111 лет назад вышел в свет первый сборник великого Абая. Представляем Вашему вниманию шесть известных и неизвестных широкому кругу читателей фактов об этом сборнике.
Факт №1. Сборник вышел в свет в 1909 году. Работы по сбору произведений Абая в единый сборник были начаты вскоре после смерти Абая в 1904 году, однако впервые сборник был опубликован лишь в 1909 году.
Факт №2. Вопрос об опубликовании сборника Абая был поднят лидером нации Алиханом Букейханом. В 1905 году в издании «Семипалатинский листок» и в 1907 году в издании «Записки Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Русского географического общества» он опубликовал некролог по случаю кончины Абая. Также он дал указания потомкам Абая о сборе его произведений и подготовке к печати. В статье о смерти Какитая, опубликованной в газете «Қазақ» 18 января 1915 года, Алихан пишет: «В 1904 году в письме детям Абая я писал о необходимости издания сборника стихов поэта. В конце июля 1905 года Какитай приехал ко мне в Омск с рукописями Абая. В нашем доме Какитай находился неделю. Наслаждались чтением Абая, Пушкина, Лермонтова. ...В 1908 году я прибыл в Семипалатинск. Когда я отбывал свое наказание в семипалатинской тюрьме повидаться со мной пришли Шакерим, Какитай и Турагул. После выхода из тюрьмы Омарбек и Какитай проводили меня в Каркаралинск». Деятель Алаша не только поспособствовал выходу в свет сборника Абая, он также высоко ценил произведения поэта, был первым популяризатором его произведений и приложил немало усилий дабы труды Абая дошли до читателей.
Факт №3. Составителями первого сборника являются Какитай и Турагул. Если верить воспоминаниям современников о жизни Абая, то можно заметить, что поэт не искал и собирал написанные им самим стихи. Будь то во время чтения книги или в моменты, когда его одолевали раздумья, он всегда держал при себе карандаш и листок бумаги, на которой и излагал свои мысли в стихотворной форме. Находившиеся рядом с ним в тот момент люди – дети, братья или посторонние - забирали его стихи. Так они переписывали песни, некоторые из которых были наложены под звуки домбры и исполнялись местными акынами. Лишь в 1896 году Абай заговорил о необходимости собирать свои стихи. Сбор, упорядочение, перепись и подготовка к печати стихов заняли много времени. Над составлением сборника трудились Какитай Ыскакулы, сын родного брата Абая, и Турагул Абайулы. С малых лет Какитай воспитывался у Абая. Они с Турагулом были непосредственными свидетелями процесса сложения стихов Абая. В своих воспоминаниях Турагул рассказывал, что они знали в каком году, с каким настроением и по какому случаю были написаны те или иные стихотворения Абая. Кроме того, собранные Какитаем и Турагулом стихи нередко обсуждались с приезжавшими в Семей Алиханом и Шакаримом. Возможна тогда и был систематизирован основной смысл и содержание сборника.
Факт №4. Поиском и сбором рукописей Абая также занимался Мурсеит Бикеулы. Он родился в 1860 году в нынешнем Абайском районе Восточно-Казахстанской области и умер в 1917 году. Он является седьмым потомком Анет баба, чье имя упоминается в поэме «Калкаман-Мамыр» Шакарима. Он четыре года обучался в русской школе Семея, а затем учился в Бухаре. Работал переводчиком и писарем в канцелярии Семипалатинского уезда, был учителем в школе. Абай пригласил его в свой аул, чтобы он учил детей. Прочитав стихотворение «Жарапазан» написанный Мурсеитом для детей, Абай поручил ему собирать и записывать его стихи. Мурсеит переписал стихи Абая на 5 тетрадях, две из них сейчас хранятся в фонде рукописей Национальной библиотеки казахстана, одна – в научно-культурном центре «Дом Ауэзова». В Государственном литературно-мемориальном заповеднике Абая в Семея хранятся фотокопии этих тетрадей. Они оказали большую помощь Какитаю и Турагулу во время выпуска первого сборника в 1909 году. Мурсеит в специально отведенном для него доме в течении месяца еще раз переписал сборник целиком. Если учесть, что Мурсеит обладал не только арабской грамотностью, но и владел приемами хуснихат (красивое письмо) и был искуссным писарем, то тот факт, что именно Мурсеит занимался переписью сборника Абая не подлежит сомнению. Так как на сегодняшний день оригиналы произведений Абая не сохранились, то основными вариантами считаются именно рукописи Мурсеита.
Факт №5. Сборник был напечатан в Петербурге в типографии татарского купца Ильяса Бораганского. Бораганский - крымский татарин, занимался просветительством и типографским делом. Также из стен этой типографии в 1905 году в свет вышла рукопись поэмы Едыге, собранная Шоканом Уалихановым.
Факт №6. Сборник состоит из 17 разделов, в него включены 145 стихов и 2 поэмы. Разделы носят названия: «Халық туралы», «Өлең туралы», «Өзі туралы», «Ғашықтық туралы», «Ой туралы», «Насихат туралы», «Замандастар туралы», «Сегіз аяқ», «Сұлу ұрғашы туралы», «Жазғытұры», «Жаз», «Күз», «Қыс», «Аңшылық туралы». В раздел «Переводтар» включены переводы 41 произведения, также в разделе «Әңгіме» включены поэмы «Әңгіме Масғұт», «Ескендір әңгімесі». В конце сборника дана биография Абая, написанная Какитаем и фотография поэта.