Искусство исламской каллиграфии
14.02.2019 2329
Исламская письменность признавала божественное происхождение письма. Пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) в свое время утверждал: «Письмо есть половина знания»

Возможно поэтому страны мусульманского Востока всегда по достоинству оценивали искусство каллиграфии с его живыми и замысловатыми арабесками. Выразительным средством в этом направлении каллиграфии выступает именно арабская графика со свойственными только ей особенностями (пластика, выражающаяся в сочетании прямых вертикалей письма и чередованием плавных закруглений и выразительных росчерков окончаний) и правилами (написание слов справа налево).

Исламская каллиграфия, по мнению историков, сделала качественный шаг в развитии в силу имеющегося в исламском мире строжайшего запрета на использование образов Аллаха, пророка Мухаммеда и иных живых созданий. Историки также полагают, что исламская каллиграфия существует в качестве инструмента сохранения и популяризации слова Аллаха.

Казахстан исторически тесно связан с исламским миром и вместе с тем, с арабской графикой. Не секрет, что арабская графика нашла применение в Средней Азии (в т.ч. и в Казахстане) и была основным способом передачи письменной информации на протяжении тысячи лет, с X до XX века. В начале прошлого века Ахмет Байтурсынов преобразовал казахское письмо на арабской графике, лишив его неиспользуемых в казахском языке арабских букв и наоборот внедрив вместо них специфические буквы казахского языка. Впоследствии, с приходом советской власти, казахи были вынуждены перейти на латиницу.

 

Работа Мухаммеда Хакки, Турция. Почерк Джали Сулуса

 

Сейчас исламская каллиграфия наиболее быстроразвивающееся и перспективное направление в исламском искусстве. Миру известны как минимум два художника, которые используют арабскую каллиграфию в дидактических целях. Это этнический тунисец Эль Сад, самыми знаменитыми работами которого являются роспись на 47-метровом минарете мечети Джара города Габес (Тунис) и росписи на стенах города Доха в Катаре, и египетская художница Бахия Шехаб, чьи работы в основном касались политической повестки дня и прав женщин.

 

Работа Сабера Сафаи (Иран), завоевавшая первую премию 9-го международного конкурса ИРСИКА по каллиграфии в номинации Куфи, 2013 г.

 

Искусство исламской каллиграфии нашло отклик и в столице Казахстана, Астане, где в настоящее время проходит выставка «Искусство исламской каллиграфии», организованная Национальным центром рукописей и редких книг при Министерстве культуры и спорта Республики Казахстан совместно с Центром исследования истории, искусства и культуры ислама при Организации исламского сотрудничества (IRCICA). Торжественное открытие выставки прошло в здании Национального центра рукописей и редких книг.

 

Работа Аднана Каззаз (Ирак), завоевавшая третью премию 5-го международного конкурса ИРСИКА по каллиграфии в номинации Джали Сулус, 2001 г.

 

В организации мероприятия принимали участие общественный деятель, доктор филологических наук Мырзатай Жолдасбеков, генеральный директор Центра исламской истории, искусства и культуры доктор Халит Эрен, представители Министерства культуры и спорта Республики Казахстан, а также студенческая молодежь города.

 

Работа Абдессамада Михфада (Марокко), победитель третьей премии 9-го международного конкурса ИРСИКА в номинации Джали Дивани, 2013 г. 

 

По словам организаторов мероприятия, выставка послужит связующим звеном для известных каллиграфов и искусствоведов Казахстана и мусульманского мира, а также поможет развитию культурных связей между исследовательскими центрами и известными каллиграфами Казахстана. Всего на выставке было представлено 27 работ турецких, марокканских, суданских, иракских, иранских, египетских, сирийских и пакистанских художников. Многие работы, представленные на выставке, являются призерами и победителями международных конкурсов IRCICA по каллиграфии.

 

Работа Йусуфа Мазы (Турция). Почерк Джали Талика. Иллюминация Седа Демира

 

Выставка «Искусство исламской каллиграфии» продлится до 28 февраля.