Журналиста и волка кормят ноги. Эти слова я слышал с того момента, как взял в руки перо.
Для меня было неожиданностью то, что дороги приведут меня во Вьетнам. Но, если так было угодно судьбе, то естественно, окажешься и за тремя морями. Итак, 19 февраля из Международного аэропорта имени Н. Назарбаева мы отправились в Бангкок. Начала цель – Хошимин, к нему мы держим путь через Таиланд. Удобно расположившись на борту современного самолета лидера отечественных авиаперевозок «Эйр Астана», я стал осматриваться по сторонам. За мной расположилась целующаяся парочка, на вид не казахи. Вроде, индусы. А, может быть тайцы?
В руки взял книгу Ермека Турсунова «Мелочи жизни», специально купленную для этой поездки. Уже с первой страницы книга увлекла. Аул, детство, теплые воспоминания. Я вспомнил слова нашего одного культуролога, который пару лет назад сказал, что наши сегодняшние авторы-казахи, топчутся вокруг аула. Но, эту мысль в пух и прах разбил пост, опубликованный в соцсети «фэйсбук» о том, что если казах сам себя познает, и будет писать на казахском, то мир сам к нему придет. И вправду, не аул ли наша опора? Я думаю самобытность казахов исходит из аула. Конечно, я туда не включаю аулы, где пьют водку, играют в карты. Я включаю в это понятие аул, который не испорчен кляузничеством и родовыми отношениями, где сохранился невидимый и неосязаемый казахский менталитет.
Самолет летит на высоте 11 тысяч км. Вижу по карте, что пролетаем над Ташкентом и Джизакской областью. Позади осталась таджикская граница и Афганистан. Дороги, по которым недавно прошел, остаются позади на карте. Место возле окна оказалось холодным. Авиа температура показывает - 60 градусов. Пришлось пересесть на свободные передние места. Как оказалось, эти места продаются. До этого говорили, что надо было перед регистрацией купить места за 50-60 долларов, но я не понял. Откуда я мог об этом знать? Пришлось объяснять, что я журналист, и что мне нужно вести эти записи, я попросил это место ровно на 1 час. Вспомнил, когда я в первый раз встретил Ермека ага. 2010 или 2011 годы. Я – студент. Однажды деканат направил нас в Национальную библиотеку, где проходила презентация книги «Мамлюк». Я помчался в библиотеку. На сцене малого зала на первом этаже разговаривали мужчина и женщина. Подойдя поближе я узнал Ермек ага. То ли это было юношеской наивностью, я подал ему руку со словами: «О, аға! Ой, «Келін». Он ни капли не обиделся. Поздоровался, и вместе с апай прошли дальше. В тот раз книга «Мамлюк» мне не досталась. Люди, наученные отстаивать очереди в советские времена в миг растолкали нас, сверстников Независимости, от заветного ящика с книгами. Сегодня мне посчастливилось купить того «Мамлюка». К сожалению, книга не вместилась в моем чемодане. Ничего страшного, вернемся на родину, и там уже не торопясь прочитаю.
В самолете, рассчитанном на 220 человек, удобно расположились 180 пассажиров. Видно, большинству из-них надоела морозная Астана, и они направляются на отдых в Таиланд. Чтобы скоротать семичасовой перелет я взял в дорогу скандально известные в России фильмы – «Левиафан» и «Матильда». Включил ноутбук. Свежие темы, прекрасные произведения. В последнее время соседи чаще стали снимать исторические фильмы и довольно успешные. Например, недавно только с семьей посмотрели «Легенду о Коловрате». В фильме сам Бату хан преклоняется к ногам русского воина. Молодежь и зрители, далекие от истории, безусловно выходят от просмотра фильма воодушевленными.
Увлеченный своими мыслями я не заметил, как мы приземлились в Бангкоке. Ночной город показался огромным. Уличные фонари, казалось, уходят в бесконечность. Извивающиеся словно змея ночные улицы города вовсе кажутся бескрайними. Погода в 5,5-миллионом городе казалось жаркой.
Мы остановились в аэропорту «Суварнабхуми» (в переводе означает «Золотая местность»), который ежегодно принимает 49 миллионов пассажиров. Наверно из-за климатических особенностей региона (здесь очень жарко), аэропорт остался в первозданном виде, то есть, его стены, построенные из цемента, остались нетронутыми, мы не увидели ни следов побелки, ни покраски, ничего.
Отведали тайскую кухню. Принесли нам блюдо из креветок. Именно здесь началось наше знакомство с кухней Юго-Восточной Азии. О ней расскажу чуть позже. Утолив голод креветками с зеленью, и отдохнув 3-4 часа, мы сели в самолет до Хошимина. И здесь много людей. Мне показалось, что здесь в основном европейцы. В правильности этих мыслей не раз убедился во Вьетнаме, где часто встречал европейцев и русских, которые сдают свое недвижимое имущество, а сами работают дистанционно. Среди них есть и казахи. Но, так как мы были в Дананге, доехать до них было сложно. Для этого надо было еще дальше лететь из Хошимина. В город приземлились в обед. Жара невыносимая. Мой смартфон показывал +34.
Хошимин
Мы сели в 6-местную Тойоту, и направились в гостиницу. Здесь завышенные налоги на машины, ввозимые из-за рубежа. Например, госпошлина на дорогостоящую машину немецкой марки около 200%. А транспортный налог на отечественный транспорт составляет 10%. Поэтому, не удивляйтесь если увидите во Вьетнаме машины марки Toyota Innova. Но вьетовцы не заморачиваются дороговизной автомобилей, улицы переполнены мотоциклами. Как говорит Илияс ага, столько мотоциклов я отродясь не видел. Они чихать хотели на правила дорожного движения, поэтому, если не будете осторожны, то рискуете оказаться под колесами их транспорта. Поэтому, перед тем как перейти улицу, покричите, поднимите обе руки и дайте знак, покажите водилам, что вы собираетесь переходить улицу.
Мы остановились в гостинице Majestic Saigon, основанной в 1920 году. Старинные здания города напоминают западный стиль, возможно от того, что страна долгое время была французской колонией. Наша гостиница тоже построена в этом стиле. Находится в самом центре города. Из окна видна река Сайгон. Благодаря американским фильмам имя Сайгон широко известно. Это имя значится в сведениях 300-летней давности. Сегодняшний город был построен на месте крепости Жа Динь. Здесь своеобразная цивилизация, культура. После завоевания французами в 1859 году Сайгон стал очагом восстания. 2 июля 1976 года название Сайгон было заменено именем дедушки Хо.
Имя Хо Ши Мин здесь особо почитается. Во многих учреждениях установлены его бюсты и цветы. Сегодня в стране проводится политика Хо. На своем языке они называют «tư tưởng Hồ Chí Minh». Во многих местах нам помогала прочитанная в стране книга Дидахмета Ашимханулы «Хо Ши Мин. Биография». Вьетнамцы, свободно владеющие английским языком, при упоминании имени Хо Ши Мина, по-особенному воодушевляются, услышав имя своего «духовного вождя».
Улицы города Хошимин
Отдохнув и подкрепившись, мы приступили к основной цели нашего визита – к поиску здешних казахов. Нашли нашего сородича по имени Галым. Договорившись о встрече, мы вышли осматривать город. Хошимин оказался красивым городом, здесь проживает около 10 миллионов жителей. Без остановки работают около 170 рынков. Здесь расположены центры промышленных магнатов, таких как Samsung. Город очень красив, не случайно он назван «Восточным Парижем». Экономический и туристический центр Вьетнама. Глаза устают от плывущих туда-сюда торговых кораблей, здесь их огромное количество, потому как город является портовым. Познакомившись с достопримечательностями города, мы двинулись в сторону деревни Ку-Чи, которая сыграла важную роль в вьетнамо-американской войне.
Подземные туннели Ку-Чи
Деревня, расположенная неподалеку от города, стала очагом восстания во время освободительной войны вьетнамского народа. Партизаны рыли туннели на протяжении 15 лет прямо под носом у американской пехоты. Сюда не так-то просто добраться. От деревни Ку-Чи, ставшей музеем под открытым музеем под названием «Подземная деревня», можно спокойно дойти до Камбоджи. Протяженность примерно 187 км. По словам местных жителей часть туннелей имеет несколько «этажей». В некоторых местах высота достигает высоты 11-этажного дома. Мы спустились. Нужно быть особо осторожным, иначе можно запросто заблудиться. К тому же, рассчитаны они на маленьких ростом вьетовцев, поэтому в некоторых местах можно вовсе застрять. Мы подумали, что по размерам они, наверно, сопоставимы с «катакомбами Парижа», о которых много читали и слышали, но в глаза не видели. Немало американских солдат нашли здесь свою смерть во время войны. Наш гид, одетый в военную форму, предупредил, чтобы мы ходили друг за другом, а также о том, что здесь все еще остаются не разминированные места.
Туннели Ку-Чи - подземный город партизан
Туннель выдерживает обстрелы тяжелой артиллерией и взрыв 100-килограммовой бомбы. Здесь есть школы, военные госпитали, комнаты командиров, казармы, залы совещаний. Все это находится на глубине 10-15 метров. Во время войны здесь могли укрыться около 20 тысяч человек.
Сейчас для удобства туристов здесь установлены множество палаток. Я заметил, что здесь под каждым кустом растет маниок (по-латыни Manihot esculenta) или вьетнамская картошка. Значит, воюющие вьетнамцы не испытывали голода. Еда – под кустом, протяни руку да ешь сколько хочешь. Попробовали, напоминает вкус сырой картошки.
Маниок (по-латыни Manihot esculenta) или вьетнамская картошка
Туристы из Германии ели с особым удовольствием. Оказывается, это растение – кладезь витаминов для организма. Но, так как мы пробовали в первый раз, что-либо говорить было неудобно. Поэтому, мы продолжили знакомство с нашим окружением.
Маниок с вьетнамской солью
Ширина подземных тоннелей 60-120 см, поэтому перед тем как спускаться, будьте крайне осторожны. Однодневная экскурсия стоит 115 000 VND плюс обед 45 000 VND. Для справки: 1 доллар США – 22 000 вьетнамских донгов.
Подземный штаб партизан
Если, воочию хотите увидеть эти туннели запишите точный адрес: Phu My Hung, Cu Chi, Хошимин. GPS координаты: 11.145330, 106.464172.
Хошимин-Ханой
После окончания основных дел и завершения деловых встреч нашего спонсора Оралбека Кожамжарулы мы полетели в Ханой. Побеседовали с Галымом из Хошимина. Оказалось, что и кроме него здесь также есть наши сородичи. Но у них не нашлось времени для встречи с нами. Полный текст беседы находится под статьей под названием «Казах из Хошимина». 1500 километров покорили всего за 1,5 часа. После тропического Хошимина Ханой показался нам холодным. Приехавшие сюда в легкой одежде мы замерзли, забыв, что мы из Астаны. В Ханое городе-побратиме нашей столицы, проживает около 7 млн населения. Название города означает «Город между рек». Из-за нехватки земли здания здесь строят узкие в ширину, но высокие, стремящиеся к небу. От проводников узнали, что земля здесь стоит баснословных денег, и человек среднего достатка не сможет позволить построить себе дом.
В коммунистическом Вьетнаме чувствуется сильное патриотическое воспитание. Куда ни глянь, всюду висят красные флаги со звездой: на стройплощадке, возле базаров, на крыше домов. На вопрос, официально ли разрешено использовать флаг таким образом, не налагается ли это штрафом, не получили ответа, вьетнамцы промолчали.
Жители города
Мы остановились в гостинице JW Mariott. Гостиница расположена рядом с My Dinh National Stadium и Вьетнамским государственным университетом.
В 2010 году город отметил свое 1000-летие, история его уходит вглубь веков. Он входит в список самых крупных 17-и городов мира. Сразу в глаза бросается редкость светофоров и многочисленность мотоциклистов.
Быть в Ханое и не посетить базар, это сродни тому, что быть в Париже, и не посмотреть на Эйфелевую башню. На базары стоит ходить после 19.00 часов. Чего здесь только нет?! Здесь за гроши можно купить реплику любого мирового бренда. Но будьте особенно бдительны к своим карманам, иначе в миг можно лишиться денег.
На следующий день мы стали свидетелями церемонии награждения спонсора фильма «Қиырдағы қазақтар» – Оралбека ага медалью «За вклад в укреплении мира во всем мире и дружбы между народами» объединения дружеских организаций при Правительстве Вьетнама. Выступая на церемонии награждения вице-президент данного объединения Bui Khac Son рассказал об исторических и родственных отношениях двух стран, отметил, что в прошлом году отмечали 25-летие дипломатических отношений между двумя странами. Кроме экономических отношений, он также подчеркнул значимость культурных и социальных отношений. «Оралбек Кожамжарулы занимает особое место в дружеской политике Социалистической Республики Вьетнам в Казахстане. Около трех лет назад я был назначен Послом в Астане. За это время было сделано немало благих дел, занимались привлечением инвестиции в экономику Казахстана», - отметил Чрезвычайный и Полномочный Посол Doan Thi Xuan Hien, прибывший специально для этого мероприятия. Также, в церемонии приняли участие представители МИД СРВ и Pham Thi Thai директор департамента Европы и Азии организации содружеств.
Церемония награждения спонсора фильма «Қиырдағы қазақтар» – Оралбека Ботбая
Стоит отметить, что организация была основана в 1950 году и занимается популяризацией дружбы и мира во всем мире. До назначения Чрезвычайным и Полномочным Послом в РК Doan Thi Xuan Hien был вице-президентом этой организации. Организацию, расположенную в самом живописном месте Ханоя, в народе называют vufo.
В свою очередь О.Ботбай отметил успешную реализацию многовекторной внешней политики Елбасы Н. Назарбаева и рекомендовал привнести свежее вдохновение в экономику страны. Хотим отметить, что в конце мероприятия, О. Ботбай сказал, что он готов открыть вьетнамский культурный центр в Астане и оплатить расходы преподавателя вьетнамского языка, который бы учил казахстанскую молодежь языку одного из «Азиатских тигров», экономика которой стремительно развивается. Также, договорились об организации различных деловых встреч, об открытии совместного бизнеса с отечественными предпринимателями и вьетнамской деловой группой.
Вечером были на приеме устроенный вьетнамской стороной. К этому времени мы уже привыкли к их местной кухне. Но, когда нам преподнесли сваренную с головой перепелку мы были в легком шоке. Но, постарались не показывать виду. Оказывается, сварить перепелку живьем, и преподнести целиком – это деликатес здешней местности. Откуда мы могли об этом знать? Наверно, поэтому говорят, у каждого народа свои обычаи. Мы заказали привычные уже креветки и омары, и весело провели вечер.
На следующий день стали готовиться в дорогу. Приблизилось время возвращения домой. Из Ханоя вылетели в Хошимин. Передохнув в Сайгоне, вылетели в Алматы, оттуда уже в Астану.
Но на этом наша поездка во Вьетнам не закончилась. Мы узнали, что в Дананге есть памятник жалаирцам. К тому же, планируем написать о судьбе и истории наших сородичей, которые живут и работают в этой стране. Как я выше отметил, на это не хватило времени. Поэтому, мы не прощались с Вьетнамом, а про себя лишь прошептали «До новых встреч!».
Фото автора
Астана-Бангкок-Хошимин-Ханой-Хошимин-Алматы-Астана