О празднике Курбан айт
20.07.2021 2664

Традиционно Курбан айт (на арабском - Ид аль-Адха, или «праздник жертвоприношения») отмечают спустя семьдесят дней после другого, не менее важного мусульманского праздника – Ораза айт. Курбан айт длится три дня, а в текущем 2021 году праздник выпадает на 20, 21 и 22 июля.

Во все времена наши предки почитали праздник «Курбан айт». Истоки этого праздника восходит к сунне пророка Ибрагима и подробно описана в Коране. В день Ид аль-Адха мусульмане всего мира вспоминают как . Однажды во сне к пророку пришел ангел, заявивший, что по воле Аллаха Ибрахим должен принести в жертву собственного сына. Пророк подчинился приказу Всевышнего и уже был готов заколоть ребенка ножом, когда Всевышний сделал так, чтобы оружие не причинило вреда невинному мальчику. Оказалось, что Аллах решил таким способом испытать веру Ибрахима. В награду за пройденное испытание Всевышний явил пророку барана, которого тот принес в жертву вместо сына.

Портал Qazaqstan Tarihy поздравляет своих читателей с этим праздником и, вместе с тем, подробно расскажет о смысле жертвоприношения, о необходимости намерения, об особенностях при выборе животного и о времени, когда жертвоприношение должно быть совершено.


В чем смысл жертвоприношения?

В 92 аяте суры «Али Имран» Всевышний Аллах говорит о смысле жертвоприношения: «Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите». Богословы трактуют смысл данного аята как посредством пожертвования из самого ценного имущества, которое любо и дорого человеку, испытывается любовь к Всевышнему. Вместе с тем, важно понимать, что Всевышний Аллах не нуждается ни в мясе, ни в крови жертвенного животного. Об этом говорится в 37 аяте суры «Хадж»: «Ни мясо, ни кровь жертвенного животного не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность».

Поэтому здесь жертвоприношение - это форма поклонения, совершаемая в знак благодарности за бесчисленные блага, которые дарует нам Всевышний, и является искуплением за совершенные в течение года грехи. Что касается жертвенного мяса, то мусульманину следует раздать его своим детям, родственникам, соседям, беднякам, благодаря чему в обществе устанавливаются единство, сострадание, солидарность, братство и мир.

 

Каков хукм (мудрость, решение)жертвоприношения?

По ханафитскому мазхабу богатый, свободный мусульманин-муким (мусульманин, не являющийся путником) обязан совершать жертвоприношение во время Курбан айта.

Во 2 аяте суры «Аль-Каусар» Аллах приказывает: «Поэтому молись своему Господу и совершай жертвоприношение!». Богословы обращают внимание на повелительное наклонение в этом аяте, говоря, что то, что было обязательно для Пророка, обязательно и для его уммы. Также в 28 аяте суры «Аль-Хадж» сказано: «... и произносят имя Аллаха в установленные дни над жертвенными животными, которые Он дал им. Ешьте их сами и кормите несчастного (нуждающегося) бедняка». Когда сподвижники спросили пророка о смысле жертвоприношения, он ответил: «Курбан – это сунна нашего отца Ибрахима. Вы получите награду за каждый волос жертвенного животного».

Ученые фикха ханафитского мазхаба утверждают, что эта заповедь также применима к мусульманской умме, и считают жертвоприношение обязательным поклонением. В хадисе, переданном Абу Хурайрой, Пророк строго предупредил: «Тот, кто обладал достатком и не совершил жертвоприношение, пусть не приближается к нашим мечетям».

Между тем, согласно мнениям имама Юсуфа и имама Мухаммада, а также в маликитском и шафиитском мазхабах, жертвоприношение является сунной.  В качестве доказательства они цитируют следующий хадис: «Пророк сказал: «Если вы увидели новолуние месяца Зуль-хиджа и кто-то из вас хочет совершить жертвоприношение, то пусть не стрижет до курбана свои волосы и ногти».

 

Обязательно ли делать намерение на жертвоприношение?

Чтобы жертвоприношение было действительным, должны быть выполнены три условия: животное должно быть здоровым, жертвоприношение должно совершиться в праздничные дни и нужно сделать намерение.

Считается, что необходимости выражать намерения устно нет, что достаточно сделать его про себя.  Когда мусульманин покупает жертвенное животное, поручает кому-либо забить животное или забивает его сам, условие намерения на принесение в жертву  считается выполненным.

Тут следует указать на важность намерения в деле жертвоприношения:

1. Если забивающий скот забывает, что приносит жертвоприношение и забивает животное, то его намерение учитывается при покупке животного или пометке животного в качестве жертвы.

2. Если бедный человек покупает овцу с намерением пожертвовать ее, он будет обязан принести ее в жертву. Если купленное животное будет украдено или утеряно, то на нем не будет никаких обязательств. Если он не забьет животное, которое намеревался принести в жертву, и время  жертвоприношения прошло, то он обязан подать милостыню, подобно богатым людям.

3. Если жертва была принесена другим лицом без разрешения, жертва считается действительной. Ведь принимается во внимание, что владелец сначала купил животное с намерением принести в жертву.

4. Когда от одного до семи человек собираются совместно забить корову или верблюда, каждый из них должен иметь намерение принести в жертву. Если один из них имеет намерение лишь получить мясо, то жертвоприношение  ни одного участника не будет принято.

 

Какое животное приносится в жертву на Курбан айт?

Жертвенное животное должно быть здоровым и без изъянов.  Во-первых, это отражает искренние намерения  человека перед Творцом.  В то же время, когда человек  ищет здоровых животных для жертвоприношения, он уже совершает богослужение. Вообще, чтобы жертвоприношение было принято, шариат ставит следующие условия касательно жертвенного животного:

1. Приносить в жертву баранов, коз, крупнорогатый скот или верблюдов.

Дозволено закалывать  животных обоих полов. Лучше приносить в жертву мясистое животное, которое будет иметь хороший вкус. Овец и коз закалывают от имени одного человека.  Если человек закалывает двух овец, то получает саваб как за два жертвоприношения.  Верблюдов и крупный рогатый скот закалывают от имен от одного до семи человек.  Об этом свидетельствуют слова Джабира: «Вместе с Посланником Аллаха мы закололи верблюда в Худайбии от имени семи человек и одну крупнорогатую скотину от имени семи человек»

2. Приносить в жертву животное без изъяна

Недопустимо приносить в жертву слепое, одноглазое, сильно хромое, слишком худое, не имеющее зубов животное, а также животное, у которого отрезаны больше 1/3 части ушей или хвоста. Пророк сказал: «Животные со следующими изъянами не пригодны для жертвоприношений: с явным косоглазием, явной болезнью, сильно хромые и истощенные».

Животные без рогов, со сломанными рогами, проколотыми ушами могут быть принесены в жертву. Также дозволено забивать кастрированное животное. Если же выяснилось, что жертвенное животное имеет какие-либо недостатки, то его следует поменять на здоровое животное. Дозволено также приносить в жертву животное, если во  время забоя животному случайно выкололи глаз или сломали ногу.

3. Приносить в жертву животное определенного возраста

Овцам и козам должно быть не менее одного года.  Крупному рогатому скоту должно быть не менее двух лет, а верблюдам – ​​пять лет. По этому поводу Пророк сказал:  «Не закалывайте ни что иное, кроме как «мусинну». Только тогда, когда у вас возникли сложности, можете заколоть «джаза`а-овцу». Тут слово «Мусинна» обозначает категорию зрелого животного: для верблюда это пять лет, для крупнорогатого скота - два года, для овец - один год. Слово «Джаза`а» применяется к овцам, не достигшим годовалого возраста.

 

Какие действия являются желательными при совершении жертвоприношения?

1. Выбирать самое красивое и упитанное жертвенное животное. Лучше приносить в жертву корову, верблюдицу или кастрированного барана.

2. Владелец жертвенного животного должен сам заколоть животное или же доверить это опытному забойщику. Когда Пророк приносил жертву от имени своей дочери Фатимы, он попросил ее присутствовать на обряде, и  сказал ей, что как только будет пролита первая кровь жертвенного животного, все ее предыдущие грехи будут прощены.

3. Читать дуа при закалывании.

4. Жертвенное животное следует заколоть аккуратно, не пытая, и заранее приготовленным острым ножом. Нельзя забивать животное тупым ножом, а также не допускается сдирать шкуру сразу после забоя, пока животное не испустит дух.

 

Можно ли принести в жертву от имени покойного?

Дозволено совершать жертвоприношение от имени покойного. Однако тот, кто приносит в жертву, должен сначала совершить жертвоприношение от своего имени. Так, известно, что некогда Али приносил две жертвы: одну за себя, а другую за Пророка. Тем, кто спрашивал причину этого, он отвечал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел мне приносить жертву от его имени».

Любой, кто хочет принести жертву за умерших, должен сделать это в дни Курбан айта. Жертвенное мясо может оставить себе или раздать. Если жертвоприношение завещано умершим, наследники жертвенного животного не могут оставить себе мясо, а должны раздать бедным.

 

Можно ли совершить жертвоприношение через доверенное лицо?

Согласно шариату, один мусульманин может уполномочить другого мусульманина сделать что-то от своего имени, потому, что в некоторых случаях человек может быть не в состоянии что-либо сделать сам. Поэтому он может обратиться к кому-либо за помощью, то есть доверить дело другому человеку.

Доказательством этому является следующий хадис: «Посланник Аллаха дал Хакиму ибн Хизаму один динар и послал его купить жертвенное животное. Он купил его за динар, а потом продал за два, а потому купил другое животное за динар и принёс оставшийся динар. Пророк отдал этот динар в качестве милостыни и обратился к Всевышнему Аллаху с мольбой за него, чтобы Он сделал благодатной для него его торговлю».

 

Можно ли дать садака вместо совершения жертвоприношения?

По ханафитскому мазхабу жертвоприношение является обязательным для богатых, свободных, совершеннолетних и дееспособных людей, а также для тех, кто не находится в пути. 

Аллах говорит в Коране: «Поэтому молись своему Господу и совершай жертвоприношение». Посланник Аллаха сказал: «Если кто-либо, имея возможность, не совершил жертвоприношение, пусть не приближается к тому месту, где мы совершаем  молитву». В другом хадисе говорится: «Тот, кто совершил жертвоприношение до праздничной молитвы, пусть совершит его заново. А тот, кто еще не совершил, пусть принесёт жертву с именем Аллаха».

Не дозволено раздавать деньги жертвенного животного на садака, не совершив при этом обряд жертвоприношения в Курбан айт. Однако, если мусульманин не смог совершить жертвоприношение в дни Айта, то жертвенное животное он отдает как садака живым. Но если он уже забил животное, то мясо следует целиком раздать нуждающимся людям, не оставляя себе ни одной его части. Дело в том, что по истечению времени Айта обязанность принесения жертвоприношения спадает, и считается как садака. Если же животное еще не куплено, то дается садака в размере стоимости жертвенного животного.

 

В какое время совершается жертвоприношение?

Обряд жертвоприношения имеет свои определенные временные рамки. К примеру, животное, заколотое раньше времени, подобно жертве, которую забили для себя, поэтому оно не считается жертвоприношением. А если животное забито по истечении времени, то следует обязательно раздать все мясо в качестве садака, не оставляя себе.

Посланник Аллаха сказал: «В этот день (праздничный) сначала нам нужно совершить намаз, затем, вернувшись, произвести обряд жертвоприношения. Кто поступит таким образом, тот поступит в соответствии с нашей сунной. Кто заколет скот раньше, он всего лишь обеспечит свою семью мясом. О том, что это жертвоприношение, не может быть и речи».

Жертвоприношение начинается после Айт намаза в местах, где совершается Айт намаз, и после рассвета там, где праздничная молитва не совершается, и продолжается до захода солнца третьего дня Айта.

Если человек, живущий в городской местности, отправил свое жертвенное животное в деревню, где не совершается Айт намаз, то будет правильнее совершить жертвоприношение в этой деревне после рассвета. Это связано с тем, что учитывается место жертвоприношения, а не место жительства владельца жертвенного животного.

Если Айт намаз не проводится из-за сильного холода, паводковой воды, сильного снегопада или из-за других веских причин, то жертвенное животное забивают после окончания Айт намаза, то есть через час после восхода солнца.

Если же люди посчитали определенный день днем Айта, совершили Айт намаз и принесли жертву, а затем выяснилось, что это был день Арафа, то намаз и жертвоприношение будут действительны. А животное, принесенное в жертву перед Курбан айтом, при этом зная, что Курбан айт еще не наступил, будет считаться как садака. Это отражается в казахской традиции как «шектык».

Жертвоприношение может быть совершено днем ​​и ночью. Однако особенно похвальным считается принесение животного в жертву в первый день Курбан айта.