Выдающийся казахский акын Кенен Азербаев был непосредственным свидетелем самых тревожных и печальных событий истории казахского государства
На своем веку он столкнулся с восстанием 1916 года в Туркестане, боролся с царизмом в стане большевиков, в голодные годы выживал в Киргизии, восхвалял советский народ в годы Великой Отечественной войны, дружил в видными культурными деятелями советского Казахстана… Qazaqstan Tarihy предлагает вспомнить о самых ярких моментах жизни Кенена Азербаева
Кенен Азербаев родился еще в годы царствования Александра III, 8 мая 1884 года в ауле Матыбулак Семиреченской области. Его отец Азербай происходил из рода жаныс племени дулат. Азербай хоть и был потоком акына Сарбаза и отличался особым талантом к поэзии и музыке в целом, считается, что любовь к творчеству Кенен перенял у матери Улдар, которая была известной в округе поэтессой и певицей.
Азербай и Улдар долго не могли завести ребенка: Кенен стал долгожданным подарком судьбы. Когда сыну шел восьмой год Улдар скоропостижно скончалась, оставив шестидесятилетнего Азербая вдовцом. Отец дождался пока сын получит начальное мусульманское образование, а после оставил его своему брату Абденбаю. Сам же Азербай отправился на заработки.
В семье брата отца Кенен был принят холодно. Он часто вспоминал сварливую жену Абденбая, во многом из-за которой Кенен покинул дом. Он батрачил на местного бая Аймена, пас его скот, за что получал жидкую похлебку и шалап. В те редкие часы перед сном он вспоминал мелодии песен и кюев, что пела ему мать, жадно слушал айтысы приезжавших акынов.
В 11 лет Кенен впервые пробует сочинять стихи. Темами его первых произведений стала природа, животные, птицы, а первыми слушателями были знакомые пастухи, которые восхищались способностями ребенка. Благодаря им дебютная песня тринадцатилетнего Кенена «Бозторғай» была услышана народом. Песня «Бозторғай» рассказывала о тяжелой жизни и мечтах о свободе, а потому стала гимном оскорбленных и униженных казахов. Отныне пастуха Кенена называли не иначе как акын Кенен.
Когда Кенену исполнилось пятнадцать лет вернулся его отец Азербай. За годы работы он сумел скопить необходимую для покупки лошади сумму и купил куцехвостую клячу Кокшолак. Для бедняков того времени покупка лошади было ни с чем несравнимой радостью, ведь отныне пеший бедняк перестает быть мишенью для насмешек со стороны богатых.
В 16 лет Кенен написал песню «Көкшолақ», вроде бы незатейливую и шутливую песню, но с очень глубоким посылом. Под звуки домбры юноша рассказывает о своей кобыле, с приобретением которой он теперь богат настолько, что приезжает на свадьбу дочерей бая Бибола. Здесь он принимает участие в айтысах и становится известным далеко за пределы Курдая.
Знаковым событием в жизни К. Азербая стало приглашение на поминки в честь киргизского манапа Шабдена 1904 года. Там он впервые увидел выступления Жамбыла, Кульмамбета, Кагагана и Калмырзы, которые оставили неизгладимый след в памяти двадцатилетнего юноши.
Хоть Кенен Азербаев относился к баям с некоторым укором, но среди них были и те, кто с сочувствием относились к бедным, но одаренным акынам. К таковым можно причислить и Еркебая Базарулы, волостного правителя, получившего русское образование. В 1910 году Еркебай пригласил к себе молодого Кенена.
Кенен с радостью принял приглашение Еркебая. К тому моменту скончался отец Кенена Азербай, а потому в родных краях его уже ничто не держало. Еркебай подарил ему коня, на котором Кенен сопровождал его в поездках.
Во время работы на Еркебая Кенен познакомился с двумя его сестрами, в одну из которых, Мертай, он влюбился. Девушка ответила взаимностью, но какой бай выдаст дочь за известного, но бедного акына? Мертай была выдана за другого, но Кенен решил похитить ее, за что, в конце концов, она была наказана, а Кенен был приговорен к большому штрафу.
В 1914 году в жизни Кенена случилась еще одна знаменательная встреча. В Жетысу из Сарыарки прибыл Балуан Шолак, с которым Кенен объездил все аулы Жетысу. Во время поездок со знаменитым акыном Кенен выучил двенадцать его песен, научился играть на домбре, сидя на лошади, а также познакомился с песенным творчеством Северного Казахстана.
Кенен принимал важную роль в восстании 1916 года в Туркестане. Акын сражался в отряде небезызвестного Али Нургожаева. С оружием в руках он вел борьбу с царским произволом, но еще большую пользу восставшим приносили его стихи, воодушевлявшие казахов и призывавшие к единству. Восстание было подавлено, а зачинщики были казнены или сосланы в Сибирь. Кенену Азербаеву удалось уцелеть, с другими повстанцами он бежал в Киргизию.
В Киргизии Кенен продолжил обучение у муллы, овладел грамотой, познакомился с известнейшими киргизскими акынами того времени Токтагулом и Калмурзой. О событиях того времени Кенен написал ряд песен: «16 жыл», «Али батыр», «Қырғызбай», «Аттаныңдар!», «Қайран елім, қайда?», «Бұлбұлға» и другие. Они вошли в число песенных сокровищ казахского фольклора.
Кенен Азербаев с нескрываемым воодушевлением встретил вести об Октябрьской революции, после чего вернулся в Казахстан. В своих стихах Кенен воспевал революцию, мужество восставших и справедливость, которую обещала советская власть. В годы революции он тесно сотрудничал с большевиками Оразом Жандосовым, Сакеном Сейфуллиным и Тураром Рыскуловым.
В 1919 году Кенен Азербаев был приглашен на встречу акынов в Верный (Алма-Ата). Там он вместе с Джамбулом и Умбеталы написал песню «Октябрь», восхвалявшую Октябрьскую революцию. В том же году он был утвержден в должности председателя революционного комитета Кордайской волости. В этой должности он организовывал первые комитеты бедноты, но продолжал сочинять стихи. Известнейшими песнями того периода являются его произведения «Шаңқ етпе», «Жас екпін», «Колхоз әні» и «Балдай бол».
В 1923 году Азербаев пережил личную трагедию. Его сыновья Базар и Назар погибли в один день от оспы. Эта трагедия сильно подкосила его, а всю боль от потери детей он выплеснул в песне-плач «Ақ ешкінің зары», которая позже стала называться «Базар-Назар». Через год Кенена ждало еще одно потрясение – смерть вождя Ленина. В своей песне «Ленин бабам» он оплакивает смерть вождя пролетариата.
Ленин жер жүзінің тірегі еді.
Өмірдің қуаты мол жүрегі еді.
Бабамның дана сөзі, жолы өлмейді.
Тірлігі еңбекші елге керек еді.
Голод, вызванный насильственной коллективизацией 1931-1933 годов, Кенен Азербаев видел своими глазами. Не в силах терпеть голод и холод, он в 1932 году вместе с супругой Насихой и дочерью Ултай отправился в Киргизию.
Когда голодные времена миновали он вернулся на Родину. Его первой песней после возвращения была «Колхоз әні», которая была написана в 1933 году во время первого республиканского съезда колхозников-активистов в Алма-Ате. Год спустя композиторы Латиф Хамиди и Сергей Шабельский впервые записали песни Кенена Азербаева на музыкальную пластинку, одна из которых впоследствии была использована при работе над оперой «Қыз Жібек» композитором Евгением Брусиловским. В том же году акын Азербаев становится артистом передвижного театра Турксибской железной дороги, во время работы на которой он знакомится с еще одним известнейшим акыном того поколения Шашубаем Кошкарбаевым.
В 1934 году в семье акына родилась дочь «Төрт кемпір бір шал», но родители ласково коротко называли ее Торткен. Она была названа так в надежде, что Всевышний убережет ее от невзгод. На то у семьи были свои причины – все семеро детей, которые были у четы умирали один за одним.
Кенен Азербаев был участником знаменитой декады казахского искусства в Москве, организованной в 1936 году. Он с первых рядов созерцал актерскую игру Куляш Байсеитовой, виртуозное владение домброй Жамбыла и со сцены большого Кремлевского дворца исполнил знаменитую песню «Жаңа заң». Год спустя он вместе со своим учителем Жамбылом был приглашен на 750-летие поэмы Шоты Руставели «Витязь в тигровой шкуре» в Грузию, а чуть позже становится членом Союза писателей СССР.
В годы сталинских репрессий Кенен Азербаев также, как и вся творческая интеллигенция советского Казахстана, был обвинен в национализме. Причиной ареста Кенена Азербаева исследователи называют его поэму «Оразжан», посвященную светлой памяти Ораза Жандосова. Он пробыл в застенках НКВД города Алма-Аты четыре месяца, но был оправдан и освобожден.
В 1939 году акын Кенен стал членом Союза композиторов СССР. Надо сказать, что он стал первым человеком, который удостоился чести представлять два профильных Союза того времени. В том же году у Кенена родился сын Коркемжан.
Незадолго до начала войны Кенен Азербаев отправился в Москву учиться. В 1940 году пятидесятишестилетнего акына зачислили слушателем курсов певцов-композиторов под руководством советского дирижера и композитора Рейнгольда Глиэра.
Великую Отечественную войну Кенен встретил в Казахстане. Как и в годы восстания 1916 года, он призывал народ сплотиться вокруг партии, стихами и песнями приближал Великую Победу. За годы войны он стал автором множества песен, таких как «Біздің Отан жеңеді», «Қайран, Шөкем!», «Жалғыз қайным», «Күйгенім-ай, сүйгенім-ай!», «Ел қуанышы» и «Жеңіс жылғы шаттық ән» и других. За эти работы Кенен был награжден орденом «Знак почета».
В 1945 году Кенен написал поэму «Жамбыл жыры», в котором оплакивал смерть своего учителя Жамбыла. В том же году шестидесятилетний Кенен снова стал отцом сына Бакытжана, а год спустя привел домой десятилетнюю девочку Хамсию, чья семья погибла во время переселения с Кавказа. Так дагестанка Хамсия в скором времени стала Айшой Кененкызы, окончила школу и вышла замуж за казаха. К слову, она не была последним ребенком в семье К. Азербаева: в 1948 году у него появилась дочь Актамак, а в 1952 году – дочь Акбилек.
Акын Кенен Азербаев был видным представителем казахского искусства. Его звали на различные республиканские мероприятия: он был почетным гостем 800-летнего юбилея Москвы (1947), открыл первый съезд композиторов Казахской ССР (1948), выступал на организованном Мухтаром Ауэзовым Всемирном XXV Конгрессе исследователей восточного фольклора (1960). Среди множества наград, которые он получил, были «Заслуженный деятель искусств Казахской ССР» (1957), второй орден «Знак Почета» (1959), «Народный акын Казахской ССР» (1961), орден Трудового Красного Знамени (1961), орден Ленина (1974).
Народный акын Кенен Азербаев и писатель Сабит Муканов. 1967 год
Кенен Азербаев прожил 92 года и умер 12 апреля 1976 года. За свою долгую жизнь, полную лишений и страданий, он оставил богатое наследие, которое занимает достойное место в золотом фонде казахского песенного искусства.
О Кенене Азербаеве сохранилось множество историй. Большинство его современников высказывались о нем как о невероятном таланте с необыкновенным, непревзойденном голосом, а Бауыржан Момышулы называл его не иначе как «песенный и эпический генерал»!