Нельзя действовать по принципу: переправу сам перешел, а остальное – гори синим пламенем. Когда приходит пора прощаться народу с народом - другу у друга они просят заднюю луку седла
Этот символический обычай долгое время сохранялся у степных кочевников!
Критические высказывания Президента Кыргызской Республики Алмазбека Атамбаева относительно казахстанской власти вызвали общественный резонанс. Свое мнение выражают и простые граждане страны и специалисты. Как бы то ни было, эти движения приходящих к власти и уходящих от нее руководителей не отразятся на дружеских отношениях казахского и киргизского народов, чья дружба испытана веками.
Министерство иностранных дел РК так ответило на высказывание Атамбаева: «Елдегі билік жүйесіне қол сұғу болып есептеледі. Сондықтан қырғыз президентін ашуын келтірген және 7 қазан күні жасаған баяндамасына орай ҚР Сыртқы істер министрлігі нота жолдады, онда былай делінген»; («Министерство иностранных дел Республики Казахстан считает недопустимыми высказывания Президента Киргизской Республики А.Атамбаева от 7 октября 2017 года в адрес руководства Республики Казахстан, в отношениях между двумя дружественными государствами. Выражаем уверенность, что безответственные, провокационные по своей сути и ложные утверждения в предвыборных целях Президента Кыргызстана не смогут нанести ущерб многовековым узам дружбы и взаимной помощи между странами»).
Тесные экономические отношения между двумя странами, установленные со времен обретения независимости, охватывают и другие сферы деятельности. Историческая связь уходит вглубь веков. Откочевавшие с берегов Енисея киргизы обосновались у подножия Алатау – по легенде они происходят от оленей; спустя время они входят в состав Алты Алаш, вместе с казахами разбивают врагов, через брак своих детей становятся родственниками-сватами. Таким образом, оба народа мирно сосуществуют. В составе Казахского ханства, чье 550-летие отмечали буквально недавно, киргизов не отделяли от казахов. Во времена казахского хана Таһира казахи и киргизы дали врагу сокрушительный отпор. Таһиру, который был вынужден уехать в Могулистан, на помощь пришли войска киргизов. Объединенными силами казахов и киргизов правитель Могулистана Рашид султан был оттеснен до Иссык-Куля, где и был побежден. Последние годы правления хана Таһира прошли среди киргизов.
После него на престол Казахского ханства пришел Хакназар хан, в эпоху его правления отношения между казахами и киргизами лишь окрепли. «Во время противостоянии Акназара и правителя Могулистана Абд аль-Латифа киргизы оказали военную помощь Акназару. Объединенные силы казахов и киргизов смогли разбить моголов, и они захватили Абд аль-Латиф. Борьба между Могулистаном и казахским ханством за Семиреченские земли не прекращалась и во время правления Есим хана»,- говорится в учебниках «История Казахстана». А один из семи биев, участвовавших во время разработки «Жеті Жарғы», в эпоху Тауке хана был киргизский бий Кокым, и он распространял власть Тауке хана среди киргизов.
Во времена Абылая казахи и киргизы в основном жили мирно, если не говорить о мелких стычках между ними. Оба этих народа были подданными Российской империи. Казахов называли «киргиз», «киргиз-кайсак», а киргизов называли «черный киргиз», «дикий киргиз». Это означает, что у этих народов – одни корни, и они являются родственными между собой. Как и дружба между Суюнбаем и Тохтагулом, Чоканом Валихановым и Саякбаем Каралаевым, Мухтаром Ауэзовым и Чингизом Айтматовым, Шакеном Аймановым и Толомышом Океевым, Мухтаром Шахановым и Суйменкулом Чокморовым, казахи и киргизы всегда будут едины. Не вернутся обратно дни, когда оба народа жили как один народ, но Казахстан и впредь готов помогать Киргизстану.
Мы заинтересованы обеспечивать братьев-киргизов электрической энергией, черным золотом в необходимом объеме. Недавно Казахстан выделил около 40 миллионов долларов США для строительства таможенных лабораторий на границе с Киргизией. Народ до сих пор помнит об оказанной гуманитарной помощи, когда возник Ошский конфликт. Возможно, кто-то об этом и забудет, но простой киргизский житель будет помнить об этом всегда.
Р.S. Нельзя говорить: переправу сам перешел, а остальное – гори синим пламенем. Когда приходит пора прощаться народу с народом - другу у друга они просят заднюю луку седла. У степных кочевников это является символическим выражением того, что пути расходятся, и на этом дружба между ними обрывается. Надеемся, что новый президент, который придет на смену Атамбаеву, будет стремиться укрепить дружественные связи с Казахстаном, несмотря на необдуманные высказывания действующего президента, который в тот момент не подумал о тысяче и десятке тысяч своих братьев-киргизов, которые живут, работают и находят поддержку здесь, в Казахстане.