СТРАТЕГИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ КАЗАХСТАНА
КАК ФУНДАМЕНТ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА
Сегодня Казахстан переступил двадцатишестилетний порог обретения своей независимости. Прошедшие десятилетия суверенного развития были наполнены целым рядом судьбоносных и потому важных для каждого казахстанца событий.
Сейчас каждый из нас, кто был живым свидетелем того переломного в жизни нашей страны периода перехода от социализма к рыночной экономике задается вопросом, как за короткое историческое время Казахстан смог не только обрести свою суверенность, но и заявить о себе как дееспособном субъекте международного права.
Вряд ли кто-то мог поверить 26 лет назад, что Казахстан, будучи лишь отсталой колонией сначала Российской империи, а затем сырьевым придатком Советского Союза, реализует социально-экономические и политические задачи по вхождению в рыночную экономику и, наконец, выступит как «модельное государство в современном мире» [1, 12], на которое сейчас ориентируются практически все постсоветские государства.
Но тогда, на заре независимости, наша страна оказалась один на один со множеством проблем. В этих условиях казахстанскому народу после развала Советского Союза пришлось решать важнейшие задачи построения новой государственности.
Какой была отправная точка в формировании нового независимого государства, и как получил свое законное место в политической карте мира Казахстан – может раскрыть лишь Стратегия Независимости, разработанная первым президентом Республики Казахстан [2, 2].
Всем известно, что любому государству, каким бы сплоченным и целеустремленным не был его народ нужен руководитель. И я с уважением хочу сказать, что именно в тот момент, когда Казахстану нужен был опытный руководитель, сильный политик, не отступающий лидер и просто патриот своей земли и своего народа, им оказался Нурсултан Абишевич Назарбаев. Значит, Казахстану была уготована имена эта судьба и именно этот путь.
В своей книге «Казахстанский путь» Нурсултан Абишевич сравнил такие стратегические документы как «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства» (1992.г), «Меморандум Президента» (1994 г.) и «Стратегию развития Казахстана до 2030 (Казахстан 2030)» (1997г.) с зеркалами тех событий, которые происходили в нашем обществе, и которые вместили в себя концентрированный дух своего времени. Каждая упомянутая стратегия, безусловно, сыграла неоспоримо важную роль в строительстве независимого Казахстана и обозначила последовательные качественно новые этапы развития на дальнейший период времени.
Абсолютно каждое государство сталкивается с таким фактором как очевидное неравенство стран мирового сообщества, которое неумышленно толкает многие страны на изменения. В случае с нашей страной, он подтолкнул Казахстан на главное изменение, на построение сильного, а главное стабильно развивающегося, независимого государства, способного к устойчивому прогрессу во всех областях жизнедеятельности.
В годы становления наша страна всегда стремилась к укреплению собственной экономики, сохранению стабильности и была готова к кропотливому подъему по крутой лестнице международной политики, что действительно можно отнести к явлениям прогресса в процессе нацеленного развития.
Многие лидеры разных государств мира предвосхищали большое будущее Казахстана, в то время как остальные утвердительно отрицали такой исход истории. Но нынешние результаты говорят в пользу первых. Как мы пришли к этому, и через что пришлось пройти, знает каждый гражданин, но, увы, как говорил глава нашего государства, человеческая натура такова, что быстро забывает прошлое, особенно неприятное. И сегодня мне хотелось напомнить: что-то, что мы имеем сейчас пришло к нам в результате трудных, но верных решений, принятых в самое нужное время.
Казахстан не просто государство в центре Азии, а дом с 18 миллионами жителей различных национальностей и вероисповеданий, фундамент, которого был основан 20 с лишним лет назад. С обретением независимости требовалось решить целый ряд первостепенных задач. «Без четкой цели не могут существовать ни человек, ни государство, ни властные структуры, ни общество». Соответственно, было крайне необходимо без каких либо проб, и опыта, создать концепцию развития казахстанского общества и начать осуществление четкого планирования. И стратегия как раз «стала одним из первых официальных документов республики, заложивших идеологический фундамент – вопрос самоопределения казахстанской нации». С этим документом были сделаны самые первые, и сложные шаги, и Нурсултаном Абишевичем была предложена основная система ориентиров. Четыре направления в политической и экономической сфере, и четыре направления в идейной консолидации. Первое, ставилась задача перейти от формально-правовой к реальной независимости. Второе, стратегическим направлением на данном этапе выбиралось укрепление государственности, ведь именно только тогда появились атрибуты государственности. Третье, был выбран курс на системные и полномасштабные экономические реформы. Четвертое, прагматизм в выборе внешнеэкономических партнеров и прагматическая внешняя политика в целом.
Идеологический же срез включал в себя такие четыре пласта. Во-первых, межнациональное согласие, которое было блестяще реализовано в последующие годы. Во-вторых, внутринациональное единство, благодаря которому удалось избежать раскола самих казахов по жузам и родам, регионам и другим территориальным единицам. В то время как для многих стран, как мы видим сегодня, это остается не просто актуальной, но и даже жесткой политической проблемой. В-третьих, была провозглашена идеология модернизации казахстанского общества. Создание институтов гражданского общества, многопартийности, свободных средств массовой информации, неправительственных организаций – все это входило в систему модернизационной идеологии. И последнее, был правильно оценен потенциал религиозных движений и четко постулирована необходимость религиозной терпимости и свободы вероисповедания. Все эти положения прошли стойкую проверку временем, результатом которого является нынешнее состояние Казахстана в экономической, политической и социальной сфере [3, 53].
Несмотря на заданный старт и первые успехи, оставалось еще много нерешенных проблем. По мнению президента, самым тревожным было то, что люди все еще не хотели принимать происходящие перемены. В 1994 году Н.А. Назарбаев выступил на заседании Верховного Совета с Посланием Верховному Совету Республики Казахстан, ставшем известным как «Меморандум Президента». Основная его цель была направлена на то, чтобы высшие эшелоны государственной власти, политические партии и объединения реально взглянули на сложившуюся в стране ситуацию, сделали соответствующе правильные выводы, и начали, наконец, слаженно и конструктивно работать [4, 69].
А в конце 1995 году Глава Государства принял решение о разработке уже долгосрочной стратегии, ведь к тому времени реализованные реформы давали надежду на стабилизацию экономики. В ходе многочисленных обсуждений и разработок, главным вопросом стало определение приоритетов и их последовательности. Основой при подготовке Стратегии, в частности, при определении значимости и порядка следования приоритетов, явилось обобщение международного опыта, рекомендации отечественных и зарубежных ученых и экспертов. Постепенно, в процессе расстановки акцентов, приходило понимание того, что необходимо идти от глобального к частному, от этапности к потенциальным возможностям. Все это в итоге определило такую систему базовых приоритетов, как национальная безопасность; внутриполитическая стабильность и консолидация общества; экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений; здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана; энергетические ресурсы; инфраструктура, в особенности транспорт и связь; профессиональное государство;
Данная стратегия определила главную национальную цель и системы приоритетов на пути к ее достижению. «Миссией нашей страны было объявлено построение независимого, процветающего и политически стабильного Казахстана, с присущим ему национальным единством, социальной справедливостью, экономическим благосостоянием всего населения» [5, 123].
«Казахстан первым на постсоветском пространстве выбрал путь стратегического планирования, признанный в мировой практике как инструмент государственного управления и регулирования, наряду с созданием институтов рыночной экономики» [6, 12]. Каждая из вышеупомянутых стратегий сыграла огромную роль в строительстве независимого Казахстана и обозначила последовательные качественно новые этапы развития. И с полной уверенностью можно сказать, что сейчас Казахстан стоит на прочном фундаменте, готовый ко всем необходимым переменам.
Мы живем в замечательное время, которое, безусловно, включает в себя всю важность и трудность происходящего вокруг. Все чаще ловлю себя на мысли, что от каждого из нас и от всего того, что мы делаем и сделаем, какие примем решения, и какую траекторию движения мы выберем, зависит будущее последующего поколения, как в свое время зависело наше будущее и наше становление. Придет время и нам, нынешней молодежи, нужно будет не только сохранить то, что построили наши отца и деды, но приумножить все это в достойных масштабах.
Нурсултан Абишевич неоднократно подчеркивал в своих выступлениях, что «дорогу осилит идущий», и сейчас, я думаю, что очень важно не расслабляться и стремиться исключительно вперед, ведь все условия для достижения поставленных целей и задач уже созданы, в то время как планка успеха с каждым днем набирает темпы в своем прогрессивном росте.
СЕЙФУЛЛИНА А.Б.,
научный сотрудник научно-информационного отдела Института истории государства
Список использованной литературы
Н.А. Назарбаев. «На пороге XXI века». 1996 г.
Н.А. Назарбаев. «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства». 1992 г.
Назарбаев Н.А. Казахстанский путь / Н. А. Назарбаев. - Караганда, 2006. - 372 с.
Назарбаев Н.А. Критическое десятилетие / Н. А. Назарбаев. - Алматы: Атамура, 2003. - 240 с.
Назарбаев Н.А. Стратегия трансформации общества и возрождения евразийской цивилизации / Н. А. Назарбаев. - М.: Экономика, 2002. - 544 с.
Назарбаев Н.А. Эпицентр мира / Н. А. Назарбаев. - Астана: Елорда, 2001.