Акварель раскрывается новой гранью в казахстанском искусстве
04.11.2015 2037
4 ноября 2015 года в Государственном музее искусств РК им. А. Кастеева состоялось открытие выставки "Акварель. Гани Баян". Здесь представлено более 40 акварелей, в основном, из мастерской художника.

Гани Баянов родился 24 августа 1949 года в с. Коржынколь Федоровского района Кустанайской области. В 1973 году окончил Алматинское художественное училище им. Н. В. Гоголя, учился у Г. Сапугова. В 1981 году принят в члены Союза художников СССР. В 1980-х годах он входил в состав всесоюзных творческих групп акварелистов, работавших на Байкале и в Дагестане. Является автором иллюстраций к «Монгольским народным сказкам», казахским народным сказкам «Золотая рыбка», «Красноречие», изданным в Казахстане и участвовавшим в международной книжной выставке-ярмарке в Москве. С 1988 по 2005 годы преподавал в Алматинском художественном колледже им. У. Тансыкбаева. 


Замечательный живописец, акварелист, график Гани Баянов пришел в изобразительное искусство Казахстана в конце 1970-х годов. Уже ранние его работы «Зимний пейзаж», «Вечер», «Утро. Время цветения вишни», «Двое под дождем», приобретенные Государственным музеем искусств им. А. Кастеева, покорили не только лиризмом, но и каким-то неуловимым ощущением легкости, теплоты, превращающих обычный мотив в некое видение. Ему присущи черты художника-поэта, философия которого основана на поиске Истины. Уже более 20 лет Гани Баянов занимается акварелью. 

Акварель — самая сложная и тонкая техника станковой живописи. При обманчивой кажущейся легкости она требует тщательного и терпеливого изучения, тонкого вкуса и чувства меры. Акварель по-особенному восприимчива к «темпераментному движению кисти», которое исходит из пребывающего в движении духа мастера. Не менее важной составляющей можно считать особую одухотворенность материала, его поэтичность. 

Гани Баянов считает, что необходимы особые душевные качества, чтобы работать с акварелью и нельзя параллельно заниматься живописью и акварелью. В ней на полутонах можно выразить то, что невозможно отразить в масле. Акварели художника отличаются безукоризненным цветовым решением и неподражаемым виртуозным воссоединением фактуры и линии. Он не стремится к эффектности, наоборот, хочет показать, что акварель, это самостоятельный и серьезный материал. 

Акварели Гани Баянова можно разделить на несколько серий. «Купальщицы» — волнующая тема для любого мужчины — у Гани Баянова явно восточные, что вполне естественно. Прежде всего, это культ степи — месяц и луна. Его работы, посвященные степи — это всегда обращение к прошлому, к далеким 1950-м годам, к воспоминаниям детства. Гани рано потерял мать, поэтому его всегда окружали женщины, многочисленные сестры, тети… Вечерами все собирались. Тихий говор женщин, керосиновая лампа, костры, сидят старики, дети рядом. В этом проявлялось единство семьи. Свет с тех пор у него всегда ассоциируется со светильником, который в суфийской философии являлся сосудом для души. 

В «Путниках», «Бегстве в Ургенч» отражена вечная тема кочевников. Основанные на реальных событиях, эти работы перекликаются с библейскими мотивами, подчеркивая удивительное сходство чувств и переживаний разных эпох и традиций. 

Серии «В мастерской», «Встреча», «Таинственная тайна художника», «Юдифь» — это обращение к великим мастерам западного искусства, встреча с живописцами прошлого, когда художник открыто вступает в разговор со временем, утверждая вечность и единство темы — художник и модель. 

Цель выставки, как говорит Гани Баянов, еще раз показать богатые возможности акварели и определить ее как самостоятельный материал, который, к сожалению, до конца не раскрыт и не понят в казахстанском искусстве. Единственными действительными мастерами в этой технике были А. Кастеев и У. Ажиев. Ведь тонкие позывы души можно выразить только в акварели, а это очень важно для такого неординарного художника как Гани Баянов.

Выставка продлится до 30 ноября 2015 года.