Казахстан и Центральная Азия: приоритетные направления сотрудничества
19.04.2021 2122

Прошло примерно три десятка лет как Центральная Азия приобрела статус региона. По историческим меркам это незначительный срок, но по насыщенности событий вмещает в себя целую эпоху. За это время Казахстан и центральноазиатские республики прошли вместе свой сложный исторический путь. Подробности, читайте в аналитическом материале Strategy2050.kz.

 



Со старта в независимость вектор становления суверенных государств оказался довольно разнонаправленным. И сейчас данный процесс развития представляет собой уникальный опыт. При этом, преодолевая как внутренние, так и общие региональные проблемы, центральноазиатские страны сумели сохранить между собой конструктивные отношения.

В этой связи в казахстанской внешней стратегии отношения с соседними республиками перманентно занимают приоритетное значение. Еще в декабре 1991 года Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заручился доверием ближайших соседей для выработки консолидированного ответа на известное Беловежское соглашение.

В то время, подписав Ашхабадское заявление, президенты пяти республик создали прецедент для бесконфликтного юридического оформления новых независимых государств на равноправной основе. С этой целью казахстанский лидер пригласил в Алматы всех руководителей уже постсоветских республик.

Вполне вероятно, что политические решения тех лет предотвратили самые худшие сценарии развития событий в условиях распада огромной сверхдержавы. Именно «азиатская пятерка» акцентировала внимание на том, чтобы в фундамент будущих отношений были заложены принципы равноправия всех наций и народностей, а также территориальной целостности и неприкосновенности границ.

Тем не менее центробежное движение стало охватывать ряд регионов бывшего Советского Союза, сопровождаясь порой вооруженными конфликтами. Так, большим испытанием для таджикского народа стала кровопролитная пятилетняя гражданская война.

Казахстан совместно с соседними странами принял самое активное участие в мирном урегулировании межтаджикского военного противостояния, а сводный казахстанский батальон в составе миротворческих сил СНГ на протяжении восьми лет выполнял правительственную задачу по охране таджикско-афганской границы.

 

Учитывая большие политические, экономические и социальные издержки как следствия дезинтеграционных процессов, объединительные мотивы между Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном с разным успехом продолжались все последующие годы.

Практически с момента независимости республики в разных составах опробовали различные институциональные формы по развитию взаимоотношений и преодолению всевозможных барьеров между собой. В 1993 г. на Ташкентской встрече лидеры центральноазиатских республик уже в полном составе приняли совместное коммюнике, направленное на укрепление равноправных и взаимовыгодных экономических и гуманитарных связей.

Ими было дано поручение своим правительствам проработать вопросы, связанные с ценовой политикой, развитием коммуникаций, обеспечением энергоносителями, проблемами Арала и Каспийского моря в интересах государств региона.

Однако с 2006 года, после ликвидации Организации Центрально-Азиатского Сотрудничества, тенденция к региональной кооперации заметно снизилась. По этому поводу, существуют различные мнения: существенные различия экономических моделей, рост национальных противоречий, внешнее вмешательство и т.д.

В свою очередь эксперт Российского совета по международным делам Андрей Казанцев выдвигает свою версию, считая, что масштабность интеграционных идей в Центральной Азии в период 1990 – начала 2000-х гг. не была подкреплена реальными экономическими инструментами [1].

В настоящий момент сотрудничество между пятью республиками вновь активизировалось. Проведенные рабочие встречи президентов Нур-Султане и Ташкенте вновь определили тенденцию к тесному региональному взаимодействию.


Так в рамках проведенных политических совещаний были озвучены основные актуальные направления развития пятистороннего сотрудничества, среди которых:

- водно-энергетическая сфера;

- обеспечение безопасности;

- торгово-экономические отношения;

- транзитно-транспортный потенциал;

- культурно-гуманитарные направления.

В целом центральноазиатский форум определяет на будущее новую геополитическую субъектность региона. Как заявил Елбасы Нурсултан Назарбаев отныне «проблемы Центральной Азии будем решать своими силами, без третьих лиц».

Сейчас такой формат взаимоотношений как никогда востребован. Регион имеет большой экономический потенциал и представляет собой важное связующее звено между крупными державами и политическими объединениями Европы и Азии.

Внешне он уже сформулирован как «С5» или «С5+». И как выразился узбекский политолог Кудратилла Рафиков такие форматы «должны стать для государств региона некой платформой (или моделью) сотрудничества как между собой, так и с внешним миром» [2].

Необходимо отметить, что намерения руководства центральноазиатских республик возобновить интеграционные процессы достаточно серьезные. Именно поэтому, учитывая масштабность и сложность предстоящих в перспективе задач, встречи на высшем уровне проводятся пока лишь в форме политических консультаций.

Однако в условиях современных кризисных явлений в мире консолидированная позиция пяти государств по комплексу внутренних, региональных и глобальных проблем представляет собой наиболее конструктивный подход.

Булат Аелбаев, 

главный эксперт КИСИ при Президенте РК


1. Казанцев А., Каженова А. Новый этап центральноазиатской интеграции. 3 декабря 2019 // Российский совет по международным делам (НП РСМД).

2. Быть ли Соединенным Штатам Евразии? Размышления узбекского политолога о региональной интеграции // «Review Центральная Азия». Приложение №22 от 09.02.2021, стр. 2