Поговорим о казахах Узбекистана, жизни и быте соседней страны, вступившей на новый путь развития.
А также о том, как мы избежали заполнения декларации на таможенном посту и характере узбекистанских таможенников
Астана-Ташкент
Если вы соберетесь в столицу Узбекистана Ташкент, то с Астаны туда через день летают самолеты. «Узбекистанские авиалинии» и «Эйр Астана» вылетают в один день. И билет не очень дорогой. По нашим деньгам выйдет около 40 тысяч тенге. Вечером 12-го января мы вылетели в Ташкент. Цель – как вы знаете, съемки документального фильма «Қиырдағы қазақтар». Самолет был заполнен пассажирами. Бортпроводница Феруза рассказала, что летит из Урумчи, а сама она родом из Ташкента. «В Астане холодно, не выходили из аэропорта», – сказала она с улыбкой. Вечером приземлились в Ташкенте и прямиком направились в заранее забронированную гостиницу. Разница во времени – 1 час. Если точнее, время отстает от Астаны на час. Нас тепло встретила гостиница «Гранд Арт», расположенная рядом с Посольством России и рынком Мирабад. Но нас удивила цена, потому что, для своих граждан здесь одна цена, а для приезжих иностранцев – другая. Увидев «синий паспорт», ресепшн мигом повышает цену. А куда деваться? Приходится соглашаться. В такие моменты тоскуешь по своей морозной столице, где все доступно. Вот что значит «Не ценим то, что имеем».
Ташкент – Самарканд
Переночевав в Ташкенте, на следующий день мы отправились в Самарканд. Хотим посмотреть на мавзолей великого Амир Тимура, от имени которого некогда содрогалось полмира. Узбеки большое внимание уделяют истории. Национальный герой – Жалаледдин Мангуберди, наследник Хорезм шаха, который сражался с Чингисханом.
Поразительная природа Узбекистана
Узбекистан удивляет множеством автомобилей «Matiz» и «Nexia». Подъехав к автостанции, мы увидели на фасаде здания наш голубой флаг рядом с узбекистанским флагом, чему были безмерно рады. Но здесь другие законы, жесткий порядок. Съемки запрещены. Мы поехали на «Gentra», которые заправляют метаном. Ехали ровно четыре часа. Вдоль дороги всюду теплицы. Стоит преклонить голову перед трудолюбивым узбекским народом. Все выращенные здесь овощи и фрукты идут на экспорт за рубеж. Кроме того, здесь стали строить дома для простого народа. Местные их называют «президентские дома».
Дорога идеальная. При выезде не видно ни одного поста, которые раньше стояли практически у каждого города. Например, если раньше из Ферганы выезжаешь на машине, то останавливаешься на каждом посту, регистрируешься, и дорога в Ташкент занимала девять часов, а сейчас это расстояние преодолеваешь за четыре часа. Об этом рассказал таксист, который рад смене власти и тому, что делает руководство страны для народа. Мы заметили, что многие дороги в Узбекистане – платные.
После обеда мы доехали до Самарканда. Сперва мы поехали в махалля наших попутчиков. Заехали в старую часть города, так называемую «Еврейскую махаллю», которая имеет 180-летнюю историю. Дорога вся извилистая. Если приехать вечером, то можно заблудиться. Нам захотелось пить, и оператор зашел во двор к нашим попутчикам попросить воды. Он не смог скрыть своего удивления. Дом – как маленькая крепость. Живут богато. Во дворе стоит иномарка, что несвойственно этому региону.
Архитектурный Самарканд
На улице тепло. Сразу видно, что у города богатая история. Кругом ограды, крепости, мавзолеи. Мы остановились в гостинице «Камила» рядом с мавзолеем Амир Тимура. Здесь мы опять как иностранцы заплатили двойную сумму.
Улицы Самарканда в объективе казахстанских журналистов
Внутри, как в сказке. Кругом зелено. Владелец гостиницы рассказал, что начинал свой бизнес без кредита и долгов. Во дворе красовалась «Toyota Prado». Для Узбекистана это король среди автомобилей.
Мавзолей Амира Тимура
Вечером мы вышли на съемки города. Сразу же направились к мавзолею Амир Тимура. Прочитали молитву. Вход в мавзолей нам обошелся в 22 тысячи сумов. Для своих граждан вход стоит всего одну тысячу сумов. Гиду заплатили еще десять тысяч сумов. Внутри увидели могилу знаменитого полководца, похороненного вокруг сыновей и внуков. Кто бы мог подумать, что окажемся на могиле знаменитого предка, посвятим аруаху великого Амир Тимура молитву?
Двор мавзолея тоже красив. Здесь установлен камень, на котором он восседал. Здесь и астау, из которого он перед походом пил гранатовый нектар. Он наливал туда столько пиал нектара, сколько погибало у него воинов. Увидев целующихся у входа иностранцев, я пришел в ярость, с трудом сдержал себя. Это оказались туристы из Норвегии и Польши. Откуда им знать сакральность такого места?
Астау, о котором мы говорили выше, куда наливали гранатовый сок
Наступил вечер. Узнав от гида, что завтра здесь будут городские власти, мы отправились отдыхать в гостиницу.
14 января – День Вооруженных Сил Узбекистана. По этому случаю хокимият Самарканда провел большое мероприятие. Мы стали свидетелями парада на центральной площади. В торжественном параде приняли участие военные и сотрудники полиции. Во время завтрака в гостинице познакомились с казахской семьей из Кокшетау. Глава семьи – Талгат Токмурзин, предприниматель. Пять лет назад получил инсульт, и наверное поэтому, он говорит тихо.
– Меня очень интересует история Шелкового пути. Путешествую. Дети выросли и теперь можно свободно путешествовать, познавать историю, - говорит он.
Архитектурный Самарканд. Снимок сделан из 35-метровой башни напротив Регистана
Его спутник – немец, уроженец Кокшетау.
- Наша фамилия в переводе с немецкого языка означает «красная рука». Сразу после обретения независимости мои родители, старший брат с семьей уехали жить в Германию. Через два-три года звонит отец, и говорит, что если я не приеду и не заберу его, то он там помрет от тоски. Забрал к себе. Приехав на родину, он прожил десять лет. Когда он умер, я сам его похоронил. Затем позвонил брат. По характеру он спокойный человек. Сказал, что если я сам не приеду и не перевезу его, то сам он не сможет вернуться. Пришлось ехать за ним на «Камазе», и перевезти его со всем имуществом. Через двенадцать дней мы были в Кокшетау. В то время не было сотовых телефонов, и все эти двенадцать дней семья оставалась в неведении, - смеется Ю. Родмайер.
Памятник Исламу Каримову
Самарканд – Навои – Нуұрата
Выехав из Самарканда, мы отправились в Нурата, где покоится наш предок Айтеке би. Знакомых нет. Краем уха услышав, что мы ищем казахов, парень по имени Дильмурат, чья мама - казашка, а отец – узбек, указал нам путь к Полату ага, проживающему в Кенимехском районе Навоиской области.
Во время пути
Снова длинная дорога. Более трех часов в пути. Идеальные дороги. Город Навои компактный, очень чистый. Приехав на автостанцию стали озираться вокруг и резко обернулся, услышав «Ты Олжас?». Передо мной стоял среднего роста с проседью в волосах мужчина лет пятидесяти. Протянули руки поздоровались: «Ассалаумағалейкум!».
Узнав о цели нашего визита, он без слов сел в такси и поехал с нами в Нурата, что в семидесяти километрах от Навои. По пути он рассказал о себе: «Сам я - каракалпак из рода мангыт. Жена – казашка. Воспитываю трех девочек и сына. Одна дочка живет в Астане. Работает в банке. Зять - хирург».
А таксист Самат ага, таджик по нации, очень верен своей профессии. В этом мы убедились не раз. Говорит: «Если б нашлась работа, то уехал бы в Астану». «Умею делать плов, шашлыки, хлеб, вам такой человек не нужен?», - интересуется он. Мы не знали что ответить, оставалось лишь пожимать плечами.
Петроглифы Сармышсая
По дороге остановились у одного горного ущелья. Полат и Самат ага рассказали о том, что здесь с незапамятных времен сохранились рисунки. Древние петроглифы вытеснены на камнях. Не это ли то, что мы искали?
Печать истории. Петроглифы Сармышсая
Начали фотографировать. Говорят, этим рисункам более 5 тысяч лет. Их исследовали местные историки. Здесь выбиты разные фигуры животных и людей. Здесь встречаются образы архаров, оленей, человека-охотника; рисунки ныне не встречающихся на территории Узбекистана животных сделаны с особым усердием. Все эти знаки мы запечатлели на камеру. Возможно, в будущем это понадобится какому-нибудь исследователю.
Печать истории. Петроглифы Сармышсая
По словам местных жителей и интернет-изданий в 80-х годах прошлого века здесь упало НЛО (неопознанный летающий объект). Специально прибывшая из Ташкента группа не нашла следов НЛО, но наткнулась на художественную галерею, выгравированную на камнях. С тех пор к этим рисункам не угасает интерес. По мнению некоторых ученых, первые рисунки появились здесь в эпоху неолита. Они менялись, преобразовывались с развитием человечества. Если пройдете еще чуть дальше, то увидите изображения человекоподобных фигур в скафандре. Ущелье хранит в себе множество открытых вопросов.
Нурата – город во временном пространстве
Мавзолей нашего предка Айтеке би расположен у въезда в город Нурата. Мавзолей находится под охраной Министерства культуры и спорта Узбекистана, в данный момент там идут ремонтные работы. Мы прочитали молитву и стали искать смотрителя. Оказалось, что он уехал в соседний Кенимехский район. Мы заехали в город, чтобы испить воды, считающейся у узбеков святой, попробовали знаменитый «нуратинский тандыр кебаб».
Мавзолей Айтеке би
За это время Самат ага привел местного краеведа по имени Шавкат. Он знает историю и владеет четырьмя языками. «В 1989 году сюда приезжал алматинский археолог со своей семьей, проводил раскопки. Рядом был и маленький сын».
Нурата образовано от слова «нур». Местные жители гордятся городом, говоря, что его история насчитывает 40 000 лет. Если поднять туристический потенциал, то край станет очень преуспевающим. По местной легенде, идущей из глубины веков, 40 000 лет назад на землю упал светящийся шар. «С неба полился свет Аллаха» сказал народ, и с тех пор город называется «Нұрлы қала» (Светлый, лучезарный город).
В городе проживает около 25 000 жителей, главные достопримечательности и гордость города – источник Чашма, мавзолей «Нурата» и мечеть «Джума» (пятничная мечеть). Мы побывали на источнике Чашма и в мечети. Из святого источника в секунду протекает 420 литров воды. Источник полон сазана. Их считают священными, поэтому посетители и местные их не трогают и с рук не кормят. На источнике висит надпись известного узбекского ихтиолога «Это рыба принадлежит к королевскому виду. С рук не кормить». Источник богат минералами, здесь и золото, серебро, бром, йод и т.д. Излечивает разные болезни.
Мечеть "Джума" у источника Чашма
Мечеть «Джума» поражает своей архитектурой. Диаметр его купола – 16 метров, сама мечеть стоит на 40 колоннах. Внутри - великолепная акустика, возможно поэтому сказанное шепотом в одном конце здания, слышно в другом. Говорят, мечеть существовала еще во времена Александра Македонского. Под четырьмя минаретами установлены большие хумы.
Многие увозят с собой святую воду источника. Много здесь и продавцов сувениров. Средняя цена – 4000 узбекских сумов, 200 тенге по-нашему.
Много автомашин марки «Тико» заправляют на газу, потому что здесь дорогой бензин. 1 литр бензина стоит примерно 200 тенге.
Нурата – Кенимех
Погуляв по городу, к вечеру пришли в дом Полата ага в Кенимехе. Живет он в маленьком ауле Шертепа, на казахском – Сортобе. Обыкновенный дом. Гостеприимная семья. Венера апай встретила нас радушно. Сын – Чингис, скромный, добродушный парень. Свободно говорит на казахском.
Район Кенимех
Узнав, что в центральном тойхана Кенимеха идет казахская свадьба, мы поспешили туда. Наш оператор и режиссер Калижан заснял свадьбу от начала и до конца. Как я вижу, дастархан здесь скромный. Когда тамада Сакен объявил о нашем приезде, мы почувствовали какую-то неловкость. Гости и хозяева торжества ухаживали за нами как за самыми лучшими гостями.
После свадьбы, мы вернулись в дом Полата ага чтобы отдохнуть и подготовиться к предстоящим съемкам.
Нурата находится в 190 километрах от Самарканда. И еще 70 километров проехали в Кенимех. Кенимех означает "рудная земля".
Казахи Кенимеха
Встав пораньше, мы отправились в сельский махалля. Нужно было зарегистрироваться в доме Полата ага и поставить отметку в паспорте. Гражданам Казахстана в Узбекистане можно до пяти дней находиться без визы. Далее нужно зарегистрироваться на 1, 3, 6 месяцев и заплатить 5 долларов. Мы обрадовались, увидев в здании администрации махаллы книги на казахском языке. Здесь и «Батырлар жыры», и избранные сочинения Мухтара Ауэзова, Тахауи Ахтанова. Венера апай многое сделала для нашего проекта. Ходила с нами в банк. Заплатив с Калижаном 10 долларов, пропустили ее в районный отдел внутренних дел. Теперь осталось ждать паспорт. Здесь тоже праздник, сотрудники РОВД находились на концерте, поэтому все наши дела здесь остались на послеобеденное время. Она повела нас к акиму района Мурату ага, но он был на совещании. Пришлось долго ждать.
Казахские книги в администрации махалля
Районная администрация, расположенная в старом здании, не такая торжественная, как у нас. Все скромно, удобно для работы. У местного акима мать – казашка, отец – каракалпак, он извинился за то, что заставил ждать. На должность акима он пришел из бизнеса. Поделившись мыслями нынешнего Президента Ш.Мирзиеева о привлечении инвестиций, он сказал, что будет работать не жалея сил ради родства двух стран в будущем. Дал слово помочь в нашей работе на территории района. Мы тоже его обрадовали, сказав, что 2018 год – это год Узбекистана в Казахстане.
Мы направились в бывшую казахскую школу №2 имени Абая. В последнее время здесь запрещено школам присваивать имена людей. Школы только нумеруются. Как говорится, сколько стран, столько и обычаев. В школе, открывшейся в 1926 году, обучаются 250 детей. Даст Бог, запланировано празднование 100-летнего юбилея. Строится новое здание. Увиденная нами школа очень старая. Сегодня здесь работают 32 учителя высшей категории. В этом году здесь открылись старшие классы, 24 выпускника будут обучаться в нашей школе. Об этом заявила представитель образования Казахстана в Узбекистане Клара Садырбаева. Недавно в Ташкенте состоялась выставка ВУЗов Казахстана.
Посетили местную школу бокса, засняли казахских ребят. Как известно, в последние годы в Узбекистане начал развиваться бокс. Кумир здешних жителей – олимпийский чемпион Хасанбой Дусматов. «Каждому олимпийскому чемпиону правительство вручило 250 тысяч долларов и автомобиль бизнес класса «Chevrolet Malibu», - гордятся кенимехцы. В Кенимехе выпускается три казахоязычные газеты. Мы побеседовали с главным редактором газеты «Кенимех таңы» Гульданой Нарынбетовой. Издание выходит в свет с периодичностью один раз в десять дней. На газету подписаны все местные казахи. Несмотря на молодость коллективом руководит главред Гульдана. Есть немало планов на будущее. Кроме того, здесь выпускаются газеты «Үшқұдық», «Тамды шаруагері». Сама Гульдана является автором труда «Диалекты казахов Навои». Например, в этом труде пишется, что навоиские казахи на двуличного человека говорят - «жалатай», чайник - «баспа», друг - «жора».
Навои – Ташкент
Времени в обрез, поэтому вечером отправились в Навои. Нужно доехать до Ташкента и готовиться к поездке в Таджикистан. Дорога наша пролегала через Кармана, который оказался очень чистым, компактным, промышленным городом. Жители живут богато. Здесь много заводов и фабрик. Наверное поэтому, отсюда мало кто уходит на заработки.
Клара апа купила билеты на поезд Навои-Ташкент, который отправляется в 00.01. Город был назван в честь узбекского поэта Алишера Навои и основан в 1958 году. Здесь проживает около 200 тысяч жителей. Так как до поезда еще было 2-3 часа Клара апа повела нас в ресторан местного казаха-инженера по имени Бауржан. Нас угостили национальным блюдом с казы. Получилось отличное застолье с местными казахами. Здесь Сабит ага показал себя прекрасным тамадой. Как я писал выше, свадьбу в Кенимехе вел Сакен ага. Вот что сказал Сакен ага:
– Ну, братья, вы специально приехали из далека. Пусть вашими намерениями будет доволен Аллах!
Еще он рассказал о своей жизни, о том, что сын живет в Астане, он и сам приезжал на Курултай казахов.
Попрощавшись с гостеприимными кенимехцами в Навои, мы отправились в Ташкент. Узнав, что мы из Казахстана, проводники изо всех сил старались за нами ухаживать. Нашим соседом по купе оказался кызылкумский казах. Он ехал в Ташкент, чтобы сдать тест на знание корейского языка. Проучившись 4 месяца, он хочет зарегистрироваться в корейском агентстве труда. Для этого ему нужно доказать, что он освоил язык в корейском культурном центре. «В стране работы нет, а зарабатывать надо», - говорит он.
Через шесть часов, под утро, мы прибыли в столицу страны. Попрощавшись с нашим попутчиком и позавтракав, мы отправились в Кыбырайский район. Засняв в музыкальной школе малышей, изучавших игру на домбре, мы с режиссером документального фильма Калижаном разделились. Он отправился в Янгиюльский район, а я отправился к казахам, проживающим вблизи Ташкента и ознакомился с современным состоянием дел на таможне.
Суперженщина
Случай, увиденный на границе Ташкента и Шымкента. Кто был - те знают: таможенный пост Сарыагашского района – самая гуща жизни. Кто-то меняет деньги, кто-то продает еду, а кто-то пашет грузчиком. Сейчас не как раньше, взаимоотношения улучшились, нет надобности заполнять декларацию, смягчился характер некогда строгих узбекских пограничников. Наверное поэтому, много людей перевозят бытовую технику из Шымкента. Техника в Ташкенте стоит дорого. Мне захотелось узнать, чем же живет местный народ. Не долго пришлось ждать. Я только было последовал за таксистом, зазывающим «Такси, брат, такси!», как мое внимание привлекли его слова «Ну, молодец, молодец! Ты же супер хатун!».
– Коке, вы это кому сказали? - спросил я.
– А, это жена друга. Муж лежит дома, бухает. Бедная женщина так и кормит детей, подрабатывая грузчиком. А что делать? Потому так подбадриваю ее словами. Это же тоже поддержка, - сказал он, и довольный пошел вперед.
– Где, где она? - пока я всматривался, большая полосатая сумка и белый платок скрылись за железной дверью таможни. «Коке, а больше ничем помочь ей не можете?», этот вопрос так и остался висеть в воздухе.
Семь дней пробыли в Узбекистане, постарались ознакомиться с бытом 1 млн 200 тысяч наших сородичей. Посетили могилу и мавзолей Толе би.
Мавзолей Толе би
Познакомились с Ериком, который рисует, используя кофе. Он призер немалого количества конкурсов в стране. Мы были поражены его свежими идеями. Примером для Ерика стал известный казахский художник Орал Тансыкбаев, выходец из Узбекистана. Пожелали молодому художнику творческого вдохновения.
Съемочная группа документального фильма, кажется, достигла своей цели. Все прошло прекрасно, кроме потерянного в Ташкенте телефона оператора-режиссера Калижана Оспанова. Мы отправились на таможенный пост «Айбек», что в 200-х км от Ташкента.
Ерик, рисующий с помощью кофе
Наша цель – перейти границу через таджикистанский город Худжанд, преодолев 500 км, дойти до Душанбе. Но если бы мы знали, какие нас ждут впереди горы и перевалы, 5-и километровые туннели, может быть поехали бы другим путем. Но, как говорится, «риск – благородное дело», мы отправились в путь. Позади остался Узбекистан, с изменившимся укладом жизни. Нам показалось, что здесь нет былого строго контроля. Об этом сказали не мы, а таксист по имени Шухрат. «Узоқ қориндоштан яқин қушни яхшы», - говорит он и улыбается, глядя на нас. Говорит, былые времена, былой взгляд ушли в прошлое, и он смотрит в будущее с надеждой; а к Казахстану, который объявил 2018 год годом Узбекистана в Казахстане, он относится с особым почтением. Впереди нас ждет казахская диаспора Таджикистана.
Продолжение следует...
Будет опубликовано под названием «Тарихы терең Тәжікстан» (Таджикистан с глубокой историей).
Фото автора.
Астана-Ташкент-Самарканд-Навои-Нурата-Кенимех-Навои-Ташкент-Айбек
Съемочная группа проекта «Қиырдағы қазақтар» благодарит филантропа, профессора Оралбека Кожамжарулы Ботбая за спонсорскую поддержку в съемке документального фильма.