Роль Великой Степи как моста между восточной и западной цивилизациями была признана в XVIII-XIX вв. Сегодня укрепляется понимание, что центральная Евразия была также богатейшим источником культуры и инноваций для оседлых народов. В 2021 г. в Центре сближения культур под эгидой ЮНЕСКО (г.Алматы) автор предложил новую область междисциплинарных исследований: морально-нравственные ценности цивилизации Великой Степи, сердцем которой была Независимая Кассакия (Independent Kassaki), и современное цифровое общество.
Основные добродетели (прото)тюрков - это честь (ар), справедливость, солидарность. Они обеспечивали эффективность и стабильность правления полукочевых империй в периферийных Китае, Руси, Персии, Индии, Египте, Европе – наравне с военной мощью. Исследования и корректная интерпретация данных о Независимой Тартарии покажут, что она была в центре международных отношений и прогресса. В статье приводятся некоторые новые сведения по указанным аспектам.
АРмысыздар! Этим традиционным приветствием в Казахстане обмениваются сограждане, с него начинают свои передачи телеведущие. Оно переводится в виде жизненно важного для наших предков обращения-вопроса: «Честен ли ты человек, не сделал ты что-то порочащее свой народ, родину?» Ответ на него тоже содержит вопрос: «Бармы сыз?» «Являешься ты сам честным человеком?»
В популярном советском фильме белогвардейские офицеры лихо щелкали каблуками и восклицали: «Честь имею!» Мало кто осознавал тюркское происхождение и смысл этого выражения. Согласно словарю Махмуда Кашгари 11-го века, слово «ар» у тюрков означает «честь», «совесть», «достоинство». Кристаллизация этих качеств происходила на протяжении веков истории тюркской военно-аристократической знати.
Фрэнсис Фукуяма объявил неизбежность «универсализации морально-нравственных принципов» под либеральную демократию Запада. Ему возразил его известный соотечественник, политолог Сэмюэль Хантингтон: «История не окончилась. Мир не един. Цивилизации объединяют и разъединяют человечество. В конечном счете, людям особенно важны не экономические интересы или политическая идеология. Вера и семья, кровь и предания (выделено мною - А.Т.) - вот с чем идентифицируют себя люди и вот ради чего они будут сражаться и умирать».
С.Хантингтон оказался прав: сегодня война и геополитическое противостояние происходят из-за различий, настоящих и мнимых, между ценностями. Феномен исторического «нео-невежества» и фальсификаций общего цивилизационного наследия народов вышел на передний план.
Многих удивляет растущий массив информации о Тартарии, огромной по размерам – больше бывшего Советского Союза и Российской Федерации, и многообразной по религиозно-этническому составу империи. Это было гармоничное, толерантное сообщество ханств, царств, княжеств. Кто и почему скрывал данный феномен; каким образом удавалось искажать и уничтожать в таких масштабах исторические артефакты и информацию на протяжении сотен лет? Ответив на подобные вопросы, мы узнаем об этой удивительной «цивилизации, которая объединяла».
Также увидим преемственность добродетелей народов Евразии, которая прервалась в XVI-XVII веках, с возникновением и экспансией империй капиталистического типа. В «темные» средние века Европы великие Аль-Фараби и Авиценна исследовали на Востоке связь между душой, моральными качествами гражданина и правителя с одной стороны, и здоровьем, благосостоянием общества – с другой. Средневековая концепция «Круг Справедливости» обуславливала эффективность управления государством: если армия ощущает поддержку граждан и правителя, она уверенно идет в военные походы и защищает Родину; в свою очередь, если отношение правителя к подданным справедливое – в виде налогов - граждане отвечают более продуктивным трудом, поддерживая через налоги армию, государство, в целом и, соответственно, легитимность правителя. Гармоничная взаимосвязь дорелигиозных мировоззрений и общественно-родовых отношений была свойственна народам Евразии (одним из редких современных исследователей в данной сфере был историк А.Пыжиков). Знаменитый социолог, этнограф Клод-Стросс Кан отмечал, что родовое, семейное ядро – это важнейший элемент не только далекого прошлого, но и будущего.
«Эпоха постправды», в которой мы живем, характеризуется подменой нравственных понятий и тотальной несправедливостью. Современные супердержава-империя и «недо»-империяпо-разному реагируют на, соответственно, угасающее и утерянное величие.
Сегодня циничные нео-имперские устремления и мировоззрение напоминают об упадке и увядании других современных империй, Соединенных Штатов и СССР. Итог известен: советский режим развалился, а распад второго спрогнозировал 15 лет назад сам Генеральный инспектор США. Он сравнил признаки деградации, в первую очередь моральной, а также ветшающую инфраструктуру и затяжные войны Америки за ее пределами, с точно такими же признаками упадка Римской империи.
Окончание конфронтации двух лагерей сначала привела к духовному вакууму в постсоветском пространстве. Он быстро заполнился уродливым гибридом идеологий: из остатков «суррогатного коммунизма» и беспрецедентно несправедливого и такого же тоталитарного неолиберализма. Сегодня центры силы пытаются доказать свое мнимое цивилизационное превосходство по-старому: «культурой войны», в т.ч. физическими и информационными орудиями и методами разрушения.
Естественной альтернативой последней является «культура мира». В дебатах о гуманитарной основе нового мирового порядка должны быть услышаны просвещенные голоса «сообщества совестливых» (об этом ниже) – настоящей интеллигенции. Они заставят политиков принимать справедливые решения в пользу населения, а не «элиты» из клептократов. Для определенного оптимизма есть основания. Глобальный кризис доверия вызван нравственной и моральной коррупцией властей, в том числе, на постсоветском пространстве. С другой стороны, кризис вызывает общественный спрос на эгалитарные ценности. Наконец, феномен влиятельности социальных сетей усиливает тенденцию на сдвиг власти по горизонтали, на местные уровни и в пользу гражданских инициатив. Возникают задача и возможности формирования ценностей информационного общества.
АРкаим (от каз. ар - честь, кауым - общество) – честное, справедливое общество.
От северо-западной части Монголии до Европы тянется Евразийский пояс лесостепи. На стыке двух российских и одной казахстанской областей на южном Урале, находится историко-археологический комплекс бронзового века Аркаим. Многие россияне, буквально, поклоняются этому памятнику уникальной цивилизации. В первую очередь, потому что считают Аркаим славянским, а значит - «русским». Однако, скифы-арии, ар-гунны и другие полукочевые племена - искусные лучники, жившие в юртах, и употреблявших в пищу конину и кумыс, вряд ли объединялись по этнической принадлежности. Они образовали «Сообщество справедливых», что отразилось в названии Аркаим (Ар кауым).
КультуРА «солнечных людей» и единобожие (RA– древнеегипетский бог Солнца). Культ Солнца-Добра зародился на казахской земле еще более трех тысяч лет назад.
Под г. Алматы, в урочище Тамгалы есть уникальные наскальные изображения«солнцеголовых» (солярный знак вместо головы, напоминающий «шлем от скафандра»), включая целый «пантеон» - группу из восьми таких людей. Через сотни и тысячи лет, рядом с петроглифами на тех же скалах Тамгалы уйсуни, тюрки наносили свои рисунки – тамга (отсюда название урочища – Тамгалы). Культ Солнца отразился и в сакских/скифских шедеврах из золота, в уже восьми обнаруженных в Казахстане царских курганах-захоронениях. Эта преемственность передает не просто «поклонение небесной силе», а сакральное значение миссии прапрапредков тюркоязычных народов - служить Добру, которое олицетворяет Солнце, распространяя Добро-Знание во все стороны Света.
Историк и теоретик Евразийства Г.В. Вернадский писал: «Гунны предотвратили возможность германизации анто-славян». Другими словами, предки тюрков в 4-5 веках спасли от уничтожения предков русских (включение этого научного факта в школьные учебники РФ могло бы укрепить взаимоуважение народов). Но почему гунны защитили антов-славян, переселив их племена с Балкан на нынешнюю территорию России? Учитывая созданный имидж «кровожадных кочевников», большинство ученых не рассматривают действия гуннов как проявление благородства.
Однако, сохранилось описание Приском Панийским «короля гуннов»: «будучи щедрым по отношению к своим людям и гостям, сам Аттила, спокойный и нежный со своими близкими и родными, он был способен на милость по отношению к пленникам и врагам». Рассказ Приска об исповеди грека, освобожденного из рабства его хозяином-гунном, также говорит сам за себя: «Он считал свою новую жизнь среди скифов (как они называли гуннов) лучше прежней, среди римлян, а объяснения, которые он привел, были следующими: «После войны скифы ведут спокойную, размеренную жизнь, наслаждаясь тем, что у них есть, и почти никого не трогают». Это контрастировало с ситуацией, с которой греческий беглец сталкивался в Римской империи - с ее «высокими налогами, коррумпированной властью, несправедливостью и дороговизной правовой системы».
От хана Г(К)зака в «Слове о полку Игореве» к Qazaq
Византийский император Константин Багрянородный (Порфирогенет) в 42-й главе его «Об управлении Империей в X веке упоминает: «Выше Зихии лежит страна, именуемая Папагия, выше страны Папагии – страна по названию Касахия, выше Касахии находятся Кавказские горы…» Немецкий ученый Юлиус Клапрот (1822): «Папагия — это страна черкесов, которые жили на южном склоне Кавказа... Еще и сейчас у кабардинцев есть дворянский род, носящий имя Бабаги». Далее продолжает: «Затем следует Казахия, или внутренняя страна восточных черкесов (мой друг из казахского рода черкеш – А.Т.), которых осетины еще и сегодня называют казахами (kasakh), а мингрелы — казаками (kasak)». Тебу де Мариньи (1818 г.): «Осетины и мингрелы называют черкесов «кезехи» или «казахи», что напоминает об употреблявшемся византийскими историками названии «Казахия». В XVIII веке казахи упоминаются между Тифлисом и Гянджой, Карабахе и на территории современной Армении. Французский путешественник Жан Шарден отмечает, также как и Эль-Нувейдин, и Шемседдин Димашги, что эти казахи: «происходят от живущих на северо-востоке Каспия казацских племен».
Известный русский антрополог, этнограф А. Левшин: «Слово кайсак, или «касак» есть испорченное имя «казак», которого древность, как уверяют некоторые восточные писатели, восходит далее Рождества Христова...название казак, перешедшее в средних веках и ко многим отраслям русского племени, принадлежит киргиз-кайсакским ордам с начала их существования, и что они себя доныне иначе не называют, как казаками (казак). Под сим же именем известны они персиянам, бухарцам, хивинцам и прочим Народам Азии. Китайцы, смягчая начальную букву к говорят хасаки. До XVIII столетия и в России не знали киргиз-кайсаков, но именовали их казаками, Казачьею ордою [В «Истории государства Российского», т. IX. Прим. 646, сказано Орда киргиз-кайсаков называется в делах ногайских обыкновенно казачею. То же видно и из летописей.]
Джу-Юп Ли (Joo-Yup Lee, PhD, Университет Торонто) опубликовал интересную работу «Казаклык» (Qazaqlïq), об образе жизни и социальном феномене «казачества», объединявшем, в частности, казахов, узбеков, донских казаков.
Этот набор моральных, нравственных принципов мощно влиял на изменение и формирование добродетелей народов на периферии Вольной Казакии/Тартарии (Independent Kassaki/Tartary) – в Руси, Персии, Китае, Европе.
Для предков казахов во многом смыслом жизни было оставаться честным и достойным человеком. Только общество честных людей может подняться на более высокий уровень цивилизации. Аргыны (аргуны) – крупнейшее племя казахов. В стране сотни населенных пунктов топонимов и гидронимов, содержащих «ар» (Арысь, Сары-Арка, Аркалык). Такие же названия есть и на Кавказе. Ярлык крымского хана Девлет Гирея Аргинскому князю: «Девлет Гирей-хан. Слово мое. Владельцу этого ханского ярлыка, приносящего счастье, гордости достопочтенных эмиров — Аргинскому бею Ягмурчи-хаджи».
Воинская отвага, честность и лояльность тюрков привлекали также московских князей, которые «очень скоро поладили с тюрками (татарами) и начали при их помощи «собирать русскую землю» [Илья Березин, 1818-1896 гг). Не только московские, но и киевские, черниговские, новгородские, переяславские князья усиливали свою власть в 11-12 веках за счет тюркской армии и родственников. Таким же образом усиливали свою власть Александр Невский в 13 веке и Василий Темный в 15 веке. Партизан Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов восхищался военными навыками, храбростью и честью киргиз-кайсаков. Неудивительно, что сотни фамилий-семей военной аристократии и дворянства России имели тартарские/кипчакские/тюркские корни.
На штандартах многих тюркских племен изображено тотемное животное - Небесный волк (Кок борi). Почему? Волк – единственный зверь, который, попав в капкан, отгрызает себе лапу, для него невыносим позор унижения. Можно сказать, что и для волка мужество и честь превыше всего.
Султан Бейбарс, великий правитель султаната Египта/Сирии из тюркского племени «Берш», и его кипчаки-мамлюки представляли мировой феномен непревзойденных воинских и управленческих качеств. Создали беспрецедентную систему, в которой к власти приходят благодаря достойным поступкам, талантам и авторитету, а не династийно (меритократия, букв. «власть достойных», от лат. meritus «достойный» + др.-греч. κράτος «власть, правление»).
Казахи, киргизы, некоторые другие тюрки – одни из очень немногих народов мира, которые строго придерживались принципа «семи колен» («жеті ата»), «благородного происхождения и поведения» («тектілік»). В этом была их «преданность высокой социальной миссии и преемственности принципа «благородного мужа», человека высоких моральных качеств, чести и достоинства».
Иго (каз. игi - «благо») Золотой Орды и фейки советской науки
В России на раскопках городищ золотоордынского периода археологи обнаруживают перстни воинов с надписью на арабском языке - «Твоя цель добро». Это неудивительно: согласно «Яссе» Чингисхана все религии, народы и культуры были равны. Поэтому ярлыки в Алтын Орде выдавались не только на княжение, но и русскому духовенству.
Главная фальсификация советской и западной историографии – это, так называемая, Монгольская империя, большинство которой составляли тюрки, включая правящую элиту. Так, при переводе труда «Сборник летописей» Рашид-ад-Дина (РАН, 1952), согласно признанию самого редактора издания Петрушевского И.П., везде где в тексте встречались слова «тюрок», «тюркское племя», «могул» и подобные, они заменялись на слова «монгол», «монгольское племя» и др. Или добавлялись такие комментарии в скобках, которые наводят мысли читателя только на монголов. В свою очередь, в русском переводе оригинальное название книги Абулгази Баядур-Хана «Shedjre-i-Turki» ( «Родословное древо тюрок», 1660-1663) дается как «Генеалогия татар». То есть, даже слова «тюрок» (а также «таРтар») подменяется то на «монгол», то на «татар», что еще больше путает читателя.
Подобные манипуляции произведены и над важнейшим историографическом документом - здесь уместна оговорка - «так называемом», «Сокровенном сказании монгол». В версии Википедии на русском языке даются несколько вариантов перевода названия «Сказания», и во всех присутствует слово «монгол». Однако, в оригинальном названии манускрипта - «Юань-чао би-ши», слова «монгол» даже нет (!), зато есть название династии Юань, основанной тюрками.
Требуется также изучить и зафиксировать время появления в монгольском и других языках таких слов как «хан», «курултай» и множества других тюркских слов, включая топонимы и гидронимы.
«Величайшие и справедливые правители человечества»
Согласно одному из британских авторов, «справедливость и эффективность тюркского правления в династии Юань вызывали не просто одобрение, а восхищение у подданных китайцев, особенно, в сравнении с предыдущим правлением китайских мандаринов - деспотов и коррумпированных чиновников». П.Д’Орлеан так описывает двух тюркских правителей Китая: «во время завоеваний они сохраняли баланс: владея мечом, они, казалось, набирают себе субъектов только для того, чтобы дать счастье как можно большему количеству людей. Величественные, но без гордости, строгие, но не излишне, четко соблюдающие законы».
Герман Кейзерлинг, путешественник и философ, находясь в 1911 г. в Индии, написал об Империи мугалов: «Это были величайшие правители, когда-либо рожденные человечеством. Они сочетали в себе многочисленные и разнообразные таланты. Они были людьми действия, рафинированными дипломатами и опытными знатоками человеческой психики. И, в то же время - эстетами и мечтателями». «Такой превосходный синтез человеческих качеств не был присущ ни одному из европейских королей».
Семь ценностей Великой Степи («Жетi Казына»): мужественность/честь; умная и красивая жена; всесторонние знания; преданный пес породы тазы; быстроногий скакун; хорошее ружье; охотничий беркут.
Как видим, предки казахов всегда создавали систему «власти достойных правителей», которые будут заботиться о сохранении духовных ценностей и блага людей.
В этой связи, в контексте дискурса о «цивилизации и варварстве» представляет интерес книга «Приволжские Помпеи» русского археолога Франц Боллада. Он пишет о варварском разрушении городов Золотой Орды в 1911- 1913 гг. содержателем постоялого двора в Дубовке Артемьевым и русскими крестьянами: «…здесь происходили хищнические раскопки, т.к. на широких началах была организована добыча костей для костемольного завода и кирпича из развалин древнего города для построек в посаде. В течение одного месяца с городища было вывезено до 16 тысяч пудов костей (262 тысячи килограмм; средний вес костей человека в могиле 2.4 кг, т.е. разорено более 104 тыс. тюркских могил – А.Т.). Подобная участь была у хазарского Саркел, других древних городов на территории Казахстана: Сарайчика, Кзыл-Жар (ныне Петропавловск, на раскопках в 2019 г. найдены остатки кирпичных стен, зданий времен Золотой Орды) и др. Кирпичи и другие материалы с городищ пошли на строительство крепостей-фортов «Горький линии» (границы по периметру вдоль казахских земель, которая регулярно отодвигалась вглубь степи). Это важно учитывать, изучая, в том числе, историю и судьбу города Кенгир-Тура в Восточном Казахстане, который, согласно «Исторического атласа Китая» (VIII т.), существовал под таким именем до 1757 г., а затем был переименован в Усть-Каменогорск.
ЮНЕСКО объявила Человеком первого тысячелетия Аттилу, второго – Чингисхана. Если на то будет воля Всевышнего, то тюркский мир сможет дать человечеству достойного сына или дочь, также способных создать справедливое сообщество различных народов, и в следующем тысячелетии. Сегодня, к сожалению, многих казахов и других тюрков нельзя назвать даже тенями великих предков. Но когда-нибудь они смогут произносить, не как дань традиции, а с чистым сердцем и полным основанием, философский и жизненно-важный вопрос-приветствие «Армысыздар!».
Выводы:
1.Социально-культурная «осознанная взаимозависимость» (О.Сулейменов) будет определять формирование новых государств-обществ и мирового порядка. Экономические, политические, технологические критерии вторичны, в сравнении с общими цивилизационными ценностями.
2. Эти ценности требуется активнее (вос)создавать и защищать от непрекращающихся фальсификаций.
3. Необходимо восстанавливать и распространять доброе имя и позиции тюркского мира. Создавать для этого новые и развивать существующие научные дискурсы.
• Колонизаторы, создавая негативный имидж кочевника, переносили на последних – то есть, на «Другого», свойственную им самим агрессивность, алчность и коварство, оправдывали захват чужих земель. Ряд современных ученых поддерживают указанный стереотип с позиций европо-, сино-, русо-, и ираноцентризма, не воспринимая факты разрушения и присваивания империями материальных и нематериальных памятников тюркской цивилизации, в первую очередь, Великой Степи.
• Пассионарные импульсы, распространявшие единобожие, духовность, развитие письменности, инновации, торговлю, дипломатию исходили из сердца Центральной Евразии - Вольной Тартарии/Кассакии на ее периферию - в Персию, Китай, Европу, Русь. Растущее количество подтверждающих артефактов и исторических данных будут менять местами «цивилизаторов и цивилизуемых».
4. В рамках Национального Курултая можно бы создать общество «Ар кауым». Авторитетные ученые, мыслители, общественные деятели могли бы вырабатывать предложения по продвижению культуры мира.
5. Укрепление обороноспособности, защита территориальной целостности и суверенитета Казахстана зависит от «людей пера» - ученых, в целом интеллигенции, не меньше, а в чем-то и больше чем от «людей меча».
Аскар Сагиевич ТАЖИЕВ,
Полномочный представитель РК в Комиссии по экономическим вопросам
Экономического Совета СНГ
Список литературы
Huntington, S. 1993. The Clash of Civilizations? Foreign Affairs June URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/united-states/1993-06-01/clash-ci- vilizationDarling Linda T. //Social Cohesion ("'Asabiyya") and Justice in the Late Medieval Middle East// Comparative Studies in Society and History, Vol. 49, No. 2 (Apr., 2007), pp. 329-357Сурков В. «Куда делся хаос? Распаковка стабильности»
https://actualcomment.ru/kuda-delsya-khaos-raspakovka-stabilnosti-2111201336.html «Туманное будущее похабного мира»,
https://actualcomment.ru/tumannoe-budushchee-pokhabnogo-mira-2202150925.htmlВернадский В., Древняя Русь. 1943.- с.370Priscus. Fragment 8. Fragmenta Historicorum Graecorum, Priscus at the Court of Attila. N. p. URL: https://people.ucalgary.ca/~vandersp/Courses/texts/ prisfr8.html«Казахи Кавказа — воины-батыры, или наемники. Или, какое влияние оказали ранние казахи на формирование народов. Кавказа».
https://altyn-orda.kz/kazahi-kavkaza-voiny-batyry-ili-naemniki-ili-epeon-vliyanie-okazali-rannie-kazahi-na-formirovanie-narodov-kavkaza/Joo-Yup Lee, The Political Vagabondage of the Chinggisid and Timurid Contenders to the Throne and Others in Post-Mongol Central Asia and the Qipchaq Steppe: A Comprehensive Study of Qazaqlïq, or the Qazaq Way of Life, Central Asiatic Journal, 60 (2017) 1/2Сичаева Г.А., Источниковедческий аспект в изучении истории крымскотатарской аристократии периода Крымского ханства,
https://cyberleninka.ru/article/n/istochnikovedcheskiy-aspekt-v-izuchenii-istorii-krymskotatarskoy-aristokratii-perioda-krymskogo-hanstva«Казахстан сумел сохранить выдающиеся образцы национальной традиции меритократии»,
https://www.zakon.kz/5021146-kazahstan-sumel-sohranit.htmlРашид-ад-Дин Генеалогия тюрок РАН. 1952d'Orleans Père, «History of the Tartar Conquerors who subdued China».1688Боллад Ф., Приволжские Помпеи.1923.- с.37