Джут 30-х годов повторился на сцене театра
23.10.2015 1390
На сцене Русского театра драмы им. Лермонтова состоялась необычная премьера: спектакль «Джут», окунувшая современников в тяжелую для казахского народа пору - голодомор 30-х годов.

Параллель с современным миром, проведенная в постановке, явно демонстрирует молодое поколение, несмотря на комфорт и материальный достаток, духовно деградирует… 

Ахмет (в исполнении Ильи Шилкина) и Сауле (Камилла Ермекова) поженились по большой любви. Он - образованный, но бедный юноша, она - дочь бая. В голодомор в поисках лучшей доли, как и многие, молодые тронулись на юг, теряя по дороге близких и родных. Умер старший сын, на руках осталась грудная дочь. Но горе лишь сближает супругов. Они не думают о себе, а заботятся друг о друге. И - общая надежда, что скоро все наладится. Ахмета разрывают противоречивые чувства - приспособиться ради семьи в угоду тем, кто стоит у власти, или же сохранить человеческое достоинство. У Сауле в этом отношении более крепкий внутренний стержень. «Пиши! Пиши всю правду!» - взывает она к мужу, который ведет дневник. 

Внук Ахмета (Сергей Уфимцев) после того, как обнаружит дневник деда, поедет в Москву, в город жесткий и циничный. Из дневника он узнал, как именно потерял дед пальцы, узнал о мужестве Сауле, о которой от деда никогда не слышал. И эта история растопит лед в сердце молодой журналистки (Ольга Ландина), которая запуталась в своей жизни. Два мира, две реальности, два типа мышления… Как ни странно, страшная трагедия - голодомор 30-х годов - раскрыла у любящих людей лучшие качества, обнажив истинные ценности жизни: чувство долга, верность, самопожертвование. Горе объединило людей навеки даже после смерти. 

И параллельно показана наша современность, где люди в мегаполисе живут искусственной, «фасадной» жизнью, зацикленные на себе и своих проблемах. Зрителю демонстрируется картина, как во время джута отец отрезает себе пальцы, чтобы накормить и спасти от голода умирающего ребенка. А современные родители сдают больного ребенка в приют. Мол, ничего, родим другого, но в итоге - развод. Кого-то страдания объединяют, кого-то делают чужими. 

— Это не водевиль, не шоу, которых сейчас пруд пруди. Наша цель - показать, как молодая семья пытается устоять в жутких условиях, как человек сохраняет свое достоинство и остается верным своим идеалам, - говорит художественный руководитель Русского театра драмы им. Лермонтова, режиссер¬постановщик Рубен Андриасян.

 - Мы не даем никакой политической оценки событиям 30-х годов, это не дело театра. Мы показываем общечеловеческие ценности, на которых, по сути, держится мир. Автор пьесы - молодой драматург Олжас Жанайдаров. Олжасу - 35 лет, он живет и работает в Москве. Написанию пьесы предшествовал ряд других произведений, и лишь позже автор созрел до «Джута».

— Хорошо помню, как мой дед рассказывал о великом джуте советского времени. Он говорил скупо, но я всегда чувствовал, что за этим кроется большая боль и трагедия, - вспоминает Олжас. - Я долгое время вынашивал идею драмы, она незримо жила во мне, и когда, наконец, написал пьесу, то почувствовал огромное облегчение, как будто выполнил какую-то свою миссию. В основе пьесы - не личная история деда. Я хотел через героев передать общие боль и страдания народа. 

Несмотря на большую разницу в возрасте (более чем в сорок лет), творческий тандем молодого драматурга и мэтра театральной режиссуры оказался весьма успешным. Нельзя не отметить игру актеров, которые буквально вжились в образ. На предварительном показе даже мужчины украдкой роняли скупые слезы, что уж говорить о женщинах. По окончании спектакля зрители аплодировали стоя… 


Карлыгаш НУРАЛИЕВА

Газета "Комсомольская Правда Казахстан"

http://www.kp.kz