Кульпаш Илиясова: Нелегкая судьба первого казахского скрипача
01.11.2016 2591
Осенью 2016 года была опубликована книга «Рассказанная история или Стамбульские записи» про 99-летнего казахского скрипача Алима Алмата, живущего в Стамбуле

Эту книгу, про человека с редкой судьбой и прожившего трудную жизнь за рубежом, написала ведущий научный сотрудник Института истории государства, кандидат исторических наук, доцент Кульпаш Ильясова.   

Кто такой Алим Алмат, до сих пор неизвестный казахским читателям? Где, в какие годы он жил? В чем важность его трудов, жизни, чтобы занимать особое место в истории? Эти и многие другие вопросы возникают у наших читателей. В связи с этим, нам удалось побеседовать с автором книги К. Ильясовой.

Кульпаш Мырзамуратовна, наши читатели мало осведомлены о персонаже вашей книги Алиме Алмате. И сведений о нем очень мало. Кто он? Чем он занимался?

Настоящее имя Алима Алмата  – Галымжан Абсаламов. Он родился в 1917 году в Иргизском районе Актюбинской области.

В начальных годах становления Советской власти он по наставлению дяди Темирбека Жургенова учился вначале в Ташкентском, затем в Алматинском музыкальном техникуме по специальности «скрипач». Однако в годы преследования его близких родственников Узакбая Кулымбетова и Темирбека Жургенева, он некоторое время подвергался гонению на учебе, но, к счастью, ему удалось продолжить учебу и получить диплом. В студенческие годы, по поручению своего преподавателя И. Лесмана давал уроки Айткешу Толганбаеву, прозванному первым скрипачом Казахстана.

Вы говорите Айткеш Толганбаев? Он же первый казахский скрипач? Значит, первым казахским скрипачом является его учитель Алим ата?

Несомненно, что это так. Но здесь не имеет места стереотипное мнение, которое может возникнуть у нас в связи со стремлением на первенство. Потому что, на Первом всемирном курултае казахов, прошедшем в 1992 году в Алматы встретились два музыканта, учитель и ученик. Оба были очень вежливы друг с другом. Но мы все-таки должны признать первого казахского скрипача Алима Алмата.

Кроме того, близкий родственник Алима Алмата, актюбинский врач Роман Рахиевич считает, что мнение Галымжана ата насчет этого является признаком скромности.

 Говорят, что у него была нелегкая судьба во время войны. Можете рассказать об этом поподробнее?

Галымжан ата был призван в армию в 1939 году, а  когда началась война, попал в плен на территории Польши. Известно, что в лагерях пленные жили в ужасных условиях. Однако Алим Алмат попался на глаза, искусно играя на скрипке, и в 1943 году его направляют в Берлинскую консерваторию через Туркестанский легион. А когда началась бомбардировка Берлина, он продолжил учебу в Вене.

Действительно ли Галымжан ата встречался с Мустафой Шокаем?

После войны через Карыса Канатбая он написал просьбу Марие Шокай и перевелся с Берлинской консерватории в Парижскую консерваторию имени С. Рахманинова. Алим ата не виделся с великим деятелем, борцом за независимость Мустафой Шокаем. Об этом он рассказал в своем интервью с поэтом Касымханом Бегмановым, автором экспедиции «Дорогами Мустафы Шокая».  Зато он поддерживал тесные взаимоотношения с его женой Марией Шокай и жил у них дома два года. После окончания учебы Алим Алмат, советуясь с Марией Шокай, осенью 1950 года переехал из Франции в Турцию. С тех пор он проживал в Стамбуле, здесь он обзавелся семьей. В течении 25-и лет он работал в Стамбульском симфоническом оркестре. С Марией Шокай, которую он боготворил как мать, переписывался непрерывно с 1961 по 1969 годы. Как написано в одном из этих писем, Алим Алмат принимал участие в работе по воздвижению памятника Мустафы Шокая в Берлине, а также сотрудничал с Комитетом «Түрк Елі». В 1969 году, когда ушла из жизни Мария Шокай, Алим Алмат встретился со своим родным братом, кинооператором Файзоллой Абсалямовым в Стамбуле.

Стремился ли он укидеть свою Родину? Как он встретил независимость?

Алим Алмат в 1992 году специально приехал на Первый Всемирный курултай казахов и встретился с родной страной. С этих пор все потомки его дедушки Алмата поддерживают тесную связь между собой. У него есть двое внуков Мурат и Ниль от единственного сына Торе.

В свое время Мария Шокай доверила Алиму Алмату личные вещи Мустафы Шокая в надежде, что он донесет их Родине. Этот ее наказ он выполнил после обретения нашей страны независимости.

Какова ваша цель в написании книги «Рассказанная история или Стамбульские записи»? Что принесет это книга читателям?

Сведения об Алиме Алмате начали публиковать в Казахстане с 1996 года, но в разных местах размещали разные материалы о нем, и идея собрать все сведения в одно целое возникла в 2014 году в рамках программы «Народ в потоке истории». Основываясь на имеющихся сведениях, я в качестве автора, собрала полную версию биографии первого казахского скрипача Алима Алмата, а также опубликовала казахские варианты писем Марии Шокай Алиму Алмату из книги «Yoldas Alim'in defteri» турецкого ученого Tarik Minkari и из книги «Я пишу Вам из Ножана» отечественного ученого-мустафаведа Бакыт Садыковой.  Это тоже повышает ценность данной книги.

Моя основная цель – написать на бумаге «устную историю», сохраненную в памяти наших соотечественников, оставшихся за рубежом по воле судьбы, путем написания биографии Алима Алмата, перенесшего трудности войны и вынужденного остаться на чужбине. Потому что, судьба пленников во время войны – это судьба казахов, о его тяжелые последствия не исчезли до сих пор.  

Спасибо за беседу. Желаю вам творческих успехов.