Вышла в свет книга Т. Журтбая, работа над которой велась 30 лет. Огромный пласт документов был исследован, проанализирован писателем. Каждое слово прошло через душу и сердце автора
На презентации книги слово взял духовный брат и наставник - Олжас Сулейменов.
О наших великих алашординцах, и об их судьбе мы уже много знаем. Но Турсын Журтбай сумел добавил к этим знаниям эмоции. Мухтару Ауэзову, который написал «Путь Абая», Турсын посвятил последнюю главу своей книги назвав ее «Путь Мухтара».
Мухтар прошел этот путь на наших глазах. Начиная с конца 50-х гг., мы видели, как доставалась Мухтару, последнему алашординцу. Он был секретарем Алаш-Ордынской партии в свое время. И этим добивали его друзья, коллеги, писатели, все время напоминали об этом. Никакие награды, сталинские премии не выручали его от этих наветов.
Многие вдруг становились потом как бы защитниками Ауэзова, хотя на самом деле они наши друзья писатели толкали его в ряды врагов народа. Я тоже руководил этой организацией, знаю какой сложный писательский состав, и знаю, что среди писателей есть люди, которые яростно против того, что случилось с нашим народом.
Среди них Турсын Журтбай доказал своим трудом высокое звание писателя, которое сохраняет свою высокую планку. Сейчас, когда литература в кризисе, молчит литература, он, практически один, поднимает такую тему и доносит до читателя.
Что такое литература? И что такое история? Я помню, когда в Академии наук в конце 60-е годов выступая перед историками, спросил: «Назовите мне казахские имена ХVI века? Тишина в зале. А имена XV, XIV века? Тишина. Вы вместо того, чтобы защищать никому не нужные свои диссертации должны были защищать свой народ. Народ без истории — это не народ, это просто население». И поэтому писатели берутся за историю.
Тогда я начал писать свою «Аз и Я». С того времени уже Турсын начал приглядываться к этой теме. Поэтому, когда я говорю об истории, к сожалению, на первое место я ставлю не историков.
Именно следующие открыли не только писателей, а именно Акжан Машанов, маркшейдер, горняк, я часто бывал в его доме, еще в школе, потому, что дружил с его сыном. Он открыл Аль-Фараби. Я сам горжусь тем, что я открыл Бейбарыса, познакомил казахов с этой фигурой. Сейчас ему и памятники уже ставят, фильмы снимают.
Турсын добавляет знания о тех трагических именах интеллигентов ХХ века, которые, увы, стали врагами своего народа.
Я помню 86-й год. В декабре приехала из Москвы следственная группа КГБ. Они вызывали людей в кабинет и допрашивали, о чем говорил этот, о чем говорил тот. Особенно интересовались, о чем говорил Сулейменов. И мне рассказал один очень уважаемый человек, юрист. Он видел, что перед следователем лежали письма, некоторые строчки в которых были подчеркнуты красным карандашом. И он по этим строчкам вел этот допрос. Эти письма были подписаны. Когда следователь встал и вышел из кабинета, оставив эти письма на столе (я думаю намеренно оставил эти письма) допрашиваемый подсмотрел эти подписи. Это были подписи наших писателей, некоторые из них были моими друзьями. Вместе мы выступали, клеймили то время, а потом, когда вдруг случился 1986 год они стали такими же, какими были те люди, которые губили наших тех, кем мы сейчас гордимся. С печалью гордимся. Чуть изменится время и опять в нашей среде находятся такие игроки, поэтому такие книги, как пишет Турсын, необходимы. В этой книге я нашел знакомые фамилии людей, которые по-настоящему боролись. Это Тамас Айтпаев, Айтмахамбет Айтмухамбетов, председатель верховного суда, которого мы несколько человек вытащили из сибирских лагерей.
Я помню, что были еще другие люди, которые способствовали освобождению этих ребят. И литература старалась тогда помочь. Я поддерживаю Ученый совет выдвинуть на государственную премию эту книгу.