Портал «NDH» представляет вашему вниманию поступок Мусы Оздоева, который уже через год после смерти Сталина на своей «Победе» перевез весь свой род в родные края
От несправедливой сталинской депортации пострадали многие народы. Восстановить правду было практически невозможно. Побег карался расстрелом. Лишенные в правах люди даже не могли думать о возвращении на родину. В этих условиях чеченский мужчина не побоялся угроз НКВД и спасал свой народ как мог.
23 февраля 1944 года чеченский и ингушский народы были депортированы в Казахстан и Среднюю Азию. Спецпереселенцы не могли свободно перемещаться не только внутри страны или республики, но даже одного района.
9 января чеченцы и ингуши отмечают годовщину реабилитации вайнахского народа и их возвращения на Родину после депортации.
Это был 1957 год – 13 лет после варварской и преступной депортации, когда женщины, дети и старики были брошены в товарные вагоны и отправлены в голую степь Казахстана и Киргизии. Вайнахский народ тогда потерял около четверти всего населения, в основном женщин, детей и стариков, чьи мужья, отцы и дети воевали на фронтах Великой Отечественной войны. Но ни чеченцы, ни ингуши не потеряли и не забыли свой язык, память, традиции и обычаи. И каждый день они жили с надеждой, что смогут снова увидеть родной Кавказ.
К примеру, Вторая мировая война была таким страшным потрясением для человечества, что если бы не примеры отдельных людей, таких как детский писатель Януш Корчак, который отказался бросить воспитанников «Дома сирот» и вошел вместе с ними в газовую камеру, или немецкий солдат Йозеф Шульц, который отказался расстреливать сербских крестьян, а вместо этого встал рядом с ними под огонь расстрельной команды, то в это человечество можно было бы потерять веру. Но есть люди, которые не торгуются с принципами и совестью, а молча выполняют то, что считают должным даже если для окружающих такое поведение покажется абсурдным или преступным.
Одним из таких людей был Муса Оздоев. Узнав, что его семья была депортирована в Казахстан, рискуя жизнью, он на своей «Победе», задолго до государственного разрешения, перевез весь свой род в Назрань.
До зимы 1954 года он перевез в Ингушетию до полутораста своих соплеменников, он сделал 27 рейсов домой и 26 – обратно. Дорога в один конец была более 3000 километров, всего же за семь месяцев Муса проехал более 160 000 км.
И таких примеров мужества и самопожертвования годы депортации показали куда больше, чем подлости и трусости.