Во время научной командировки по государственной программе «Архив-2025» научные сотрудники Института истории и этнологии им. Ч.Валиханова нашли в Историческом архиве Омской области документ, связанный с новой трактовкой жизни и деятельности Казыбек бия
Между Историческим архивом Омской области и Институтом истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова сложились самые добрые отношения и активное сотрудничество по выявлению, обработке и публикации ранее не введенных в широкий научный оборот источников. В этом году уже выходит третий сборник уникальных архивных документов, подготовленный силами двух учреждений.
Благодаря реализации государственной программы «Архив-2025» и поддержке Комитета науки МОН РК стало возможным данная совместная археографическая работа.
И вот очередная архивная находка по итогам научной командировки 2019 года: она связана с новой трактовкой жизни и деятельности Казыбек бия и Бекболат бия (сына Казыбек бия – авт.) из Каракесекской волости:
28 октября 1775 года в своем рапорте командующий Ямышевской крепости (на территории нынешней Павлодарской области – авт.) капитан артиллерии М.Л. Лебеткин пишет командиру Сибирского корпуса генерал-поручику И.А. Деколонгу о приезде в данную крепость Торебатыр султана, который рассказал о создавшейся конфликтной ситуации между старшиной Каракисецкой волости Казыбек-бий и Бекбулатом – с одной стороны, и со старшим ханом Абылаем – с другой. Проблема не в конфликте (тогда один из сыновей хана был избит людьми Казыбек бия – авт.), так как они всегда имели место в жизни степного социума.
Мы хотим обратить внимание на один уникальный факт: автор рапорта открыто и ясно пишет, что в условиях октября 1775 года знаменитый Каздаусты Казыбек би все еще был жив, а не умер в 60-х годах этого же столетия, как это ошибочно и неверно трактуют практически все отечественные издания, энциклопедии, многотомники по отечественной истории, в том числе и «Википедия» и «Уикипедия» (1763, 1764, 1765, 1766, 1767 и т.д.). Вот выдержки из данного уникального документа:
«В Ямышеве, сего октября 25-го дня верноподданного и доброжелательного к российской стороне киргис-кайсацкой Средней орды старшины Батыря-Тюри Урманчина, исполняя ордер вашего высокопревосходительства, пущенной минувшаго сентября от 29 под № 459-м, а мною полученной 3-го числа сего месяца, о старшинах Каракисецкой волости Казыбеке-бии и Бикбулате, не имеют ли они с подвластными своими киргисцами намерения чинить нашим российским людям ныне по закрытии реки Иртыша шалости и воровство, посторонним и неприметным образом выведывать старался. И как только я у оного Батыря-Тюри велел спросить толмачю про тех каракисецких старшин: не знает ли он их, и ежель знает – где ныне они пребывание свое имеют? На что он тотчас ответствовал, что он их знает, и ныне-де они против Устькаменогорской находятца. Между тем сам проговорил, что-де сии старшины ныне с Облай-султаном в соре за то, что оные старшины в нынешнее прошедшее лето Облай-султанова сына высекли плетьми, якобы за причиненную им прежную обиду. За что-де Аблай-султан на них и злобствует….. Однако, наконец, он Батырь-Тюря, тех каракисецких старшин Казыбек-бия и Бикбулата не похваляет за то, что они дерско приступили облай-султанскова сына сечь, проговаривая между тем то, надобно-де их за таковую дерзность наказать, дабы они впредь смирняя были, и естли-де им в том повод дасца, то-де они по своей ветренности отважутца и других старшин, захватя, высечь…. И из них-де один, Казыбек-бий, слышел он, Батырь-Тюря, что нынешнею зиму пребывание свое иметь будет выше Семиярского фарпоста».
Какую информацию мы получаем из этой краткой выжимки документа? Во-первых, осенью 1775 года знаменитый би Каздаусты Казыбек был еще жив. Во-вторых, Казыбек би и его сын Бекбулат осенью 1775 года благополучно кочевали в районе Усть-Каменогорской крепости и зиму планировали провести в районе Семиярской крепости. В-третьих, между чингизидами в лице Абылая и простолюдинами имели место конфликтные ситуации, но избиение султанов простыми казахами категорически запрещалось степными законами. В-четвертых, что если учесть, что во многих изданиях отмечено, что Казыбек би родился в 1667 году, то получается, что ему на момент создания этого документа было 108 лет, что не совсем правдоподобно. Видимо, годы его жизни требуют тщательного и дополнительного исследования. Но пока, мы смело можем год кончины отметить, как «не ранее осени 1775 года», пока не нашли новые документы.
По материалам Исторического архива Омской области, фонд № 1 «Военно-походная канцелярия главного командира Сибирского корпуса»
Зиябек Кабульдинов,
и.о. директора Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова,
чл.-корр. НАН РК, доктор исторических наук, профессор