В Центральном государственном музее Республики Казахстан в Алматы состоялась выставка фотохудожника Одона Блауманна «Путь оленей», на которой представлено 65 работ, посвященных природе Венгрии
За 20 лет творческой работы им создано 55 документальных фильмов природы родного края. Как профессиональный охотник, Одон хорошо знает повадки диких животных и это во многом помогает во время съемок. Его фильмы имеют успех у зрителей Австрии, Германии, Нидерландов. Бельгии, Италии. Блауманн подчеркивает: «Фотосъемка и съемка фильмов о дикой природе – это моя жизнь с любовью и смирением. Каждое мгновение в природе поражает своим совершенством, а то, что эти мгновения я могу зафиксировать, являются для меня настоящим чудом». Фотовыставки художника были организованы в Будапеште, Секешфехерваре (Венгрия), Дортмунде (Германия), Зальцбурге (Австрия). И вот теперь выставка «Путь оленей» представлена в Казахстане.
В Венгрии обитает одни из лучших оленей, которые тысячелетия назад перекочевали из Центральной Азии в Европу. Олень – особое животное в венгерской культуре. В древних венгерских сказаниях именно Олень привел предков современных венгров из Азии в Европу. Согласно легенде, во время охоты племена гуннов последовали за Оленем, перешли Меотийское озеро (древнее название Азовского моря) и нашли для себя новые земли.
Самое знаменитое художественное произведение об олене, также имеет венгерские корни. Сказку о Бэмби написал в 1923 году Феликс Зальтен, известный австро-венгерский писатель. Удивительные фотографии оленят, представленные на выставке, выглядят как художественные иллюстрации к книге Зальтена.
Искусство фотографии позволяет увидеть оленей и других животных в природной естественной среде обитания. Фотограф Блауманн сумел запечатлеть оленей, пересекающих лесные пространства, в движении, в прыжке.
Эти снимки напоминают нам о знаменитой археологической находке золотого Оленя из скифских курганов, так же найденной в землях древней Меотиды. Известный кинорежиссер, классик документального кино Михаил Ромм в своей книге «Беседы о кинорежиссуре» рассказывал об этой находке: «В одном из скифских курганов было найдено изображение оленя в очень странной и сложной позе: животное подогнуло все четыре ноги под живот. В течение многих лет вокруг этого изображения шел спор. Скифское искусство далеко от стилизованной условности, олень изображен реалистически. Почему же он находится в таком странном положении? Одни полагали, что это ритуальный олень, мертвый; другие — что, поскольку он изображен на браслете, ноги подогнуты для того, чтобы изображение удобнее поместилось на узкой пластинке. Но при съемке рапидом выяснилось, что испуганный олень, убегая стремительными прыжками, в самой середине прыжка, в его кульминации, на мельчайшую долю секунды принимает именно это положение: он прижимает все четыре ноги к животу. Наш глаз этого не улавливает, мы смогли увидеть это только через кинематографическое изображение. Скифский глаз, очевидно, был настолько острее нашего, что улавливал и это положение. В этот, наиболее яркий момент скачка скиф и изобразил оленя».
Иллюстрация с Интернет-ресурса http://kronk.spb.ru/img/artamonov-mi-1966-t062.jpg
Похожее изображение найдено и на территории Казахстана, в Алматинской области найдена золотая бляшка в виде оленя.
Жалаулинский клад. Алматинская область. ЦГМ РК. V-III вв. до н.э
Иллюстрация с Интернет ресурса: http://testent.ru/photo/kartinki/istorija_kazakhstana/skulptury_olenej/5-0-271
Жалаулинский клад. Алматинская область. ЦГМ РК. V-III вв. до н.э
Одон Блауманн отметил, что мир дикой природы поражает своим совершенством. Порой, лучший снимок получается за минуты съемок, а иногда приходится сидеть днями и неделями.
Фотографии с выставки «Путь оленей», возможно, украсят книги и альбомы о природе Венгрии.
Жанар САТАЕВА,
пресс-секретарь Архива Президента РК