«Наказанные народы»
23.05.2017 5248
Депортация или насильственное переселение народов – одна из самых трагических страниц прошлого нашей страны. События, связанные с депортацией замалчивались в советской историографии

Депортация началась в предвоенные годы. Авторитарная власть Советского Союза стала осуществлять насильственные выселения неугодных ей народов с обжитых обустроенных земель. Их выселяли из родных мест, которые затем заселялись другими поселенцами.

Депортации стали составной частью тоталитарной государственной системы миграций в СССР. Это масштабное историческое событие к началу 50-х годов ХХ века затронуло не менее 6 млн. человек – около 2,5 млн. в составе «кулацкой ссылки» и примыкавших к ней контингентов, а также порядка 3,5 млн. депортированных в 1940-1952 гг., главным образом, представителей «наказанных народов». Эта мера коснулась 15 народов СССР и более 60 групп населения, принадлежавших к различным национальностям.

В 1935-1940 гг. военными соображениями были продиктованы решения об «очищении» приграничной полосы от проживающего там населения, этнически родственного народам сопредельных стран. Репрессии были направлены против народов, имеющих иностранные этнические корни, связанных культурными и историческими связями с приграничными государствами. Так, в 1936 году прошла первая советская тотальная депортация поляков и немцев, а затем уже в 1937 году корейцев из районов Дальнего Востока. В это же время с южных границ СССР в Казахстан были высланы курды, армяне и турки.

После начала Великой Отечественной войны в августе 1941 года был обнародован Указ «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья». Первая коммуна немцев Поволжья была образована в 1918 году, в 1924 году она была преобразована в Автономную ССР немцев Поволжья. В 1941 году она была упразднена.

В мае 1944 года Государственный комитет обороны принял постановление о переселении крымских татар, мотивированное якобы сотрудничеством части населения с фашистскими оккупантами.

В 1943-1944 годах в Казахстан были выселены представители народов Северного Кавказа: калмыки, балкарцы, чеченцы, ингуши, карачаевцы, турки-месхетинцы. Судьба переселенцев была трагичной. Немалое их число, особенно женщин, детей и стариков, погибло еще в пути. Совершенно иные климатические условия ждали их и в местах нового расселения.

Выселенные на территорию Казахстана находились в статусе спецпереселенцев. Все трудоспособные спецпереселенцы были обязаны заниматься общественно-полезным трудом. В январе 1942 года, например, все немцы от 15 до 55 лет были объединены в трудовые колонны, в которых находились до окончания войны. Спецпереселенцы не имели права отлучаться за пределы района расселения. Это рассматривалось как побег и подлежало уголовной ответственности. Спецпереселенцы были обязаны в трехдневный срок сообщать в НКВД обо всех изменениях, произошедших в составе семьи (рождение ребенка, смерть члена семьи или побег).

Ответ на вопрос о продолжительности высылки депортированных народов в отдаленные места поселения дает Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1948 года «Об уголовной ответственности за побеги из мест обязательного и постоянного поселения лиц, выселенных в отдельные места Советского Союза в период Отечественной войны». В его преамбуле говорится: «В целях укрепления режима поселения для выселенных Верховным органом СССР в период Отечественной войны чеченцев, карачаевцев, ингушей, балкарцев, калмыков, немцев, крымских татар и других, а также в связи с тем, что во время их переселения не были определены сроки их высылки, установить, что переселение в отдаленные районы Советского Союза указанных выше лиц проведено навечно, без права возврата их к прежним местам жительства».

Эта же мысль повторяется в приказе министра Госбезопасности СССР № 00776 от 24 октября 1951 г.: «лицам перечисленных категорий немецкой, чеченской, калмыцкой, ингушской, балкарской, карачаевской, греческой и крымских татар, что они в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 октября 1951 года оставлены на спецпоселении навечно».

Поставив цель навечно депортировать названные народы, советская власть выбрала и соответствующие этой цели средства ее достижения. Были установлены жесточайшие санкции по отношению к тем, кто не мирился с этой целью и противился ее осуществлению: за самовольный выезд (побег) из мест обязательного поселения названных выселенцев, виновные подлежали уголовной ответственности с мерой наказания в 20 лет каторжных работ. Ответственности подлежали также лица, виновные в укрывательстве выселенцев, бежавших из мест обязательного поселения, или способствовавшие их побегу, лица, виновные в выдаче разрешения выселенцам на возврат их в места прежнего жительства, и лица, оказывавшие им помощь в устройстве их в местах прежнего жительства; санкция и в отношении этих лиц была однозначной - лишение свободы сроком на 5 лет.

Вся мощная карательно-репрессивная машина государства была брошена на обеспечение того, чтобы депортированные забыли о родных краях и свыклись с мыслью о вечном поселении в новых местах.

Статус спецпереселенцев характеризовался унизительными процедурами регистрации, перерегистрации и отметок в местных комендатурах и иных органах НКВД или Мингосбезопасности. С полицейской дотошностью детально регламентировался и жестко контролировался каждый шаг спецпереселенцев, а на совершение многих элементарных действий следовало, спросить разрешение надзирающего начальства.

5 июля 1954 года Совет Министров СССР принял постановление за №1439-649 «О снятии некоторых ограничений в правовом положении спецпоселенцев», в котором отмечено, что в связи с изменениями, происшедшими в стране и в жизни спецпоселенцев, применение к ним ограничений в правовом положении не вызывается необходимостью. Лицам, состоящим на учете спецпоселений, занимающихся общественно полезным трудом, предоставлялось право проживания в пределах данной области, края, республики, а по служебным командировкам - право свободного передвижения в любой пункт страны на общих основаниях.

Во изменение существующего порядка была установлена для спецпоселенцев личная явка на регистрацию в орган МВД один раз в год. Сняты с учета в органах МВД дети спецпоселенцев до 16-летнего возраста, которые освобождались из-под административного надзора, к ним не должны были применяться ограничения, установленные для спецпоселенцев.

В середине 50-х годов политика государства по отношению к депортированным народам стала меняться. Первоначально наметилось ее смягчение и либерализация, а затем и отказ от ее отдельных наиболее компрометирующих анти-правовых проявлений. Ярким примером является Постановление ЦК КП Казахстана и Совета Министров Казахской ССР от 12 ноября 1955 года № 779 «О трудоустройстве и массово-разъяснительной работе среди советских граждан греческой национальности, проживающих на территории Казахской ССР».

11 февраля 1957 года Верховный Совет СССР принял закон «Об утверждении указов Президиума Верховного Совета СССР о восстановлении национальной автономии балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов». В 1964 году наступили долгожданные перемены в жизни немецкого населения.

В исторических исследованиях 80-90-х годов XX века, впервые были рассмотрены все ужасы депортации, трагедия народов, которые стали жертвами антигуманной акции сталинизма.

Таким образом, в Казахстане в 1937-1944 годах нашли вторую родину более 1 109 тысяч представителей депортированного населения, а вместе с эвакуированными – около 1 640 тысяч человек. Фактически, в Казахстане каждый пятый был спецпереселенцем, республика напоминала гигантский ГУЛАГ.