Аскар Умаров: «Туркестан – это уникально»
25.08.2018 1361
19 июня текущего года был подписан Указ «О некоторых вопросах административно-территориального устройства Республики Казахстан».

В соответствии с Указом была образована Туркестанская область, а ее центром стал город Туркестан.

Портал «История Казахстана» встретился с Генеральным директором МИА «Казинформ» Аскаром УМАРОВЫМ. Аскар Куанышевич рассказал о том, какие изменения повлечет за собой образование Туркестанской области, о сильных и слабых сторонах новой области. И в целом о деловой и культурной жизни Казахстана.

 

- Что означает название нового региона «Туркестанская область»? Некоторые комментаторы говорят, что новая административная единица станет центром тюркского мира.

- Немного оглянемся в историю. С давних времен этот регион назвался Туркестан, то есть страна тюрок. Если копать еще глубже, то это территория Западно-Тюркского каганата. В период Аксак Темира именно регион Туркестан был основой его империи. То есть там сохранились памятники раннего средневековья. Во второй половине XIX века появилось определение «Русский Туркестан». При Советском Союзе существовал Туркестанский военный округ, который был по сути автономным. Он не подчинялся союзным республикам, ни Узбекистану, ни Казахстану. Он подчинялся напрямую Москве, Генеральному штабу Советской армии.

Но это не значит, что сегодняшнюю Туркестанскую область, как делают некоторые, только из-за названия нужно называть центром тюркского мира. Нужно разделять четко город Туркестан и исторический регион Туркестан – это две разных категории. Регион Туркестан, в целом, – это определение Центральной Азии. Туркестанская область – это административно-территориальная единица Республики Казахстан с центром в г. Туркестан.

Кстати, сам город ранее именовался Яссы и нынешнее свое название получил позже.

Другой вопрос, что исторически город Туркестан всегда был духовной столицей казахов, центром притяжения центральноазиатских паломников. Там находится мавзолей Кожа Ахмеда Яссауи, захоронения казахских ханов.  В XVI – XVIII веках Туркестан был столицей Казахского ханства. Там же стоит и Тайказан. Поэтому естественно, что новообразованная Туркестанская область останется центром притяжения для Казахстана. Там были захоронены казахские ханы. Кроме того, в Туркестане проводили как традиционные обряды, так и религиозного и государственного значения.

- Чего ждать от образования области? И не потеряет ли от этого Шымкент?

- Шымкент на сегодня не просто город-милионник, это обновленная точка притяжения на юге Казахстана. Раньше этот мегаполис был важным торгово-перевалочным пунктом для Кызылординской, Жамбылской областей, даже для Ташкента. В период, когда в Узбекистане еще не начались масштабные экономические реформы, на выходные практически весь Ташкент ездил в Шымкент за более широким сегментом товаров, за импортными продуктами, которые в Ташкенте были гораздо дороже. Сегодня, когда вопрос интеграции центрально-азиатских государств становится актуальным, а узбекские братья строят рыночную экономику, важно чтобы Шымкент не потерялся в этих процессах и занял свою достойную нишу. Фактически придавая значение развитию рынка в Центральной Азии, Казахстан создает две точки притяжения: Шымкент представлен как деловой центр, а Туркестан является центром духовного и культурного притяжения.

Чем больше точек притяжения, тем лучше для развития взаимосвязей внутри региона. Будет идти и векторно-региональное развитие. Сейчас в Туркестане начнется большая стройка. Областные органы власти, расположенные в Шымкенте, постепенно переедут в Туркестан.

В Туркестане уже сегодня растет в цене земля. Значит появляется заинтересованность у инвесторов. Возникнет необходимость строительства нового аэропорта, потому что Шымкентский аэропорт не отвечает международным требованиям. Вообще в целом Туркестанский регион самый активный в Казахстане с точки зрения предпринимательской активности. Там нет какого-то крупного бизнеса, но зато развит малый и средний сектор. Наблюдается высокая концентрация передовых сельскохозяйственных технологий, медиа-бизнеса. Простой пример: самая высокая цена муки по Казахстану – в Шымкенте. И самая низкая цена хлеба опять же в Шымкенте. То есть в Шымкенте и в целом в Туркестанской области умеют делать бизнес.
Одно только нужно помнить, когда начнутся массовые застройки.

Туркестан находится на земле, где пласты цивилизации непрерывны, поэтому очень важно эти сакральные, исторические места не разрушить. Начнет развиваться инфраструктура для духовного туризма. Местный житель сможет зарабатывать на туризме. В Туркестане помимо Мавзолея Ахмеда Ясави есть еще масса сопутствующих сакральных объектов, которые можно посетить. Каждый из них имеет свою историю и легенду, что будет интересно для туристов.

- Будет ли развиваться Туркестан  с учетом его духовной специфики?

- Он уже развился до такой степени, что ежегодно в Туркестан к мавзолею Кожа Ахмеда Яссауи приезжает до 1 млн. туристов. Другой вопрос, что сам мавзолей станет якорным проектом для развития духовного туризма и паломничества. Другой вопрос, что мы можем предложить туристу? Впрочем, когда местный житель почувствует, что на туризме можно зарабатывать он включится сам. Здесь для государства главное обеспечить правовую базу, ее справедливое исполнение и не вмешиваться. Туркестанский регион сам себя сможет развить и прокормить. Местное население там особого склада и менталитета. Развитие в этом регионе идет исходя из потребностей снизу.

фото из открытых источников

- А туристы будут приезжать?

- Конечно. Особенно учитывая, что нашим соседям из России сейчас дороговато приходится отдыхать на европейских курортах. А Центральная Азия становится приемлемой для кармана российского туриста. В прошлом году в Сочи я увидел прямые рейсы в Худжанд, город Таджикистана. Не знаю, какая там туристическая инфраструктура, но тем не менее российские туристы едут туда за экзотикой, поесть лагман, попробовать местные блюда, пройтись по улицам, поторговаться на базаре. Причем ведь это не только пляжный или шоппинг-туризм интересует российского туриста.  Я своими глазами наблюдал в Таразе женщин-паломниц, приехавших из России к мавзолею Айша-биби для того, чтобы попросить блага в личной жизни.
Сейчас наблюдается дикий туризм, когда летом россияне своим ходом едут на Балхаш или Бурабай. Тратят деньги на бензин, на еду, на развлечения. Мой знакомый предприниматель в Алматы в неделе принимает по 100 туристов из Индии. За несколько дней каждый из них оставляет в городе до 3 тысяч долларов.

В 2016 году я был в Монголии. Там для туристов вообще ничего нет: ни дорог, ни инфраструктуры, ничего. Даже электричества в глубинке нет. Есть солнечные батареи и то не везде. Но приезжают туристы, европейцы, голландцы там или французы. Живут в кочевых условиях, мерзнут, едят грубую еду, пасут скот. Через 10 дней они возвращаются довольные, уставшие, обветренные, порезавшие, с проблемой желудка после непривычного мяса. Но довольные. А все потому что Монголия продает аутентичность.  Не обязательно строить 5-звездочный отель. Для обычного туриста достаточно найти хорошее, чистое место для ночлега и вкусную пищу, от которой не отравишься. А главное – это впечатления. Если турист приезжает, к примеру, в Туркестан, посещает Мавзолей Арыстан-баба, он видит эту культуру кочевой цивилизации. И если он выпивает чашку шалапа, а ему бабушка наливает вторую в подарок – это уже его туристические впечатления.

Сейчас прорабатывается вопрос единой визы. То есть европейцы, получив ее, могут посетить Туркестан, Самарканд, Бухару. Это уже совместная туристическая точка притяжения для иностранного туриста. Один из инструментов интеграции Центральной Азии.

фото из открытых источников

- Вы являетесь продюсером единственного постояннодействующего фестиваля тюркской традиционной музыки «Астана-Аркау». Пригодится ли Туркестанской области такой проект?

- Меня называют продюсерам, но официальной должности там у меня нет. Я им просто помогаю. Без ложной скромности скажу: «Астана-Аркау» в тюркском мире – единственный постоянно действующий фестиваль традиционной музыки. Автором его является Галым Доскен. Все эти годы Фестиваль проходит благодаря помощи акимата Астаны. Меняются акимы, а фестиваль тюркской музыки остается. Надеюсь так и будет дальше. «Астана Аркау»  на сегодня стал визитной карточкой Астаны с точки зрения Тюркского мира.  В этом году фестивалю исполняется 11 лет. Через него прошло порядка 800 исполнителей с разных регионов тюркского мира. Не были только, наверное, тофалары, которых привести не позволяет логистика и прочее. Они глубоко в тайге живут.

Сегодня готовится к выпуску  впервые в мире уникальная антология тюркской музыки.

В самом названии «Астана-Аркау» заложено название нашей столицы. Аркау – это аркан, который связывает кереге  юрты. То есть по сути – это связующая нить, закрепления основания фундамента. «Астана-Аркау» – это связь через музыку братских тюркских народов в сердце Казахстана – Астане.  

В Туркестане можно организовать аналогичные фестивали, причем это могут быть и фестивали тюркской кухни. Вообще гастродипломатия – это не паханое поле для Казахстана. Фестиваль традиционного тюркского танца. В конце концов, никогда еще не проводился в тюркском мире фестиваль тюркских ковров. В общем можно представить массу проектов, которые так или иначе напрямую будут связаны с глубокой традицией тюркского мира. И без всего этого, аким Туркестанской области Жансеит Туймебаев большой знаток тюркских народов, проводит разного рода мероприятия, направленные на популяризацию традиционной культуры. Туркестанской области предстоит много интересной работы в экономике, региональном развитии, культуре и многом другом. Ведь Туркестан это уникально.