Социальное государство и социальные инициативы Президента РК
06.04.2018 1972
Одним из неоспоримых принципов правового государства является то, что его органы, государственные служащие всех уровней, включая Главу государства,

осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией, законами и иными нормативными правовыми актами. Такое правовое ограничение публичной власти имеет не только сугубо юридическое значение, но и наполняет политическим, экономическим и социальным содержанием ее решения и деятельность, поскольку каждая правовая норма нацеливает на совершение социально значимой деятельности, условия для которой уже созданы, либо непременно должны наступить. Это особенно характерно для норм конституции, регулятивное действие которых рассчитано не только на сегодняшний день, но и на обозримую перспективу. Конституция, как основной закон – это правовой образ настоящего и будущего страны.

Взгляд с этих позиций на социальные инициативы Президента РК Н.А. Назарбаева, озвученные им на совместном заседании палат Парламента РК от 5 марта 2018 года показывает, что они выдвинуты в соответствии со ст.1 Конституции РК, которая подчеркивает социальную сущность государства, то есть его приоритетную ориентацию на повышение благосостояние своих граждан, обеспечение его экономических и социальных прав.

Хотя  идея социального государства имеет длительную историю, но в  качестве правового феномена она была впервые закреплена в 1949 году в Конституции ФРГ. Затем такая новелла появилась в конституциях Франции 1958 года, Испании 1978 года. Это было одним из проявлений послевоенного политического переустройства в Европе, когда был взят курс на государственное обеспечение социальных прав граждан. В конституциях советского периода, нет упоминания о социальном характере государства, поскольку, видимо, идеологи компартии посчитали достаточным то, что государство провозглашалось общенародным. При этом их почему-то не смущало, что оно согласно ст.1 Конституции 1978 года выражало волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся республики всех национальностей. А социально уязвимые слои населения – пенсионеры, нетрудоспособные, учащаяся молодежь и другие оказывались вне зоны приоритетного внимания государства.

Между тем, конституционная норма  о социальном государстве обязывает Главу государства и весь государственный аппарат предпринимать меры по обеспечению роста благосостояния граждан. Имея в виду программу реализации пяти социальных инициатив, Президент верно отметил: «Реализация программы наполнит конституционную норму о «социальном государстве» новым конкретным содержанием». Далее он подчеркнул, что «состоявшееся государство – это социальное государство».

Однако нельзя полагать, что социальный характер государства в Казахстане стал проявляться только сейчас. Ясно, что в период транзита  от тоталитарного  к  демократическому  режиму на переднем плане  были вопросы преодоления политического кризиса. Проблемы в социальной сфере накапливались, но не решались из-за затяжного  экономического кризиса, связанного с переходом  от командной к рыночной экономике.

Но в последующем, по мере роста экономики и устойчивости политической системы, проводились реформы в сфере образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, что улучшило социальное самочувствие граждан. Для новых социальных инициатив, по словам Президента, «Казахстану нужно было накопить силы и средства. И вот время пришло!»

Каждая из пяти инициатив решают задачи не только сегодняшнего дня, но рассчитана на решение  грядущих проблем.

Так, например  проблемы обеспечения жильем в Казахстане будут нарастать не только  из-за повышения рождаемости. Они в значительной мере  будет обостряться  из-за внутренней миграции, когда отток сельского населения в города приобретет массовый характер по мере технологической модернизации аграрного производства.

Или же повышение доступности  и качества высшего образования, что отвечает ожиданиям казахстанской молодежи. При этом Президент акцентирует  внимание на тех специальностях, которые будут востребованы в условиях четвертой  промышленной революции, особенно по техническим и сельскохозяйственным  специальностям.

Большой  перспективный бизнес-потенциал  заложен в инициативе «Расширение микрокредитования». Применительно к отдельному предпринимателю микрокредиты – это  способ развивать свой бизнес и тем самым материально обеспечить свою семью. А в масштабах страны – это способ обучения ведению бизнеса начинающих предпринимателей и создания слоя  самодостаточных, живущих на  свои доходы людей, пополняющих гражданское общество.

Реализация пяти социальных инициатив президента РК, а также  предыдущий опыт государственного решения социальных проблем будет весомым основанием для проявленной  главой государства уверенности,  «что мы обязательно сформируем реалистическую,  прагматичную казахстанскую модель социального государства и национального благополучия».

 

Е.К. НУРПЕИСОВ

ведущий научный сотрудник

Института истории государства КН МОН РК