Н. Назарбаев: Мы искали свой путь, это было трудное время
17.12.2016 1968
В сложное для народа время Нурсултан Назарбаев взял на себя все бремя ответственности и сумел вывести страну из кризиса и создать в Казахстане фундамент рыночной экономики

Наследство советской эпохи, полученное Нурсултаном Назарбаевым, по прогнозам западных экспертов, не вызывало оптимизма в дальнейшем развитии страны. Социальное обустройство Казахстана по многим параметрам уступало развитым государствам мира, его можно было сравнивать лишь с развивающимися странами «третьего мира». Крах Советского Союза, сопровождавшийся гражданскими беспорядками в стране, болезненным экономическим кризисом, стал тем катализатором, который мог привести к необратимым последствиям в судьбе народа Казахстана. Необходимость дальнейшего развития Казахстана требовала незамедлительных действий со стороны Нурсултана Назарбаева. Было принято решение начать с экономических преобразований, от решения которых зависела судьба целой страны. Страна все глубже опускалась в пучину экономического хаоса.

Развал социалистической системы вызвал разрыв производственно-хозяйственных связей между бывшими республиками и крушение единой финансовой системы государства. Постепенно разрушающиеся экономические связи с соседними республиками в 1991 году привели к небывалым размерам безработицы, гиперинфляции, массовой миграции населения за пределы республики. В 1991 году Казахстан затронул глубокий структурный кризис: падение производства на 50-60%; галопирующая инфляция, кризис неплатежей и зависимость национальной экономики от иностранного капитала, увеличение доли импортных товаров, высокий уровень бедности (70% населения находилось ниже ее черты). Страна стояла на краю пропасти.

Первые годы независимости сам Нурсултан Назарбаев называл «временем выживания». В этот период Казахстан столкнулся с целым рядом вызовов и угроз. «Мы тогда выживали, мы искали свой путь, это было трудное время», - впоследствии писал об этом этапе в своей жизни и жизни всей страны Нурсултан Назарбаев.

«Мы, государство, должны вам помогать, потому что мы хотим. Мы заинтересованы создать условия для этого. Вот вы, скажите, вы со мной или вы против меня? Возврата к старому не будет. Но как это можно сделать? Я не знаю. Я даже не знаю, что мы строим. Я хочу, чтобы мы построили социальную рыночную экономику. В чем заключается социальность этого рынка? Разрыв самым низко оплачиваемым и самым высокооплачиваемым должен быть как можно меньше. Защищать мало зарабатывающих, снимать налогами от больших доходов и обеспечивать население малоимущих, или малозарабатывающих, чтобы он спокойно пережил этот рынок», - заявил Нурсултан Назарбаев перед аудиторией. Выступая без заготовленных речей перед населением, Нурсултан Назарбаев искренне говорил о том, что его заботило, беспокоило.

«Я постоянно обучался. Я как бы заново получил образование, пришлось сесть и читать книги по рыночной экономике, финансам, прослушал новый университетский курс, изучал банковскую систему, экономику, политику, демократию, свободу слова, потому что я получил образование совсем в других условиях», – вспоминал позже Президент.

Президент начал активно изучать английский язык, который способствовал налаживанию общения с западными политиками, общественными деятелями и бизнес-элитой. В то же время Нурсултан Назарбаев подобрал себе целую когорту молодых управленцев для последующей работы. В период с 1991 по 1995 годы в Аппарат Администрации Президента и Правительства республики пришли толковые грамотные профессионалы: Касым-Жомарт Токаев, Ораз Джандосов, Махмуд Касымбеков, Марат Тажин, Алтынбек Сарсенбаев, Мухтар Кул-Мухаммед и другие. Было заметно, как много молодых людей пришли во власть, в депутатский корпус. Но мало было просто подобрать молодых управленцев, их надо было еще воспитывать и обучать азам современного менеджмента. Поэтому, в тот период были налажены новые программы обучения молодых управленцев через «Айрес» и другие зарубежные фонды в развитых странах мира.

Нужно было бороться с консерватизмом устоявшейся хозяйственной практики и инерцией мышления общества. Первым шагом в преодолении косного мышления стало заявление Нурсултана Назарбаева о сокращении доли государственной собственности до 30-40%. Для достижения поставленных экономических целей были использованы косвенные методы регулирования экономики при реализации соответствующих бюджетной, налоговой, денежно-кредитной и социальной политик. Этот шаг в свое время вызвал много дискуссий в обществе. Особенно со стороны тех, кто мыслил старыми представлениями. Но без решения этих задач страна не смогла бы преодолеть инфляцию и бюджетный дефицит, привлечь и эффективно использовать иностранные инвестиции для развития и подъема экономики. Началась широкомасштабная приватизация.

Ответственность за проведение приватизации государственной собственности Президент страны взял на себя. «Ответственность за принятие решения о переходе такого Рубикона, безусловно, должна была лежать на Главе государства. Это было ясно тогда, это понятно и теперь. И мне пришлось принять всю полноту такой ответственности», – вспоминал впоследствии Президент Казахстана.

22 июня 1991 года был принят Закон «О разгосударствлении и приватизации».

Многие помнят 90-е годы. В обществе была неопределенность. Прежде государство, казавшееся несокрушимым, страна, занимавшая 1/6 часть обитаемой суши Земли, разрушилась на глазах. Идеологические шоры, державшие людей не одно десятилетие в «ежовых рукавицах», лишились своей подпитки. Старшее поколение, выросшее и получившее образование во время Советского Союза, как бы теряло опору и не знало, куда теперь двигаться. Людьми овладели отчаяние и тревога. В эти годы были нередкими перебои с подачей электроэнергии, природного газа. Города, села и аулы вечерами погружались во мрак. Тысячи писем, полные боли, приходили в органы управления городов и областей, в редакции газет, на телевидение. В Алматы, Караганде, Усть-Каменогорске каждый день проходили многотысячные митинги. Состав и предъявляемые требования митингующих были самые разные: от самых радикальных до требований выдачи зарплаты. В Усть-Каменогорске пенсионеры перекрыли дорожное движение, требуя повышения зарплаты. Задержки по зарплате, дефицит продуктов питания и одежды породили у определенной части населения ностальгию по советским временам. Многие политики заговорили о необходимости наведения порядка «железной рукой». В качестве примера приводили деятельность Иосифа Сталина и даже требовали возврата к старым тоталитарным методам работы с населением.

И только терпение и высокая политическая культура народа Казахстана позволили пережить этот сложнейший период. Люди с надеждой припадали к экранам телевизоров, когда выступал Президент молодого государства Нурсултан Назарбаев. Они ловили каждое слово выступающего, который разъяснял населению причины возникновения кризиса, убеждал в его спаде, рассказывал о действиях правительства в этих условиях, призывал к спокойствию и выдержке.

Глубокое противостояние между парламентом и правительством Сергея Терещенко стало следствием продолжающегося общего кризиса в стране. Президент верил, что после передачи основных объектов в частную собственность автоматически процесс пойдет сам собой, по инициативе «снизу». Но этого не произошло. Причина заключалась в отсутствии должного регулирования и контроля «сверху», а также отсутствия широкого освещения приватизации в средствах массовой информации. Кроме того, свою роль сыграло и определенное сопротивление бюрократических, чиновничьих кругов, не желавших прозрачного введения процесса приватизации на местах.

В процессе приватизации был задействован не только промышленный сегмент экономики, но и сельскохозяйственный сектор. Ситуация с сельским хозяйством была настолько чрезвычайной, что Нурсултан Назарбаев почти еженедельно выслушивал отчеты руководителей областей. С присущей ему скрупулезностью он вникал во все обсуждаемые проблемы. Высказывал свою точку зрения, останавливал тех докладчиков, которые пытались показывать только хорошие достижения области, при этом обходить стороной острые углы. На корню пресекая пустословие, он требовал от докладчиков четких фактов, причин отставаний отрасли, мер по стабилизации ситуации. В течение всех совещаний задавал конкретные вопросы и требовал четкого ответа от исполнителей.

21 февраля 1995 года на одном из таких совещаний он, слушая отчет администрации Кокчетавской области, остался неудовлетворен состоянием дел в области. Это не удивительно. В области наблюдался спад промышленного производства на 28%, что составляло 51% освоения капитальных вложений областью. В сельском хозяйстве продолжалось снижение объемов производства, реализации продукции и сокращение численности поголовья всех видов скота, птиц. Из 200 сельских хозяйств две трети оказались убыточными. Сельхозпроизводители практически лишились оборотных средств. В области наступил платежный кризис. С приближением весны ситуация могла вообще выйти из-под контроля. Выданные кредиты по соответствующим решениям Правительства еще в 1992 году на весенние полевые работы предприятию «Казхлебпродукт» до сего момента не были возвращены Агропромбанку в сумме 251 млн. тенге. И вообще было непонятно, когда область начнет самоокупаться. Отсутствие химических удобрений, горюче-смазочных материалов, запасных частей для сельхозтехники на новый год, вызывало большие опасения – сможет ли администрация области справиться с таким наплывом проблем?

Обращаясь к ответственному за этот участок работнику акимата Кызыру Ибраеву, Нурсултан Назарбаев задал конкретные вопросы: «Что вы должны были сделать по новой приватизации? Что вы должны были сделать по массовой, что в сельском хозяйстве, что в промышленности? Как ты выполняешь? Я понимаю, идет общий кризис, всем тяжело, кругом. Невозвратных денег набрали столько, как только будешь отдавать, непонятно. В государственных руках держите все сельское хозяйство, как раз в государственном секторе идет падеж больше, чем в приватизированном сельском хозяйстве. Я считаю, что надо поднимать сельское хозяйство, надо сейчас об этом говорить».

Этот небольшой сюжет показывает, что Нурсултан Назарбаев, представляющий масштаб экономического кризиса в рамках всего государства, разъяснял в регионах суть частного предпринимательства, которое могло решить задачу, связанную с падежом скота и увеличением зерновых культур в сельском хозяйстве. Такой административный подход позволил к 1995 году приватизировать 84% госсельхозпредприятий, на базе которых было создано около 3300 сельскохозяйственных формирований, в том числе коллективных, малых предприятий, акционерных обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств и так далее.

В эти годы нередко приходилось слышать и такое, что путем приватизации разваливается сельское хозяйство, идет отток жителей села в города, что необходимо прекратить начатое реформирование на селе. Те, кто это говорил, не знали или не хотели знать, что сталинская коллективизация в Казахстане, проведенная в 1928-1933 годы, несмотря на огромные жертвы, голод, не смогла решить продовольственную проблему вплоть до распада Советского Союза. Колхозы и совхозы, за редким исключением, являлись убыточными.

В этой ситуации, уже в новых условиях, необходимо было срочно переходить на новые отношения, которые были апробированы во всех развитых странах мира – передать в частные руки землю, скот сельскохозяйственным ячейкам. Другого пути просто уже не было.

Арман СУЛЕЙМЕНОВ

Использованы материалы из книги: Аяган Б., Ауанасова А. Нурсултан Назарбаев: человек у власти. – Алматы: Литера-М, 2015.