Свыше 130 национальностей и народностей проживает в Казахстане. Отличительной чертой нашей страны является сплоченность и дружба огромного количества национальностей
Татарская диаспора в Казахстане многослойна. Здесь живут потомки казанских, уфимских и касимовских татар, мишар из Нижегородской и Саратовской губерний, илийских татар, репатриированных в 50-х годах XX столетия из Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая (СУАР).
В казахских степях татары появились более чем четыреста лет назад. Нещадное притеснение имперских властей вынуждало татар покидать родные места и переселяться в среду казахов – народа с близким языком и единой религией сходством социальных и национальных чаяний. Причиной переселения служила также и непосильная солдатчина (из всех тюркских народов империи солдатская повинность касалась только татар); немало татар переезжали по торговым делам. К концу XIX века татары составляли значительную часть населения городов Семипалатинска, Уральска, Петропавловска. Возникали целые татарские деревни и села: Лепсы, Мамлютка, Жильтау и другие. Развернули широкую деятельность татарские купцы и ремесленники в городе Верный.
Постепенно происходило взаимопроникновение и взаимообогащение культур казахского и татарского народов. Учителя татарских медресе вели значительную просветительскую работу. Например, учитель из Каркаралинска Ш. Кашафутдин является автором почти 80 поэтических произведений на татарском и казахском языках. Видные деятели казахского народа того периода получали свое начальное образование у татарских мулл. Великий Абай учился у аульного муллы, затем в одном из татарских медресе Семипалатинска. Его стихи впервые были опубликованы в оренбургских татарских изданиях.
Учебники для казахских детей известного казахского просветителя Ибрая Алтынсарина были напечатаны в Казани. Татары внесли заметный вклад в развитие казахстанской науки и искусства. В Казахстане жил и работал выдающийся композитор и педагог Латыф Хамиди - один из авторов Государственного гимна Казахской ССР.
Мировую известность получили дирижеры Ф. Мансуров и Р. Салаватов, певцы братья Абдуллины, скрипач Р. Хисматуллин, художники Б. Табиев и К. Муллашев. Казахстанцами являются известные ученые: физик-ядерщик Ш. Ибрагимов, химик С. Рафиков, офтальмолог Г. Ульданов, микробиолог А. Илялетдинов, космобиолог Р. Гареев и другие.
Башкиры – тюркоязычный народ, исторической прародиной которого, как и других тюркских народов, является Центральная Азия. Башкирский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Этноним «башкир» впервые упоминается в письменных источниках IX века. Башкиры кочевали в Приаралье, на землях Приуралья и Южного Урала, создавали свои племенные союзы.
Значительная часть башкирских племен входила в состав Булгарии, затем все башкирские земли стали частью Золотой Орды. Позже башкирские племена и роды являлись подданными Казанского, Сибирского, Астраханского ханств и Ногайской Орды. После падения этих государств башкиры оказались в составе Российской империи.
Традиционными занятиями башкир являлись животноводство, охота, торговля. Издавна были развиты народные ремесла: обработка металлов, а также ювелирное, кожевенное, гончарное дело.
Культурные и экономические взаимосвязи башкир и казахов имеют глубокие корни. С давних пор эти два народа находились в тесных дружеских отношениях, занимаясь кочевым скотоводством по соседству друг с другом. В XVII веке часть казахских родов переселилась в башкирские края. А башкирские и татарские повстанцы после поражения очередного восстания против царских властей находили приют обычно в казахских степях.
Взаимные культурные связи активно развивались в XIX-XX веках. К примеру, в уфимском медресе «Галия» получили образование выдающиеся деятели казахского народа Магжан Жумабаев, Беимбет Майлин, Ж. Тлепбергенов и другие. Почти 60 лет своей жизни отдал Туркестанскому краю сын башкирского народа Абубакир Диваев. Этнограф, исследователь казахского фольклора, он участвовал в открытии Ташкентского государственного университета, где создал первую кафедру казахского языка и литературы.
В годы советской власти и татары, и башкиры прошли тот же путь испытаний и побед, что и весь советский народ. Они участвовали в строительстве социалистического общества, воевали на фронтах Великой Отечественной войны, восстанавливали народное хозяйство, поднимали целину. Значительное число башкир и татар переехало в Казахстан в период создания промышленной базы республики и в годы освоения целинных земель.
На сегодняшний день в Казахстане проживают более 20 тысяч татар и около 17 тысяч башкир. Основным фактором, влияющим на численность населения, является миграция. С 1989 до 1999 численность татар сократилось на 24%. Следующим фактором, влияющим на численность татар и башкир в Казахстане, являются межэтнические браки.
Основным этническим окружением татар и башкир в городах являлись представители славянских народов. Большая часть татар-горожан не владели татарским языком, считая родным языком русский. Данное обстоятельство повлияло на вступление в межэтнические браки, в основном, с русскими. Основным окружением татар в селах являлись казахи. Татары-сельчане в большей степени сохранили свой родной язык, свои традиции и обычаи, многие из них родным языком считали казахский. Все это способствовало созданию межэтнических семей, одним из членов которой были представители коренной национальности.
Каждый из представленных выше факторов в разной степени влиял на численность татарского и башкирского населения Казахстана. Но в настоящее время ситуация выправляется и наблюдается незначительное снижение темпов сокращения татар и башкир.
В Астане татаро-башкирская диаспора ведет интересную и насыщенную жизнь. Одно из самых многочисленных этнокультурных объединений «Тан» уже более 20 лет вносит свою лепту в укрепление межнационального единства, государственной идентичности и казахстанского патриотизма.
Представители этнокультурного объединения с теплотой вспоминают историю его создания. В 1994 году представилась уникальная возможность возродить национальный дух, консолидировать этносы в казахстанском обществе, и было решено создать этнокультурный центр, главной целью которого стало сохранение языка, культуры, обычаев и традиций татар и башкир, проживающих в Казахстане. Первым руководителем общества была Сания Диникеева.
Основное направление работы центра – это преемственность поколений, активное участие молодежного крыла в решении многих задач центра. С 1997 года работает воскресная школа. Учащиеся изучают культуру и язык татарского и башкирского народов, принимают участие в фестивалях и на различных городских культурных мероприятиях.
Наставниками молодежи, в частности учителями воскресной школы поставлены задачи формирования духовно и нравственно богатой, интеллектуально развитой и физически здоровой молодежи. Именно молодежь способна успешно и творчески саморазвиваться и самореализовываться в социально-культурной и экономической среде, быть носителями языка, культуры, традиций, обычаев, знать историю народа. Ведется работа по формированию лидерских, управленческих, предпринимательских, исследовательских способностей, к применению теоретических знаний для решения прикладных задач и нахождению технически правильных решений. Молодежное крыло принимает участие в спортивных мероприятиях.
В центре успешно ведет свою работу ансамбль художественной самодеятельности «Дуслык». Помимо участия в городских и республиканских мероприятиях, также коллектив выезжал на международное конкурсы в Россию. Руководитель ансамбля – Гульназира Садуакасова – врач высшей категории, ныне на пенсии; Концертмейстер – Дамир Султанов, член АНК, декан факультета баянистов филармонии, заслуженный деятель искусств Татарстана; хормейстр – Асель Ергарина – преподаватель университета искусств «Шабыт», лауреат международных конкурсов.
Также не маловажными направлениями деятельности Центра является развитие и пропаганда языка и культуры, обычаев татар и башкир. Изучать историю своего народа.
Сегодня Центр возглавляет Рафик Валиев, меценат, общественный деятель, директор ИП «Валиев Р.», тренер.
Центр тесно сотрудничает и с другими культурными центрами, принимает участие в совместном праздновании праздников, поздравляя друг друга.
«Я считаю, только в диалоге с другими культурами можно развивать свою культуру, задачи, которые поставленные перед нами, нельзя выполнить, если не будет согласия между всеми национальностями. Совместная деятельность приводит к рождению новых идей и проектов, направленных на развитие межкультурного диалога. Уважительное отношение к иной культуре, обычаям, традициям дает возможность всмотреться вглубь себя, еще больше изучать историю своего народа», - сказал Рафик Гарифович.
Также, по его мнению, Ассамблея народа Казахстана является уникальным институтом межнационального и межконфессионального диалога, который стал по праву хранителем мира и согласия в нашей многонациональной республике. Создание Ассамблеи – важный мудрый политический ход Главы государства, который особенно актуален в сегодняшних условиях, когда в мире возрастает угроза экономического, социального и культурного кризиса, вызванного острой напряженностью в отдельных частях света.
Казахов, татар и башкир, живущих на территории Казахстана, объединяет общность происхождения основных этнических компонентов, былое преобладание в традиционной экономике скотоводческого хозяйства, многие элементы материальной, духовной и социальной культуры, общие, часто пересекающиеся во времени и пространстве, исторические судьбы. По словам исполнительного директора Татаро-башкирского центра «Таң» Земфиры Низамутдиновой, с казахами имеем общие корни, так как являемся приверженцами к исламской религии. От рождения человека на свет и до смерти, праздники, которые отмечаются у казахов так и у нас. Например, рождение ребенка, также посещают роженицу с дарами. Подготовка первому купанию ребенка, потом «Бесек той» - когда мать с хорошими пожеланиями готовит колыбель; Обрезание путы – это первые шаги малыша; суннеткэ утырту (обрезание мальчика); кодалык; никах укыту; килен тошеру; также и проводы в последний путь. Наурыз бэйрэме, корбан гаете, Ураза бэйрэме и т.д.
День Единства народа Казахстана - это яркий праздник, праздник дружбы, понимания и согласия. В наши дни очень важно верить в социальную и политическую стабильность. Все народы, населяющие страну равноправны, все они имеют полное право изучать свой язык и национальную культуру. В этот день мы можем побывать в гостях у представителей разных национальностей, увидит много интересного, познакомится с творчеством народов.