Жизнь единственного казахского поэта, участвовавшего в социалистическом перевороте, была полна борьбы. Он внес вклад в развитие казахской литературы в новом направлении
Сакен (настоящее имя Садуакас) Сейфолла-улы родился 23 мая 1894 года в волости Нильды Акмолинского уезда Акмолинской области – в казахском ауле недалеко от Нильдинского медеплавильного завода. По нынешнему административному делению сейчас это местность относится к Жанааркинскому району Карагандинской области. Биография Сакена Сейфуллина, государственного и общественного деятеля, поэта, писателя, тесно связана с Акмолой.
Предлагаем Вашему вниманию интересные факты из жизни Сакена Сейфуллина в Акмоле, о непростой жизни его супруги – Гульбаһрам.
1. Один из основоположников казахской литературы Сакен Сейфуллин в 1917 году переехал в Акмолу. 27 декабря того же года в Акмоле была установлена Советская власть. Сакен Сейфуллин был выбран представителем Акмолинского совета депутатов и назначен народным комиссаром просвещения. 4 июля 1918 года власть в Акмоле перешла в руки белогвардейцев. Несмотря на уговоры друзей покинуть город, Сакен остался в Акмоле. Впоследствии его арестовали и заключили в тюрьму.
2. Зимой 1919 года было принято решение об этапировании заключенных в Омск. Пришли 15 человек, среди них два офицера, остальные – солдаты. В Акмолинске отряд пополнился еще 40 добровольцами из числа местных жителей. В лютый январский холод, 50 заключенных пешком под конвоем отправили в Омск. Среди конвоиров Сейфуллин с удивлением обнаружил своего родственника, впрочем, это ему никак не помогло.
3. Когда С. Сейфуллин с друзьями решил сбежать, он раздобыл документ, удостоверяющий личность. Договорившись с пленными австрийцами, он лег в сани вместе со снегом. «Я быстро ложусь лицом вниз, вытягиваюсь. На меня падают тяжелые комья снега со льдом. Сверху положили доску и на доску сел человек… Он прикрикнул: «Но!» Сани тронулись. На мою шею, на плечи, на все тело еще сильнее навалилась тяжесть. Она мнет, расплющивает меня. Дышать становится все труднее, но я терплю. Со скрипом отворились широкие ворота лагеря. Сани выехали на свободу». Так 3 апреля 1919 года Сакен Сейфуллин бежал из колчаковской тюрьмы.
4. Супругу Сакена звали Гульбаһрам Батырбеккызы. По обычаю, молодая Гульбаһрам была засватана на сына одного аксакала своего аула. Но накануне свадьбы жених умирает, а вдову решают выдать по аменгерству (левират) за одного из родственников мужа. Но никто из джигитов не нравится девушке, она поступает в партийную-советскую школу в Кызылжаре. В конце лета в аул приезжает молодой джигит, одетый по-европейски. Он спрашивает у местной детворы дом самого уважаемого в ауле аксакала. Дети указали на дом Кайыпа Айнабекова. Аксакал с почестями встречает гостя из Кызылорды, и во время разговора просит его: «Сакенжан, в Кызылжаре, куда ты держишь путь, учится дочь моего брата Батырбека. Если тебе не будет сложно, передай ей от нас посылочку. Зовут ее – Гульбаһрам. Ты сразу узнаешь ее – по длинной косе, коса у нее до земли. Скажи ей, чтобы она не состригла косу. Обязательно скажи. Пусть сохранит свою красоту! Характер у нее упрямый, с детства воспитывалась как мальчик». В Кызылжаре Сакен знакомится с Гульбаһрам. По возвращению в Кызылорду Сакен пишет письма Гульбаһрам. В конце концов Гульбаһрам едет за Сакеном в Кызылорду, там же они проводят обряд неке қию (бракосочетание), проводят той.
5. В 1937 году, когда представителей казахской интеллигенции объявили «врагами народа», Сакен был подавлен. Накануне ареста, осенью 1937 года, Сакен редко выходил из дому, по воспоминаниям Гульбаһрам Батырбеккызы: «Он несколько дней жил в юрте аула Байсерке, неподалеку от Алма-Аты. В тот момент он был очень печален, был мрачен и замкнут. Никто его не проведывал, изредка приходил Сабит Муканов. В тот момент его близкие друзья – Ильяс Джансугуров и Беимбет Майлин уже были казнены. Единственным утешением Сакена оставался его сын Аян».
6. Через некоторое время Гульбаһрам была сослана в женскую колонию на берегу Ишима, под Атбасаром. По дороге в Акмолинск, в переполненном, вонючем вагоне заболеет сын Аян и умирает. Гульбаһрам с помощью местных татар хоронит сына рядом с железной дорогой в Кокшетау.
7. Гульбахрам 7 лет жизни провела в Акмолинском лагере жен изменников родины. Ее дядя Абдулла в то время был инженером-гидромелиоратором, посодействовал ее переводу в Каскелен. Абдулла оставляет ей квартиру в Алма-Ате, также на попечение Гульбахрам оставляет своих трех дочерей – Розу, Зейнеп и Софию, а сам уезжает на строительство гидроэлектростанции в Челябинск.
8. Мухтар Ауэзов о личности и творчестве Сакена сказал так: «Правдивость Сакена пробуждала сердце и разум, окрыляла. Если он говорил о чувстве - это было подлинное чувство, если он говорил о правде - это была правда, выстраданная душою. Поэтому путь, пройденный этим человеком, необычен. В нем были и взлеты, и падения. Путь Сакена Сейфуллина - это путь подлинно пламенного акына».
9. Когда родилась первый ребенок – Лаура, злоумышленники Сакена рассказывают Гульбаһрам о том, что Сакен встречается с другой женщиной. Но она не верит голым сплетням, поддерживает командировку Сакена, и едет вместе с дочерью в Москву. В Москве она устраивается стенографисткой, живут на съемной квартире. Там у маленькой Лауры ухудшается здоровье, и она умирает.
10. В 28 лет Сакен Сейфуллин на ІІІ съезде Советов был назначен Председателем Совета народных комиссаров. Это должность сопоставима с нынешней должностью Премьер-Министра. На этом посту Сакен Сейфуллин боролся за возвращение казахам исторического имени и объявление казахского языка государственным. 15 февраля 1923 года в газете «Енбекшил казах» была опубликована статья Сакена Сейфуллина «Давайте называть казахов казахами, исправим ошибки»: «До сегодняшнего дня русские называли казахов «киргизами». Жены знатных господ, ругая своих собак, восклицают: «Ах ты, Полкан, ты хуже киргиза!». Если им не нравится какое-то качество казахов, то им оставалось только сказать: «Что с них взять, киргизы ведь?!». С Пятого съезда Советов 1925 года казахов стали называть казахами. После этой статьи московское руководство стало считать Сакена Сейфуллина националистом.
11. Карагандинский краевед Юрий Попов рассказал удивительную историю о месте захоронения Сакена Сейфуллина. Ему ее поведал бывший горняк Иван Николаевич Мудров, отсидевший срок на Колыме. В 1938 году на золотодобывающем руднике им. М. Горького его познакомили с земляком из Казахстана. «Нас с Сакеном Сейфуллиным привезли в одно время, в одной машине. Сначала мы добрались до Владивостока, затем – на корабле до Магадана. Там наш бригадир Мостовой сказал мне: «Здесь есть твой земляк. В том шатре». Мы встретились. Когда я спросил кем он работал до тюрьмы, он ответил, что был писателем. Сейфуллин всегда заходил ко мне. Он не курил. В феврале 1940 года пришел Мостовой и сказал: «Твой земляк сбежал». Нашли его тело в апреле, в куче песка, под эстакадой. Мы сняли бушлат, переодели, похоронили без гроба. На деревянной бирке написал: «Сакен Сейфуллин, дату рождения и смерти», и я собственноручно прикрепил ее к его ноге».
12. По воспоминания Гульбаһрам после рождения Аяна Сакен стал особенно чадолюбивым. «Когда мы проводили обряд «қырқынан шығару» суетился сам Сакен. Сакен даже одному из героев своей книги «Наш быт» дал имя – Аян. Ему вообще нравились имена – Аян, Ардак. А имя Аян сыну Сейфуллина дал Мухтар Ауэзов».
13. Настоящее имя Сакена Сейфуллина – Садуакас, но карьеру он начинал под именем Сакен.
14. Про роман Сакена Сейфуллина «Тернистый путь» Сабит Муканов писал так: «Тернистый путь» - это, с одной стороны, история, с другой стороны — учебник политграмоты, и, с третьей стороны, самое интересное, захватывающее читателя художественное произведение».
15. Сакен Сейфуллин один из основоположников Союза писателей Казахстана и до конца своих дней был его председателем. Он первый среди писателей-казахов, удостоенных ордена «Трудовое Красное Знамя».
16. По воспоминаниям Назкен Айнабековой, сестры Гульбаһрам: «По ее приглашению я, будучи студенткой второго или третьего курса университета, приехала к ней в гости в ее двухкомнатную квартиру, выделенную правительством после реабилитации Сейфуллина. Одна из комнат (которая побольше) была фактически музеем Сакена Сейфуллина: заходишь - тебя встречает его большой портрет (от пола до потолка) и его вещи, сохраненные тетей: около зеркала его расчески, одеколон. Я об этом не знала и как-то взяла расческу. Она подошла ко мне и, объяснив, что ею расчесывался сам Сакен, забрала ее у меня. Каких трудов ей стоило сохранить вещи, знала только она одна. В первый же день после моего приезда она повела меня в магазин, выбрала шелк и сшила из него очень модное, красивое платье, в нем я с ней и сфотографировалась. Я спросила ее как-то: «А вы дяде тоже шили?». «Для него мне особенно шить не приходилось, - ответила она. - Он покупал все готовое. Но в одно время вошли в моду пиджаки из чесучи - китайского шелка. А он любил красиво и модно одеваться. Я, не говоря ему, купила материал, сняла тайком мерки с его костюмов и шила, когда он уходил на работу. Когда я с волнением подала ему готовый пиджак, он очень обрадовался». В качестве подарка по случаю приобретения обновки Сакен предложил купить швейную машинку. «Ножную трудно будет возить, лучше ручную», - попросила я. И он купил мне ручную машинку, которая много лет кормила меня, Шору и трех дочерей Бозтая».
17. Из воспоминаний Гульбаһрам тате: «Наш дом всегда был полон людей: дочь брата Сакена - Малика, моя сестренка Гульбану Айнабекова, Айнаш - племянница Сакена. С каждой поездкой на родину Сакен привозил молодежь на учебу. Например, в 1930 году из Караганды привез Жайю и Серика Рахимбековых. Первый поступил на агрономический факультет, после окончания которого работал долгое время в Алматинской области председателем колхоза «30 лет Казахстана», Серик поступил на курсы шоферов. Муса Жусупбеков в 1932 году окончил зооветеринарный институт. Вечером, после ужина, Сакен нас всех собирал и проводил уроки. Обучение начинал с азбуки, затем переходили на чтение книг, которые он сам покупал и приносил».
18. Все вещи и одежда, которыми пользовался Сакен Гульбаһрам тате сохранила: кепки, бешмет, костюмы, ботинки (Сакен, кстати, имел 41-й размер обуви, но любил, чтобы ноги вольно себя чувствовали и покупал 42-й размер), чемоданчик, с которым он ходил в баню, три пары золотых часов, блокноты разных видов, среди них и именные, трости, мундштуки из слоновой кости (он сам не курил, это были подарки друзей), посуду, из которой он ел. Его золотые часы и портсигары сохранила сестренка Жайи – Бибижан. Она спрятала их в платок, который всегда носила на поясе. Последние часы застыли на 7 часах 15 минутах утра - это был последний завод рукой Сакена.
19. На съезде Союза писателей СССР Сакен Сейфуллин жестко критикует русских писателей, не знающих традиций казахского народа. Особенно шквал критики обрушился на Всеволода Иванова и Виктора Шкловского: «Всеволод Иванов много пишет из жизни азиатских народностей. Но в его тоне, особенно в тоне его ранних произведений, проступает барское отношение к малым народностям. Он иногда рисует героя малых народностей наивным, а иногда и идиотом. Он иногда даже географии не знает, он не знает, где находится Казахстан, и кто такие казахи».
20. «Сакен, во-первых, был человеком, который не знал, что такое ложь. У него было много и друзей, и врагов. Никто из них ни тогда, ни сейчас не должны говорить, что видели или слышали, что Сакен говорит неправду. Сакен был человеком слова, и всегда исполнял обещанное. Он не был двуличным», - так писал его близкий друг Сабит Муканов.