Восточный Туркестан пал. Если бы он не пал, и существовал бы по сей день, он сумел бы стать большой державой, буфером. Тогдашний американский консул Дуглас Маккирнан, живший в Восточном Туркестане, находился рядом с Оспан батыром. Последний стремился заручиться поддержкой Америки. После расстрела Дугласа Маккирнана на Тибете, к сожалению, исторические сведения остались не у дел. К этому времени участились столкновения на границе. По заданию Сталина на Алатобе встретились представители трех государств: руководитель Монголии маршал Х.Чойбалсын, глава Восточного Туркестана Оспан батыр и представители Советского Союза. Это была важная встреча.

– «Великие имена Великой Степи». Какая историческая личность нашей истории недооценена, недостаточно популяризирована?

– Великая Степь - это великое явление в мировой истории, она полна загадок. Великая Степь еще не полностью открыла свои тайны. Правильно ли мы пропагандируем великого дипломата, стратега Абылай хана? Поняли ли мы его взаимоотношения с Китаем, его стремление сохранить казахскую землю от российской колонизации? Систематизирована ли история последнего казахского хана Кенесары? Хоть мы и знаем Джангир хана, открывшего первую школу, установившего Западные ворота, считаю, что нужно все еще привести в порядок, систематизировать его историю. До сих пор не реабилитирован Оспан батыр Исламулы. До сих пор не упоминается имя сподвижника Оспан батыра Сулубай батыра Сапиулы. Так же забыты имена Буркитбая Киякулы, сидя верхом на коне подбившего самолет Актеке би Конырулы, снайпера Муса Турыкбайулы. Надо сказать, останки того самолете, до сих пор лежат на границе. Все они достойные личности, все они достойны почтения. И чтобы правильно почтить их память, надо для начала поставить надгробные плиты на местах, где погибли и покоятся наши казахские батыры.

– Кто по-вашему мнению достоин большего почета? Кого Вы почитаете?

– Назову три личности, первый – это Абылай хан, второй – сподвижник и советник Абылай хана Ер Жанибек Бердаулетулы, третий – Оспан батыр Исламулы. Эти три личности я считаю несравненными личностями не только своей эпохи, но и нашего времени.

– Кого из зарубежных историков Вы читаете?

– Писавшего историю цивилизации, исследовавшего историю оседлых народов Арнольда Тойнби, а также знакомого и нам, и вам Льва Гумилева. Один из них опровергает кочевую цивилизацию, а другой – подтверждает ее наличие. Я считаю, что историк, который не читал этих авторов – не историк. Возможно, есть академики, которые не читали их, для них это должно быть трагедией.

– Сураган ага, спасибо Вам за беседу, желаем Вам творческих успехов, и от имени портала «История Казахстана» поздравляем Вас с юбилеем.

– Спасибо, я читаю ваш портал, он мне очень нравится. Желаю, чтобы материалы размещенные на портале переводились на английский, русский, китайский языки. Если все это будет переводиться, то казахская история значительно обогатится. Для нас есть прекрасная возможность для вхождения во всемирную круговерть истории.  Это – история кочевников, кочевая цивилизация. Казах не жил чужим умом, он жил своим умом, своей головой. Возможно, у казахов не было передового стрелкового оружия, пушек, но у него была – голова. Это голова Абылая, это головы Исатая и Махамбета, голова Кенесары хана. Великая Степь – степь, где покоятся головы моих предков. Здесь есть и «голова моего отца»!