Есть своеобразные измерительные приборы в историческом сознании поляков, если можно образно так сказать. Прибор, который позволяет измерять ощущения независимости, собственного суверенитета. Прибор, который является причиной разных реакций, разного поведения, разного мышления о себе и о других. Такая характерная особенность появилась в XVIII веке, когда большая страна рассыпалась и исчезла из-за внутренних и внешних причин. Большая страна, которая стала конкурентом по отношению к соседним странам, Российской империи, Австрии, Венгрии и так далее. Страна перестала существовать, а поляки и казахи оказались в одной стране. Поэтому когда меня спрашивают про общую историю, я говорю, что история казахов и поляков одна, у них общая история. Многие народы были депортированы в казахские степи, главным образом те, кто участвовал в восстаниях.
Великая степь со своими природными ресурсами, населением, историей, культурой и политической системой всегда привлекала внимание Польши.
Важными источниками информации Центральной Азии с начала 90-х ХХ века были описания путешественников. Прежде всего, именно они подвергались критике из-за отсутствия теоретической мотивации познания мира. За период XIX-ХХ века, в нашей историографии, в наших исследованиях не было книг, которые относились к истории казахов и казахской государственности. Справедливо подчеркивается высокая позиция польских востоковедов, которые изучали так называемую «татарщину», Ближний Восток, Закавказье. Среди них стоить отметить Богдана Барановского, автора интересной гипотезы о причинах образования и распада государственной организации в степи.
В 90-х годах, когда появились книги, которые относились к полякам, которые жили на территории Казахстана, с помощью этих книг мы узнавали многое о становлении государственности независимого Казахстана. Прошло несколько лет, и сейчас вопросы казахской государственности изучаются в научных центрах университетов Польши с точки зрения современной политологии и истории, выпускаются новые книги, организовываются конференции.
Основная тенденция в этих исследованиях — это вопрос о том, в каком измерении мы смотрим на государственность Казахстана. В мышлении, подходе ученых преобладает своеобразный европоцентризм, зарождение которого началось 2000 лет тому назад. Но он был закреплен теорией о государстве и критериями, которые характеризуют государство. Государство — это территория, граница, население и власть. Современные исследования пытаются уйти от такого мышления и включают новые факторы в критерии, такие как закон. Поэтому у нас изучается свод законов Касымхана, Есимхана, и ,естественно, «Жеты жаргы» Таукехана. Можно заметить переход характерный европоцентризму, расширение понимания государственности. Я вижу хорошую перспективу такому подходу, так как это позволит лучше исследовать вопросы государственности.