Алихан Букейханов был политиком общегосударственного уровня. Часть 1
05.08.2020 1974

 

100 лет назад на огромной территории бывшей Российской империи проходили сложные процессы национального государственного строительства. В Казахстане большую политическую деятельность по созданию национальной автономии проводила партия Алаш. Однако политическая ситуация сложилась таким образом, что к власти пришли большевики. 26 августе 1920 года был издан Декрет ВЦИК и СНК «Об образовании Киргизской (Казахской) автономной советской социалистической республики»

Накануне юбилейного события российский историк-ученый В.И. Козодой дал подробное интервью порталу Qazaqstan Tarihy.

 

- Здравствуйте, Виктор Иванович. В этом году будет 100 лет со дня образования Казахской автономной Советской Социалистической Республики. Этому предшествовали бурные, сложные, я бы даже сказал, трагические события 1917-1919 гг. – революции, создание автономии Алаш, гражданская война. Палитра политических сил в регионе Сибири и Казахстана была настолько многообразной, что не каждый исследователь в этом разберется. С чего следует начать?

 

- Столетний юбилей – это знаменательная дата в истории Казахстана, с чем я и поздравляю всех казахстанцев.

Отвечая на ваш вопрос, стоит отметить, что у каждого историка, исследователя есть свои подходы и методы работы. Я исхожу из того, что, прежде всего, для того, чтобы понять, что конкретно происходило, какой, вообще, был общественно-политический фон на разных уровнях действительности в предшествующий период, надо начинать, хотя бы, со времени падения самодержавия в России и последовавших далее событий Февральской революции 1917 года.




При этом изучить и понять только то, что происходило и как развивалась ситуация в Казахстане, этого явно недостаточно. Необходимо рассмотреть и то, что происходило в России в целом, так как это было единое государство и внутри него происходили единые и общие политические процессы. Особенного внимания требует рассмотрение ситуации в Сибири, в силу множества взаимосвязей и похожих событий, а лидеры Алаш, включая А. Букейханова, были сильно интегрированы в сибирскую тематику, в том числе в такие темы, как «Сибирское областничество» и Сибирская автономия.

Далее, надо рассмотреть и учесть общий международный, мировой контекст в целом, что происходило в мире и как это влияло на местную ситуацию. Это важно, потому что в 1918 году все еще шла Первая Мировая война, и территории Сибири, Урала и Казахстана превратились в арену противостояний и битв геополитических противников: стран Антанты и Тройственного Союза.

Во-вторых, определить основных ведущих акторов, оказывавших влияние на события тех времен, их цели, мотивы. С учетом того, что в 1918-1920 гг. шла Гражданская война, которую нельзя сводить к упрощенному восприятию, как войну между «белыми и красными», а понимать, что процессы были более глубокие и сложные. На первоначальном этапе против большевиков сражались, в том числе и их недавние союзники-революционеры: эсеры и меньшевики, другие борцы с самодержавием.

Более того, здесь можно наблюдать такое явление, как наложение целого ряда конфликтов на отдельной территории, которые в чем-то пересекались, а в чем-то шли параллельно. Например, борьба чехословаков с венграми (мадьярами) за создание своего независимого государства от Австро-Венгрии в рамках их Гражданской войны, отклики которой имели место на территории России и Казахстана.

Уяснить цели и мотивы, интересы стран Тройственного Союза и стран Антанты и то, что Россия, как и Казахстан были не столько целью, сколько средством решения их собственных задач.

Учитывать и такие факторы, как обострение противостояния между «старожилами» и переселенцами, фактор казачества, и такой фактор, как внутренние противоречия, что отмечает в своей работе Т. Журтбай, указывая, что войско формировались по родовому признаку… «основные красные были кипчаками, основные алашординцы – аргынами».

Не будем забывать, что, кроме Алаш, существовали другие проекты, планы и попытки реализации целого ряда автономий - Туркестанской (Кокандской), Сибирской, Башкирской. Значимыми являются также интересы руководителей разных проектов, которые далеко не всегда совпадали и имели подчас достаточно сильные противоречия.

В - третьих, надо исходить из того, что с 1917 года был не один проект создания Казахской автономии – проект Алаш, но был еще и проект советской автономии, который затем и лег в основу создания КАССР.

В-четвертых, обязательно надо рассмотреть биографии основных участников указанных событий, причем не только в период 1917 - 1920 гг., но и всей биографии, например, А. Букейханова, чем я сейчас и занимаюсь, чтобы понимать, с каким «багажом», с каким личностным ресурсом он подошел к главному событию своей жизни. Без этого невозможно понять мотивацию его поступков и действий. 

Без знания подробной биографии, без всяких домыслов и вымыслов, мифов невозможно будет осознать, что он был политиком не просто регионального уровня. Как депутат Государственной думы Российской империи, член ЦК крупнейшей и самой влиятельной оппозиционной партии кадетов, Алихан Букейханов был политиком общегосударственного, общеимперского, общероссийского уровня, решительно ворвавшимся в большую политику в 1905 году, влившись в ряды политической контр-элиты Российского государства, члены которой сами стали во главе российской власти в 1917 году. 

Вот основные подходы с чего и надо, как я думаю, начинать такое исследование.

 

- Алихану Букейханову приходилось действовать с учетом геополитических особенностей. Казахстан и Средняя Азия входили в сферу геополитических интересов некоторых стран «союзников», той же Англии.

 

- Безусловно, как я уже говорил, геополитическая ситуация была довольно сложная, в которой А.Букейханову надо было хорошо ориентироваться. У той же Англии были давние интересы в Центральной Азии, где она рассматривала Россию, как геополитического конкурента. При этом неважно царская ли это Россия или Советская Россия. Во многом это было и из опасений возможного влияния на Британскую Индию, «жемчужину в короне Британской империи».

Известно, что именно Англия в 1920 году оказывала серьезное давление на генерала Деникина, в том числе и в силу противоречий из-за влияния на территории в районе Каспийского моря. Далеко не однозначна и роль британского консула Престона в Сибири, особенно в 1918 году.

Одна из основных линий – это стремление Антанты восстановить в каком-либо виде Восточный фронт, после подписания Брестского мира в марте 1918 года, с тем, чтобы не дать возможность Германии и Австро-Венгрии пополнить ряды своих армий, за счет своих бывших военнопленных из России, которых было более 2 миллионов человек, многие из них, кстати, находилось в Казахстане. Кроме того, попытаться не допустить максимальной передислокации войск Германии и Австро-Венгрии на Западный фронт, и не позволить превратить, как Сибирь, так и Казахстан в источник пополнения продовольствия и сырья.

В любом случае это не был чисто региональный конфликт или просто внутригосударственный, здесь столкнулись интересы многих геополитических сил, сильных соперников, и в своей деятельности и А.Букейханову и его соратникам необходимо было все это учитывать.

 

- Как известно, Вы в данный момент занимаетесь изучением деятельности одного из видных деятелей Алаша и кадетской партии Алихана Букейханова. Как оказалось, в настоящее время нет ни одной научной монографии об этом политическом деятеле. Какие новые грани открылись в результате вашего исследования?

 

- Прежде всего, надо уточнить, что в России нет ни одной монографии или книги про Алихана Букейханова, есть только статьи в научных журналах. В Казахстане, начиная с 90-х годов, была проведена большая работа, есть ряд книг, таких авторов, как М.Х. Асылбекова и Э.Т. Сеитова, С.Х. Аккулы, историка Д. Аманжоловой, изданы сборники работы и сборники документов, статьи в научных журналах. Но, несмотря на большую проделанную работу казахстанскими и российскими исследователями, нельзя считать эту работу завершенной.

Моя работа, разумеется, будет рассчитана, в первую очередь, на российского читателя – специалистов и любителей истории, чтобы в какой- то степени компенсировать этот пробел.

Мой интерес, исключительно научный. Во-первых, я считаю, что Алихан Букейханов не только крупный казахстанский исторический деятель, но в той же мере и российский.

Во-вторых, занимаясь в последние годы историей Сибирской республики 1918 года, я понял, что невозможно разобраться до конца в этой истории, без понимания истории движения Алаш, правительства Алаш-Орды и, разумеется, их лидера Алихана Букейханова.

Поэтому я выстраиваю свою исследовательскую деятельность по трем направлениям.

Первое. Введение в научный оборот новых, либо малоизвестных источников.

Второе. Переосмысление на новой методологической базе фактов его биографии, которые уже введены в научный оборот.

Третье. Обобщение в единое целое фактологического материала из источников и исследований, наработанных исследователями по иным темам, в которых Алихан Букейханов упоминается, но не является объектом изучения.




С этой целью я уже отработал в десяти архивах России и Казахстана, помимо этого отработал уже десятки сборников документов, мемуаров, воспоминаний, монографий, научных статей, газет и журналов того времени. Очень ценные и полезные источники для моего исследования я нашел в архивах Томска, Самары, Оренбурга, Алматы, в первую очередь ЦГА РК, в том числе ранее не исследованные фонды.

Это во многом уточняет, либо меняет в целом представления по таким вопросам, как год рождения Алихана Букейханова, жизнь и деятельность в Самаре, образ жизни, как сотрудника банка, его связи в этой сфере, деятельность в Наркомземе, уже при Советской власти, а также ряд других вопросов.

 

- Какую роль играл Алихан Букейханов на съездах Сибирских областников?

 

- Прежде всего, надо отметить, что у Алихана Букейханова, еще с конца XIX века, были давние знакомства и связи с сибирскими областниками. Лидер сибирских областников Г. Потанин называл его своим другом, а сами идеи сибирских областников были довольно популярны среди интеллигенции. Так, например, А. Ермеков, один из активных алашевцев, в 1932 году писал, что он был «воспитан в студенческие годы на идеях Ядринцева («Сибирь как колония»), Потанина, Щапова и других сибирских революционных публицистов». О влиянии на себя идей Сибирской автономии, писал в своих «Воспоминаниях» и крупный политический деятель башкирского национального движения Заки Валиди Таган, которого сам Алихан Букейханов свел с Г. Потаниным, после чего у тех началась переписка. Он настолько проникся идеями Сибирской автономии, что высказывал мысль, что если бы тогда автономия состоялась, то к ней, к Сибирской автономии, мог бы присоединиться и Восточный Башкортостан.




Материалы Сибирского областного съезда, прошедшего в октябре 1917 года в Томске, содержат важную для нас информацию. Так, в анкете делегата съезда, Алихан Букейханов, за своей личной подписью, указывает свой возраст – 48 лет, что само по себе опровергает существующие утверждения о 1866 годе, как о годе его рождения. Да, действительно, есть документы, в которых указан именно 1866 год рождения. Но надо иметь ввиду, что этот документ – карта арестанта 1937 года, когда он был арестован, и находился под сильным моральным и психологическим давлением. Человек в таких условиях не был свободен и независим в своих действиях. Мы даже представить себе не можем, под каким физическим воздействием находился Алихан Букейханов, тем более что все закончилось трагически, и он был расстрелян. Ценность анкеты 1917 года заключается в том, что в это время он находился на свободе, был крупным руководителем, и над ним не было какой-либо довлеющей внешней силы.

В этой же анкете он указал свою партийность – член конституционно-демократической партии (кадетов). Этот факт так же опровергает некоторые утверждения, что он уже в июле 1917 года вышел из этой партии. Любопытно и то, что из своих указанных 48 лет, он указал, что 38 лет он прожил в Сибири, тем самым самопозиционируя себя сибиряком.

По материалам и документам хорошо просматривается, каким авторитетом и уважением Алихан Букейханов пользовался у делегатов съезда. Это было вполне заслуженно, так как по уровню и профессиональной подготовке и политическому опыту, как политик общегосударственного уровня, он был на голову выше многих делегатов. Делегаты, выступая со своими речами, часто публично обращались именно к нему, как бы ожидая его реакции.

На съезде он был своим, а они были своими для него. Это важно для исследования, так как потом именно на этой базе была сформирована и Сибирская областная дума, а затем и Временное Сибирское правительство, с которыми было налажено сотрудничество после свержения власти большевиков в мае-июне 1918 года. Сибирская тема, «сибирский след» это очень важный момент в его политической биографии.

(Продолжение читайте здесь 

Алихан Букейханов был политиком общегосударственного уровня. Часть 2)