Русское казачество на территории Казахстана складывалось в течение нескольких веков и состояло из нескольких территориальных групп
Группы представляли собой отдельные казачьи войска и отличались по ряду организационных, хозяйственных и бытовых особенностей. Уральское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченское казачьи войска были одной из основ политического, военного, хозяйственно-экономического и социокультурного присутствия России в Средней Азии вообще и в Казахстане, в частности.
Уральские, оренбургские, сибирские и семиреченские казаки непосредственно соприкасались с местным казахским населением, входили с ними в сложную систему отношений. Эти отношения были порой мирными и взаимовыгодными, сопровождавшимися торговлей, обменом, заимствованием технологий, культурных и хозяйственных навыков, а порой - натянутыми и враждебными, сопровождавшимися борьбой за земельные ресурсы, военными столкновениями, грабежами.
СЕМИРЕЧЕНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО
Семиреченское казачье войско было образовано в 1867 г. из 9-го и 10-го полковых округов сибирского казачества, расположенных в Семиреченской области. В конце XIX в., кроме города Верного, где находился центр казачьего управления, семиреченские казаки населяли 13 станиц: Сергиопольскую, Урджарскую, Лепсинскую, Сарканскую, Копальскую, Кок-суйскую, Каскетинскую, Голубовскую, Надеждинскую, Софийскую, Большую Алматинскую, Малоалматинскую и Николаевскую. Кроме того, они имели 17 выселков.
На начало 1894 г. население на территории Семиреченского войска было всего около 32,5 тыс. человек, в том числе войскового - 25 тыс. и 7,5 тыс. иногородних. В мирное время войско выставляло 1 конный полк, а в военное - 3 конных полка.
Для семиреченских казаков было характерно развитое самоуправление. Специальным положением 1870 г. вместо подчиненности населения военному губернатору и уездным начальникам вводилось почти полное самоуправление в станичных обществах. Важная роль отводилась главному органу самоуправления - сходу, на котором могли присутствовать и лица невойскового сословия, имевшие недвижимость в районе станиц, но они получали право голоса только в делах, их касающихся.
УРАЛЬСКОЕ КАЗАЧЕСТВО
Первые поселения уральских (яицких) казаков появились в северо-западной части территории современного Казахстана (по реке Урал (Яик)) в XVI в. Московское государство привлекало яицких казаков для охраны юго-восточных границ и военной колонизации.
Яицкие казаки приняли активное участие в Крестьянской войне 1773-1775 годов, что было связано с ущемлением правительством традиционной системы самоуправления казачьего войска. После завершения войны Яицкое войско было официально переименовано в Уральское казачье войско.
Во второй половине ХIХ в. Уральское войско делилось на три отдела - Уральский (центр - г. Уральск), Лбищенский (г. Лбищенск) и Гурьевский (г. Гурьев).
По данным на начало 1900 г., численность уральских казаков с членами семей составляла чуть более 123 тыс. человек. Кроме того, на земле Уральского войска проживало 42,6 тыс. человек, не принадлежащих к казачьему сословию - так называемых «иногородних».
Важным фактором устойчивости традиционной социальной структуры и всех элементов повседневной культуры было широкое распространение в Уральском войске старообрядчества. В конце ХIХ в. более 40% уральских казаков были старообрядцами.
ОРЕНБУРГСКОЕ КАЗАЧЕСТВО
Оренбургское казачье войско было создано в 1748 - 1755 гг. Основным его ядром послужили самарские, уфимские, алексеевские и исетские казаки, а также солдаты ландмилицейских полков, переведенные на жительство и службу в Оренбургскую губернию.
Казаки расселялись по станицам, крепостям и редутам, и должны были нести постовую службу по охране границ, заниматься земледелием и скотоводством.
Возникшее войско было многонациональным по своему составу: при преобладании русских в нем были также украинцы, татары, башкиры, калмыки, казахи и представители других национальностей.
Оренбургское войско занимало южную и юго-восточную часть Оренбургской губ., от границ уральского казачьего войска до границ сибирского казачьего войска. На юге и юго-востоке войско граничило с казахскими степями.
12 декабря 1840 г. было издано «Положение об Оренбургском казачьем войске», согласно которому все крестьяне, проживающие на землях войска, причислялись к казакам. «Положение…» определяло границы войска, в состав которого вошли Троицкий и Верхнеуральский, а также значительная часть Челябинского, Орского и Оренбургского уездов.
По своей организации Оренбургское казачье войско было близко к регулярным войскам и несло службу по Верхнеяицкой линии - от Яицкого городка до Верхнеяицкой крепости. До 1868 г. Оренбургское казачье войско разделялось на 12 полков и на военные округа. Затем военные округа были переименованы в отделы, а окружные начальники - в атаманы отделов. Атаманств (военных округов) было три: первое - в Оренбурге и отчасти в Оренбургском уезде, второе - в Орском и Верхнеуральском уездах, третье - в Троицком и Челябинском уездах.
В конце ХIХ в. войско имело 404 поселения, составлявших 44 станицы. Войскового сословия на начало 1894 г. числилось около 350 тыс. чел., иногородних - 49 тыс. чел., всего - около 400 тыс. чел. В 1916 г. население Оренбургского казачьего войска составило уже около 533 тыс. человек. Казачье население жило в основном в сельской местности. В городах проживало лишь около 2%. Столицей войска являлся город Оренбург.
Войсковой круг, проводившийся 23 апреля, в день войскового покровителя Св. Великомученика Георгия Победоносца, имел статус войскового парада и церковного праздника.
Представители казачьих войск вплоть до начала ХХ века сохраняли традиции, «старинные» порядки и быт. Основными занятиями были земледелие, рыболовство, добыча соли, охота.
Отношения казаков с казахским населением складывались противоречиво. С одной стороны, между этими группами существовали интенсивные торгово-обменные контакты. Многие казаки свободно владели казахским языком.
Вплоть до начала ХХ века существовал институт куначества - дружеские, близкие, взаимовыгодные отношения между двумя - казацкой и казахской - семьями. Казаки оказывали большое влияние на хозяйство и быт казахов, заимствуя в свою очередь ряд хозяйственных навыков у казахского населения.
С другой стороны, нередкими были конфликты из-за земельных угодий, захват казаками казахских пастбищ, лошадей. Казахи отвечали на это периодическими восстаниями, нападениями на казацкие поселения.
Принятое в 1870 г. «Положение об общественном управлении» дало право выбора органов станичного самоуправления. Атаманы отделов назначались военным министром по представлению Войскового атамана. В состав управления отдела входили: помощник атамана (из штаб-офицеров), старший адъютант, помощник старшего адъютанта, делопроизводитель, офицеры, наблюдавшие за школами, военной подготовкой казаков и конским запасом, а также ветеринарный врач. Правление станиц состояло из помощника станичного атамана, двух писарей, станичных судей и почетных станичных судей.
Казачество принимало активное участие во всех крестьянских войнах и многих народных восстаниях. Начиная с XVIII века, казаки непосредственно участвовали во всех войнах России. Они особенно отличились в русско-турецких войнах XVII—XVIII вв., Семилетней войне (1756—1763), Отечественной войне (1812) и заграничных походах (1813—1814), Кавказской войне (1817—1864), Крымской войне (1853—1856), Русско-турецкой войне (1877—1878) и в Первой мировой войне. В этот период казачество выставило свыше 8 тыс. офицеров и 360 тыс. нижних чинов, из которых было сформировано: 164 конных полка, 3 отдельных конных и 1 пеший дивизион, 30 пластунских (пеших) батальонов, 64 артбатареи, 177 отдельных и особых сотен, 79 конвоев, 16 запасных полков и другие запасные части. Казачество поголовно участвовало в Гражданской войне, испытало на себе процесс большевистского расказачивания. Большие социальные последствия для казачества имели преобразования 30-х гг. ХХ века.
В 1920 г. Декретом СНК ликвидировалась система казачьего самоуправления, а Постановлением ВЦИК распространялось общее для страны положение о землеустройстве и землепользовании. В 1936 г. ЦИК СССР отменил существовавшие для казачества ограничения по службе в армии.
Казаки в массовом масштабе героически сражались с врагом в период Великой Отечественной войны.
СОВРЕМЕННОЕ КАЗАЧЕСТВО КАЗАХСТАНА
В конце 1980-х в начале 1990-х годов в СССР, а после его распада начался процесс возрождения казачества.
Первая организация казаков в Казахстане была зарегистрирована 30 марта 1990 г. под названием «Уральское городское казачье историко-культурное общество» (так как вводить в название слово «войско» не разрешалось). Одновременно шло и «возрождение» сибирского казачества. В Северном Казахстане в июне 1989 г. объявил о своем создании Союз казаков «Горькой линии», вошедший в состав Сибирского казачьего войска.
В Омске в декабре того же 1990 г. Малый круг Союза сибирских казаков провозгласил себя преемником бывшего Сибирского казачьего войска и записал в своем приговоре, что «исторически казачьими землями считаются освоенные нашими предками казаками территории Западной Сибири и Степного края...», т.е. весь Северный, Восточный и Центральный Казахстан. Этот документ был разослан во все казачьи формирования России, Уральскому и Семиреченскому казачеству, а также Президенту Казахстана.
В это же время в Восточном Казахстане было зарегистрировано общество «Казачий круг».
В 1992 г. на базе данного общества был создан Союз казаков Восточного Казахстана. Первоначальной задачей его также являлось возрождение обычаев и традиций казачества, поиск и объединение потомков казаков и т.д.
В целом историю современного казачьего движения можно разделить на три этапа. На первом этапе — в 1990-1995-е гг. — происходил процесс стихийного возрождения и восстановления казачьих формирований в Казахстане, для которого характерны патриотизм, высокий энтузиазм. Процесс стихийной самоорганизации часто сопровождался столкновениями как между казачьими организациями в борьбе за сферы влияния, так и между казаками и представителями титульной нации в вопросах суверенитета страны.
Следующий этап — 1995-2005 гг. — характеризуется становлением казачества в Казахстане. В этот период казачьи структуры проходили официальную государственную регистрацию под видом общественных объединений различного статуса, налаживали всевозможные контакты между казачьими формированиями непосредственно в Казахстане и с казачьими формированиями России и дальнего зарубежья. В первой половине 2006 г. ряд казачьих общественных объединений образовал новый «Союз казачьих общественных объединений Казахстана».
В 2008-2009 гг. из данной организации вышли Региональные общественные объединения «Союз казаков Степного края» и «Союз казаков Семиречья», которые функционируют и сегодня.
В настоящее время идет период полноценного развития культуры, обычаев и традиций, а также переход к единому руководству единого казачьего формирования в Казахстане, вхождение во власть.
В настоящее время основные требования казачества в принципе не противоречат конституционным основам Казахстана — прохождение молодыми людьми службы в пограничных войсках Казахстана, получение земель, создание казачьих общин.
Ставка делается на работу с молодежью, подготовку к службе в армии (в первую очередь на границе). Организуются массовые театрализованные праздники, на которые приглашаются все желающие. Сегодня казаки имеют все условия для возрождения своей культуры и традиций. То, что представители казачьих объединений входят в Ассамблею народа Казахстана — консультативно-совещательный орган при Президенте Республики Казахстан — говорит об официальном признании Казахстаном права на существование казачества.